Репетиция оркестра 01

Виктор Артемьев
               
Вторая половина семидесятых годов прошлого века. Золотые времена. Эпоха развитого социализма. Мир  добр и светел.  Временные трудности с продовольственными и промышленными товарами, ничуть   не омрачали нашего жизнерадостного детства.  Мне 12 лет и я учусь в третьем классе музыкальной школы по классу баяна. Учёба  висела камнем на шее. Таланта  бог не дал,а средние способности предполагали  монашеское усердие. Не всякий  горазд  на такие подвиги. Жизнь проходила мимо, и жизнь была одна. Я  мал по малу, тянул эту лямку. Получалось не очень. 50  на 50. Ни нашим, ни вашим. Достойный расклад  для подростка, посещающего музыкальную школу  в добровольно -  принудительном порядке.
 Так было заведено, что в конце декабря музыкальная школа  давала отчётный концерт на сцене районного дома культуры. Мероприятие традиционное, полезное, но крайне непопулярное среди местного населения. Как   мы не старались, а всё - таки классический репертуар, звучащий со сцены, не обладал  магической силой притяжения.   Отдел культуры не унывал  и ежегодно выставлял на деревянные подмостки  своих питомцев. Юные музыканты тоже  особо не расстраивались, а  привычно и  спокойно  музицировали для двух  десятков слушателей.  Традиционная классика глухим эхом кружила по - громадному, как футбольное поле,  залу и погружала всех присутствующих в лёгкий, предновогодний сон. 
 И всё бы было прекрасно, если  бы этою зимой организаторам концерта  не пришла в голову революционная  идея, оптимизировать представление. Так сказать поднять рейтинг, развеять скуку. Первым делом  отсеяли  откровенно слабых учеников. Ну и так далее  по списку. Сольные номера домристов переквалифицировали  в дуэты.  Два хора, младший и старший, свели в один большой, полусредний.  Пианистов просто сократили, ввиду их избыточного количества.  Ну, а из баянистов соорудили  оркестр  на 9 человек. Получалось и компактнее и звучнее. Сократили время,  усилили звук. Освобождённых  от участия счастливчиков, обязали присутствовать на концерте  в качестве группы поддержки. Выделили месяц на подготовку. Согласовали репертуар, благословили и отсчёт пошёл.   
 Нам достался шедевр  М.И. Глинки – марш Черномора. Нескучная такая вещица, написанная композитором для оперы « Руслан и Людмила» в первой половине девятнадцатого века. Классика, как говориться, не стареет. Внимательно прослушали оригинальную версию в исполнении симфонического оркестра. Ничего особенного. Шествие  дядьки Черномора со  свитой. Напев грозных труб,  и беспорядочный звон смешливых  колокольчиков. Гротеск в стиле - "симфо". Игра контрастов.  За  душу  конечно не цепляет, но, что – то в этом есть. Музыкальное приветствие из сказочных миров. Если всё это дунуть девятью баянами, сон, как рукой снимет. Прекрасная возможность, не прославиться, так хоть  погреметь, от души. Правда, было  одно маленькое «но».  Никто из нас никогда не играл в оркестре. Музыкальная школа не практиковала такого вида обучения. Хлопотно очень.  Мы были первыми, и нас было девять. Цифра вроде бы и  не магическая, но светлая радость дня победы в ней присутствовали. Это был первый плюс. Был и второй – утешительный.  В случае неудачного выступления, мы делили горечь  поражения  на девятерых,  и, стало быть, справедливых упрёков  на одно  лицо приходилось в девять раз меньше. Но на этом все плюсы и заканчивались. Минусы я считать, не стал, чтобы не портить себе настроение. За окном стоял  декабрь, пора приятных заблуждений  и минусы  сами собой превращались в плюсы .
Партитура, на удивление, оказалась довольно простой. И на том спасибо!  Подобрали в аккурат  по нашим возможностям.  Каждому из участников оркестра достались: обрывки музыкальных фраз,  пугающие арпеджио, и длинные, неприятные  аккорды.  Эти разбитые осколки музыкальной  мозаики, нужно было аккуратно склеить, придать им  нужный темп и украсить необходимыми  нюансами. Так сказать оживить музыкальную палитру. Первые  две недели  репетиций мы усердно шлифовали свои кусочки. В бой не рвались, набирались сил. Наш руководитель смотрел на всё  это безобразие с царским  великодушием. Ждал, когда созреем. На исходе второй недели его терпение лопнуло,  и мы взялись за дело. С ходу преодолели  напевы грозных труб, а на колокольчиках  за плюхались. Повторили  ещё раз…  Сплошная какофония.… Растерялись, приуныли. Баяны звенеть не желали.  Наверное, этот  «хрустальный звон»  гораздо приятнее пошёл бы на стеклянных и столовых приборах. А что?  Фужеры, бокалы,  стаканчики славно бы обеспечили сказочный антураж  и за одно, напомнили бы о приближении Нового года. К сожалению, эта оригинальная идея не имела широкой поддержки.