Школа - 3

Анатолий Федосов
                Тот, кто открывает школу,
                закрывает тюрьму.
                Виктор Гюго

                Природа так обо всем позаботилась,
                что повсюду ты находишь, 
                чему учиться.
                Леонардо да Винчи

                Так уж устроена школа.
                Самая важная вещь, которую мы
                там узнаем, заключается в том,
                что все самое важное
                мы узнаем не там.
                Харуки Мураками


Понимаю, понимаю, своими эпиграфами, я каждый раз ввожу ваши мысли в «раздрай» - с одной стороны, без школы «никак», а с другой – она, вроде как и «не про то» совсем. Ах, если бы вы только знали какая была «ТА» школа, за  возвращение в которую высказались те самые 100% телезрителей, о которых я вел разговор в 1-й части этого моего  сумбурного произведения. Да, в ней было много того, без чего можно было и обойтись или посмотреть на него с иной стороны. Но, зато было так восхитительно много, чего сейчас и след простыл. Какие были учителя – которые трудились не за страх и ради галочки в электронном журнале, а за совесть. Какие были лаборатории, мастерские, экскурсии, спортивные соревнования и вечера, походы – и с одной ночевкой в палатках, пионерские лагеря. Я с грустью вспоминаю то время, когда в школе была четырехдневка, а два дня в неделю ученики ходили на настоящее производство, которое производило новые самолеты, тракторы, станки и пр. И там получали, не только теоретические знания по разным специальностям, но и изготавливали настоящие детали – пусть не такие сложные, как работающие рядом рабочие, но зато чувства, при этом были настоящими. Была летняя практика – тоже настоящая – или в школьных мастерских, или на полях с\х предприятий. Именно там можно было, не только ощутить первую, как радость, так и тяжесть труда рабочего – приобщиться к трудовой жизни. Свою первую зарплату, после 9-го класса я получил за изготовление в школьных мастерских (пусть и такого уж сложного оборудования), необходимого для школы. Мы не имели понятия, что занятия в разнообразных спортивных секциях могут быть платными, а качество и специализация тренеров была настоль велика и качественна, что это сейчас вспоминается как сон. Школьные кружки, факультативы, я уже не говорю о Дворцах пионеров, которые были в самом деле дворцами самых разнообразных искусств.

Зачем я это всё привожу, как достаточно успешный пример – а затем, что это была та самая «река жизни» молодого поколения, которая утекла безвозвратно, и в которую уже нельзя войти во второй раз. Где вы найдете сейчас такое производство, которое согласится выдать пропуск на предприятие, где бы ученики школы, два дня в неделю, не просто слушали экскурсовода и глазели на непонятные станки и механизмы, а трудились наравне с рабочими – и не «понарошку», а как пока ещё, не достаточно опытные рабочие. Но, как рабочие – как и они получали чертежи и необходимый инструмент, обедали с ними в столовой, правильно воспринимали их шутки и нравоучения, помощь и поддержку.… Где вы сейчас увидите школьный огород, продукция с которого, идет в столовую, где вы увидите, зимний снег вокруг школы, покрытый многочисленными следами от лыж – всё это, увы, никак не заменят школьные бассейны и электронные доски в классах, после которых только голова кружится. Школа не театр, и школьник не должен быть только зрителем, пусть и хорошей пьесы – он должен быть исполнителем этих пьес, и пьесы эти должны быть о его будущей жизни, а не о тех, чей след уже простыл. Какое это имеет отношение к воспитанию СЕТИ?  Самое непосредственное! Сеть не может формироваться без личного участия – будь оно основано на зрительной информации, на слуховой, на творческой, а то и просто на деятельно, да, пусть монотонной, повторяющейся и простой (поначалу), но всё это будет тренировать и обучать ученика разносторонне. Сколько у него будет увлечений, обязанностей, форм деятельности и даже отдыха – столько у него будет формироваться и субсетей. Каждая из них будет уметь решать свои специфические задачи – потом он выберет из них свою, самую, самую, любимую, которая будет приносить ему, не только радость, но и успех, чтобы стать профессионалом уже знакомого дела, а не гадать: «Кем стать и в какой ВУЗ или среднее учебное заведение пойти?» Вот здесь, я и позволю привести ещё раз вывод, сделанный одним автомехаником: «Я, говорит он, не знаю ни одного мастера своего дела, который бы пришел из учебного заведения, готовящего автомехаников – все приходят «со стороны!». Т.е., по призванию, по интересу и предназначению, по личным качествам, умению и желанию постигать ЭТО! «Такой», будет постигать это дело разными способами, ведущими его в профессии только вверх, у него и есть та СЕТЬ, которая определилась вполне – на которую субсеть именно и следует сделать главную ставку. Она и будет расти, совершенствоваться и разрастаться (может даже и в ущерб иным, даже тоже важным субсетям, не давая или мешая им, тоже, получить приоритеты и лидерство. Прав, прав был Козьма Прутков, говоря, что «Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння!»

Так что же – главная задача школы только в том и заключается, чтобы способствовать выращиванию «Флюсов»?
Хороший вопрос! И вы, уважаемый читатель, могли бы понять меня превратно – нет, школа не должна выращивать специалистов и даже способствовать тому! Она должна вооружить выпускника инструментом, который даст ему в дальнейшем: видеть, слышать и понимать жизнь, и самое главное – видеть, понимать и правильно оценивать себя, предполагая и полагая, что та дверь, в которую он войдет, окажется его дверью! Там он найдет всё посильное, нужное и интересное именно для него. Увы, но это будет, всего лишь, возможность выбора – на какую субсеть именно следует сделать ставку и это и будет, всего лишь, его будущий профессионализм… Но, там, за этой дверью, рано или поздно, окажется ещё одна или много дверей, открыв которую или которые, он сможет (если найдет в себе возможности и силы) уже стать интеллектуалом. Только вот, захочет ли он их открывать, обрекая себя на дополнительные усилия и тяжелую, пусть и более славную долю – большой вопрос! Какая разница скрывается за этими дверями? Да очень простая, и  надеюсь вы её поймете, если я выражусь условно: за первой дверью будет его выбранный ВУЗ, который будет продолжать взращивать, тренировать и совершенствовать его выбранную им соответствующую субсеть, делая его УМ все более совершенным, а профессионализм более высоким. А за последующей дверью или дверьми, ему придется вновь стать «школьником», с тем, чтобы продолжать учиться видеть, понимать и осваивать, много нового, уже на более высоком уровне, но совсем иного, чтобы в будущем совместить всё это с уже освоенным и усвоенным, прежде. Причем, и этому пути, как и пути к профессионализму не будет конца. Впрочем, и тех и других, едва ли отыщется доля процента – многие не заморачиваются, а останавливаются в своем движении к высотам так быстро, что только диву даешься, понимая, что их разница лишь в разнице серьезности отношения к предмету, их преподавателей в Школах и ВУЗах. Так что, уважаемые читатели, хотите вы этого или нет, боитесь этого или страстно стремитесь к тому, но ваша судьба во многом зависела, зависит и будет зависеть от тех «учителей», которых вы найдете, независимо где – даже случайно, даже на улице… И когда вы будете достойны того, вашими усилиями и стремлениями  – ваша судьба или ваши Ангелы и Души, «подгонят» к вам этих учителей.      Искренне желаю вам того!!!