История и общество. Окончание

Аркадий Куратёв
ИРИО (в российском варианте) после казни великого князя Николая Михайловича просуществовало недолго: в сентябре 1920 Общее собрание Российской АН вынесло решение об окончательном закрытии общества (всё его имущество передано АН). К тому времени все первые учредители общества ушли в мир иной, причём, за исключением А.А.Половцова, все предпочли остаться в 19 веке.
В апреля 1925 года состоялась попытка возродить работу общества группой  русских учёных и общественных деятелей в эмиграции. Таким образом начался пражский этап работы РИО, четвертым председателем его стал инициатор возрождения, выдающийся русский историк Е. Ф. Шмурло. Пражский вариант просуществовал до 1944 года; сменилось шесть председателей. Хочу уделить внимание лишь одному из них: у Е.Ф. Шмурло дела принял Александр Александрович Кизеветтер, известный не только своими работами по истории. Нет сомнения в его научной компетенции:  ученый, закончивший  историко-филологической факультет Московского университета, ученик В.О. Ключевского защитивший  в 1903 году  диссертацию на степень магистра русской истории: «Посадская община в России XVIII столетия» он заслужил признание соотечественников. Однако -  один из лидеров партии кадетов, той самой партии которая в начале века имела большой политический вес, а к 1917 году с ней не считался практически никто. В 1904 году вступил в «Союз освобождения», был избран членом ЦК партии кадетов (1906). Депутат 2-й Государственной думы.
О негативной роли кадетов в судьбе российской монархии написано довольно много и справедливо. Судьба А.А.Кизеветтер с одной стороны благополучна, с другой – показательна: по постановлению Коллегии ГПУ от 25 августа 1922 года выслан за границу. Первоначально выехал в Берлин. В январе 1923 года прибыл в Прагу, где провёл оставшуюся жизнь. Был профессором русской истории в Пражском университете. Судя по опубликованной переписке большую часть времени и усилий тратил на бытовое устройство; скверный быт никак не сопутствовал научной работе.
Итогом работе РИО в Праге стало издание собственных трудов — «Запискок Русского Исторического Общества в Праге». С 1927 по 1940 год было подготовлено 5 книг записок.
Было бы некорректным обойти  вниманием  тот факт, что чешские лидеры Бенеш и  Масарик способствовали деятельности не только РИО, но и других русский обществ, обосновавшихся в довоенной Праге. Но на этом заграничная история РИО не завершилась: деятельность общества продолжалась силами объединения русских учёных в Сан-Франциско.  Организовавшись в   1937 году, РИО в Америке издало следующие «Записки». В 1948 году Русское историческое общество в Америке было переименовано в Музей русской культуры, который существует до сих пор. Желающим больше узнать об этом музее я отсылаю к подробной статье:
Хисамутдинов А.А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы дальневосточной эмиграции // Отечественные архивы. - 1999. - 5. - С. 22-29
Она завершается следующими словами: «Всё это бесценное собрание держится на энтузиазме горстки людей, которые все свободное время бескорыстно отдают сохранению документов. Сегодня председателем правления музея является Дмитрий Георгиевич Брауне, выпускник харбинских гимназии им. Ф. Достоевского и восточного факультета Института Св. Владимира. По духовному завещанию владельцев музея все его богатства должны вернуться в Россию. К сожалению, наша многострадальная страна еще не может дать гарантий, что все накопленное эмигрантами сохранится для потомков».
Коротенько познакомившись с историей РИО, вернемся в наши дни. Возрождение РИО состоялось сравнительно недавно:  4 ноября 2004 года, в День народного единства, на учредительном собрании в Москве было объявлено о восстановлении Русского исторического общества в России. Десятым председателем общества был избран П. П. Александров-Деркаченко, секретарём Совета общества — В. О. Недельский, помощником председателя и ревизором общества — М. А. Смирнов. Были утверждены все прежние правила приема в общество, его цели и задачи. И даже начата работа - в 2008 году в Петербурге все 148 томов «Сборника Императорского Русского исторического общества» были переизданы. Также было факсимильно воспроизведено юбилейное издание, выпущенное когда-то к 50-летию организации.
Недолго музыка играла: 14 мая 2012 года Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин выступил на заседании Организационного комитета по созданию Российского исторического общества.
Ссылка:  http://www.diletant.ru/news/913715/
Потом, по информации агентства  РИА Новости «Российские историки собрались в ассоциацию и позвали Путина»: «МОСКВА, 20 июня 2012 -. В России воссоздана ассоциация ученых-историков - Российское историческое общество, существовавшее с 1866 по 1920 годы.  Его председатель, спикер Госдумы Сергей Нарышкин от имени организаторов предложит возглавить попечительский совет президенту РФ Владимиру Путину, который уже возглавляет попечительский совет другой научно-просветительской организации - Русского географического общества. В короткие сроки был разработан на хорошем графическом уровне сайт общества. На одном из заседаний общества С.Иванов сформулировал задачи, стоящие перед историками, в числе которых но особом месте находились создание учебника истории и соблюдение установившихся традиций памяти о ВОВ.  Всё потихоньку стало на свои места, с маленьким «но» - 28 февраля 2014 года в Москве состоялось Учредительное собрание Вольного исторического общества.  Историки и другие исследователи исторического знания обсудили манифест общества и проект его устава. Председателем совета Вольного исторического общества был единогласно избран шеф-редактор журнала «Отечественные записки» Никита Соколов. Таким образом, нынче мы имеем несколько исторических обществ.
Ссылка: http://polit.ru/news/2014/02/28/vio/
07.05.2014 на радио «Свобода» состоялась дискуссия на тему «Запретил ли подписанный президентом В.В.Путиным "Закон "Яровой" публиковать правду о войне и прошлом России»?
Ссылка: http://www.svoboda.org/content/transcript/25376086.html
В ней участвовали уже знакомый нам Никита Соколов, Марк Солонин - автор исследований о Второй мировой войне и юрист, эксперт "Единой России", глава НКО "Центр правовой помощи соотечественникам -  "Москва - Россияне" Михаил Иоффе.
Разговор вылился в обсуждение юридических тонкостей вновь изданного закона, причем его разработчик Иоффе тщательно разъясняя разницу применении понятий «военное преступление» и «воинское преступление», настаивая, что именно в этом суть акта. Но мне кажется более глубоким замечание Марка Солонина, высказанное в ходе обсуждения: 
«Формулировки закона не имеют никакого отношения к моей жизни и моей работе, но я еще раз повторяю, что закон депутата Яровой написан настолько бессмысленно, в него вставлены  два бессмысленных, делающих его абсолютно неприменимым в честном суде слова “заведомо ложными сведениями”, что в честном суде, который принимает решения на основании закона и права». Завершить этот пост мне хочется на оптимистической ноте. С подачи М.Солонина, вспомнившего графа Бенкендорфа, который говорил такие замечательные слова: “Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение. Именно с этой точки зрения русская история должна быть рассматриваема и писана”.
Прав был граф, ей-богу!
При написании поста использованы открытые источники.