Человечество освободится от негатива капитализма

Аникеев Александр Борисович
    Одни убеждены, что это частная собственность на средства производства является основой всего негатива при капитализме, другие считают, что прибыль является основным признаком, главным злом капитализма и причиной бедности населения. Но из политэкономии известно, что прибыль есть результат продажи прибавочного продукта, за который капиталист не оплатил труд своего наёмного работника и эта прибыль есть тот капитал, который необходим капиталисту не только для обогащения, но и для расширения производства, если такое расширение необходимо для общества! Прибыль также есть положительная разница между суммарными доходами и затратами на производство проданного продукта труда.

     А если прибыль есть, а расширения производства нет, то вся прибыль остаётся у капиталиста. Причём независимо от того, отдельный это капиталист или совокупный, в виде государства с буржуазно привилегированным чиновничеством, которое распоряжается всей производимой трудящимися продукцией как лавочник в своей лавке.  А ведь этот прибавочный продукт люди производят в результате совместной деятельности, в своё рабочее время, которое не оплачивается и по сути является результатом общественного труда, но деньги от продажи этого продукта присваивает капиталист.

     С древнейших времён в своих общинах люди создавали запасы продовольствия и других результатов труда для страхования будущего в случае неудачной охоты, неурожая или падежа скота и это тоже есть своего рода общественный прибавочный продукт, который создаётся для совместного использования людьми для удовлетворения своих потребностей в будущем времени по законам своего общества. В родовой общине или в расширенной общине объединяющей несколько родовых общин и семей запасы хранились в общем хранилище и назначались более честные и ответственные люди отвечающие за хранение продуктов труда, которые были собственностью всей общины. А распределялись по её законам, нормам и правилам, которые определялись весьма демократично - на общем сходе дееспособных членов общины.

     С появлением классов и государства эти запасы стали собственностью либо рабовладельца, либо феодала, либо государства как совокупного рабовладельца, феодала или капиталиста, то есть находятся в руках привилегированного правящего класса в форме частной или государственной собственности. А по учению Маркса государство при государственном капитализме есть частная собственность государственного бюрократического аппарата власти в виде буржуазно привилегированного чиновничества.
 
     Прибавочный продукт и деньги от его продажи доставался правящему классу государства и этот правящий класс решал, как ими распорядиться, не забывая о себе, любимых. А поскольку они все выполняют общественно значимые функции и при помощи своих служб обеспечения законности и правопорядка защищают, якобы, жизнь граждан от внутренних и внешних нарушителей установленного порядка, обеспечивая судебную защиту слабых и обиженных, то есть обеспечивают жизнь и развитие граждан своего государства, то они все считают, что имеют вполне заслуженные привилегии, а трудящиеся пусть живут на то, что останется с их барского стола.

     И пока граждане государства соглашаются с тем, что правящей класс имеет более привилегированные условия жизни за свою более ответственную государственную деятельность, несмотря на то, что у них тоже свой законный восьмичасовой рабочий день с законными выходными и праздничными, общество живёт мирно, хотя условия труда чиновников не сравнить с условиями труда шахтёра или металлурга. Особенно если они сами себе хозяева и с них никто не спрашивает за добросовестность своего "непосильного" труда. Но когда класс трудящихся начинает понимать необходимость объединения для борьбы за свои права жить в человеческих условиях, в обществе начинаются революционные преобразования.

     Итак, прибавочный общественный продукт использовался человечеством с древности, но при товарном производстве, то есть при производстве, продажи и присвоения денег от стоимости этого продукта эти деньги стали называться прибылью и эта прибыль тоже была во все века с появлением денег и торговли. Ведь если не будет прибыли и товар будет продаваться по себестоимости, то есть сколько потратил на производство, за столько и продал, то это уже будет фактически себе в убыток!  За что тогда покупать необходимое для продолжения своей жизни и жизни своей семьи, необходимое сырьё и изнашивающийся инструмент как средства необходимые для получения продуктов труда, если у человека больше нет никаких средств производства необходимого для продолжения жизни?

     А значит не только при капитализме добавленная стоимость получила наименование прибыль, когда прибавочный продукт появляется в результате НЕОПЛАЧЕННОГО ПРИБАВОЧНОГО  ТРУДА наёмных работников на предприятиях, созданных на частные средства и по частной инициативе владельцев средств производства, но и при любом труде, когда продукт производится для продажи, а не для частного потребления индивидуала!

     За свой труд, дающий работу и заработок другим, предприниматель имел право на более высокий уровень жизни, если это признавалось справедливым большинством общества.

     На основании изложенного следует признать, что прибыль как результат от продажи при добавленной стоимости используется с древности, а значит, не может быть причиной и главным признаком негатива современного капитализма. Прибыль есть те же деньги от продажи продуктов труда, которые должны соответствовать новому способу производства – капиталистическому, если нет больше рабского и крепостного труда!

     Сам же капитализм зарождается ещё при рабовладении и феодализме, когда крестьяне или освободившиеся рабы переходят к наемному труду на тех же плантациях или полях, а значит, не прибыль частника и не частная собственность, и не наёмный труд является основой, сущностью, причиной и главным признаком капитализма.

     Вспомним определение капитализма. Капитализм это общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности средств производства класса буржуазии и на его эксплуатации при помощи капитала класса наёмных трудящихся, лишённых средств производства необходимого для продолжения жизни и вынужденных продавать свою рабочую силу или любые другие свои способности и возможности.

     Но ведь понятно, что и превращение частной собственности на средства производства в общественную или государственную собственность не делает производимые средства для жизни собственностью всех по количеству и квалификации труда! То есть это не позволяет народу иметь средства потребления достойно своего труда, если платой за труд являются деньги, даже если они выплачиваются пропорционально выполняемой работе! Меняется только характер собственности средств производства, а способ распределения социальных благ сохраняется прежний, через рынок! А говорить о равноправии и социальной справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

     Ведь общественно полезный труд - это труд направленный на благополучие ВСЕГО общества, а не только тех, у кого много денег, а некоторые трудятся лишь на лишение людей такого благополучия, значит это антиобщественное деяние и должно пресекаться по закону! А где такой закон и нормы определяющие социальное благополучие и его взаимосвязи с деятельностью населения? Вот такие законы и предлагается внедрить в жизнь общества.

     Конечно, такие законы не сделают всех поголовно честными, порядочными и счастливыми, да и возможно это только в стране, где люди живут сплочённо, всегда готовы прийти на помощь друг другу, где правительство заботится о своём народе, но такое устройство общества без сомнения не только позволит ликвидировать нищету и обездоленность среди честных и трудолюбивых людей, но и богатых не обидит, ибо всё, что будет производиться сверх норм необходимых для социального благополучия общества остаётся на рынке, а при условиях прямого народовластия можно повышать нормы необходимого при удовлетворения насущных потребностей населения от общего количества производимых средств для жизни!

     А разве только это не стоит воплощения в жизнь подобного общественного устройства? Только люди лишённые чести и совести будут против такого устройства и можно сделать вывод, каких людей объединяет сегодня Российская Федерация, если они не объединяются в свою политическую партию с такой программой против нищеты и бесправия.


     Современный капитализм с трестами, конгломератами, ТНК, с крупной финансовой олигархией, сросшейся с государственным аппаратом, описывал и Ленин более ста лет тому назад. Ленин назвал это империализмом – высшей и последней стадией развития капитализма. В частности, он доказал, что экономическая эксплуатация будет расти всё сильнее и сильнее, а борьба за рынки сбыта и передел уже поделенного мира продолжится до тех пор, пока существует монополия капитала, власть денег и анархия рынка.

     А значит сущностью капитализма является монополия капитала, власть денег и анархия рынка при эксплуатации угнетённого класса, что и позволяет правящему классу жить привилегированно! А когда вместо монополии капитала, рабовладельцев и феодалов будет монополия закона о социальных гарантиях на средства для жизни в социально-бытовой сфере по количеству и квалификации честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и будут хорошо будут работать службы обеспечения законности и правопорядка, то именно тогда и начнёт развиваться социализм как первая фаза коммунистического общества! А когда эти гарантии распространятся и на все средства коммуникации в виде энергии, водопровода, санитарной канализации, средств связи, информации и транспорта, начнётся коммунизм! Но и это ещё не конец человеческого развития, но об этом в других статьях.

     Образование мирового рынка, экономические коллапсы, государственные перевороты в странах третьего мира, растущее влияние транснациональных корпораций, сумасшедшее перепроизводство и регулярно повторяющиеся социально-экономические кризисы от несоответствия товарных и денежных масс лишь подтверждают марксистские и ленинские тезисы о негативе капитализма. Агрессивный, транснациональный характер империализма, распространение монополии капитала, власти денег и анархии рынка повсеместно и в международном масштабе, – всё это говорит о том, что капиталисты всех стран давным-давно сплотились в своём стремлении нахапать как можно больше:

     «Посмотрите на капиталистов: они стараются разжечь национальную вражду в простом народе, а сами отлично обделывают свои делишки: в одном и том же акционерном обществе — и русские, и украинцы, и поляки, и евреи, и немцы. Против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих стараются разделить и ослабить национальной враждой!» (В.И.Ленин, ПСС, т.23, с.376)

     Но лишь Маркс предложил сделать так, чтобы при всеобщем участии всех граждан трудоспособного возраста в общественном производстве необходимого при службе на благо общества было и справедливое общественное распределение всех производимых трудящимся народом благ и оказании необходимых услуг для жизни населения страны по количеству и квалификации общественно необходимого труда каждого!

     Чтобы каждый здоровый человек трудоспособного возраста, имея равное со всеми право честно и добросовестно служить своим трудом на благо общества при честно и справедливо нормированном труде по времени, сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, имел равное право гарантированно получать от общества достойную человека норму базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в стране количества по узаконенному для всех равенству количества рабочего времени!

     Чтобы  благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда! При сохранении рынка на производимое верх норм необходимых для социального благополучия общества!  Чтобы каждый понимал, что качество его жизни зависит от качества его общественно необходимого труда! При полной занятости всех дееспособных граждан этого общества в общественно необходимом труде по своим способностям! Вот тогда и получится, что каждый трудится по своим способностям, имея всё необходимое по своим насущным потребностям достойно способностей!

     А с развитием экономики общества чтобы можно было по этому принципу распределять и все необходимые людям средства коммуникации! А на рынке лишь конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают их стандартные или общественные формы! Ведь уже сегодня, если этого не будет у законопослушного финна, шведа или норвежца, то это будет уже нарушением их законных и естественных прав как честного и добросовестного гражданина общества!

     А сказочку про коммунизм, где каждый будет трудиться на благо общества по способностям, а иметь от общества необходимое для жизни по потребностям, независимо от участия в труде на благо общества, ЗАБУДЬТЕ! Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов в общественно полезном труде!

     Дети в таком государстве должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, разбазарив, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     Но вернёмся к наёмному труду при капитализме. Что является существенным признаком наёмного труда? Таким признаком является заработная плата. Заработная плата служит главным звеном в отношении рабочих и капиталистов, поэтому она является главным признаком наёмного труда, но какие социальные гарантии даёт заработная плата трудящимся при монополии капитала, власти денег и анархии рынка?

     Правильно, НИКАКИХ! И отсюда следует, что для снижения монополии капитала необходимо расширять монополию закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда, то есть по достойным человека нормам базовых благ для жизни от их общего производимого в обществе количества для ликвидации буржуазных привилегий жить по неизвестно как добытому капиталу! При сохранении зарплаты и рынка на производимое сверх норм необходимых для социально-бытового благополучия общества! А чем больше будет таких гарантий, тем больше будет социализма или коммунизма! Ведь Маркс и Энгельс не разделяли социализм и коммунизм, считая, что социализм есть лишь начальная фаза коммунистического общества с гарантиями для народа страны лишь на материальные блага социально-бытовой сферы по количеству и квалификации труда при полной занятости трудоспособного населения!

     А поскольку заработная плата должна быть эквивалентна общественному продукту необходимого для жизни и развития трудящегося населения, то это значит, что необходимо перейти к непосредственному натуральному распределению, но не выдачей зарплаты продукцией предприятия, а организовать жизнь населения так, чтобы с правом честно и добросовестно трудиться на благо общества каждый имел законное и гарантированное право честно и законно иметь от общества необходимые каждому и производимые в обществе социально-бытовые блага в виде достойных человека норм добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в обществе количества! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия всех трудящихся и их семей!

     При капитализме заработная плата зависит от отношения между трудом и капиталом. Если имеется избыток рабочих над капиталом, то зарплата снижается, а капитал возрастает. Если мало рабочих, то для повышении эффективности производства поднимают зарплату в ущерб роста капиталу, в ущерб его накоплению и модернизации производства.

     Первые условия сложились в традиционных капиталистических странах с большим числом частных предприятий, рыночной конкуренцией и безработицей. Второй случай складывается в странах с государственно-капиталистической монополией в производстве, как это было в советской России.

     В СССР это привело к тому, что после ликвидации безработицы в 1930 г. в стране возник повышенный спрос на рабочую силу, зарплата стала расти, несмотря на жёсткий государственный контроль за предприятиями и ценами. В систематическом порядке экономисты стали отмечать это явление, начиная с 1950 г. Эффективность производства снижалась, финансовые трудности государства возрастали. Эта негативная тенденция, в конечном счёте, разрушила СССР, она почти сохранилась и в современной России и привела к нынешнему кризису в политической и экономической жизни общества.

     Надо отметить, что экономика социально развитых стран направленная на удовлетворение насущных потребностей трудящегося населения по количеству и квалификации их труда, а не на рост прибыли, имеет тенденцию превратиться в действительно социалистическую экономику, поэтому в традиционных капиталистических странах наблюдается снижение социального благополучия трудящихся, даже если прибыль высокая, а материальных благ на всех не хватает. Борьба за увеличение прибыли и эффективность производства заставляет капиталистов переносить производства из передовых стран в отсталые, что и составляет суть процесса глобализации, но этот тупиковый путь повышает безработицу в стране, откуда уводят производство, что повышает уровень преступности и рост социальных беспорядков.

     Отсюда делаем следующие выводы. История СССР и явление глобализации показывают, что рост финансового капитала у отдельных личностей или у отдельных государств при глобализации мировой экономики сопровождается снижением его эффективности, что ведет к кризису всей системе мирового капитализма и к гибели капиталистического способа производства!  А главным негативным фактором служит не столько монополия капитала, власть денег и анархия рынка, сколько безудержная жажда наживы власть и богатство имущих и их буржуазные привилегии!

     Это значит, что справедливое будущее России и других стран мира будет состоять только в сокращении монополии капитала и в росте монополии законов о социальных гарантиях трудящегося населения по количеству и квалификации труда, но это возможно лишь при объединении трудящихся в свою мощную политическую партию для борьбы за свои права жить в человеческих условиях, что и предлагали сделать Маркс и Энгельс и о чём забывают или просто не знают современные социалисты, коммунисты и так называемые марксисты, которые труды Маркса и Энгельса даже не читали. И лишь после победы партии с социально прогрессивной программой развития, когда она станет правящей, эта партия может диктовать свои законы и создавать своё государство со своими службами обеспечения законности и правопорядка! Права и законы не могут быть выше власти, сначала необходимо взять власть и лишь потом можно диктовать свои законы!  А прав без законов НЕ БЫВАЕТ!

     А значит, цели всех левых партий в России и мире, если они за развитие в своих странах гуманизма, равноправия и социальной справедливости, должны вернуться к трудам Маркса и Энгельса и внимательно их изучить, если то, что здесь изложено до них ещё не дошло.  Вся история развития человечества указывает что правильно понятые идеи Маркса и Энгельса, а не извращённые противниками социальной справедливости – это единственный путь, который может вывести общество монополии капитала, власти денег и анархии рынка на путь развития монополии законов о социально-коммуникационных гарантиях по количеству и квалификации труда, к развитию гуманизма, равноправия и социальной справедливости!