Ялтинские неформалы начала века

Владимир Шевченко 6
 Продолжаю тему об интересных людях Ялты. О которых никто и никогда не напишет. Я не блогер и не буду вас призывать подписываться и при этом извиваться в ужимках и с криком - Е ! - приседать растопырив пальцы. Просто, я пишу о том что видел и знаю.
Творческие люди очень редко могут в себе совмещать творческое начало и социальную активность. Поскольку они поглощены работой и диким желанием сесть на белого коня с золотой попоной. Наслаждаясь при этом восхищенными взорами . Здесь не до заботы о других. Такова природа творчества. И его эгоцентризм. А в маленьких покрытых плесенью городках сесть можно разве что на ослика. Уж не говоря о всеобщем восхищении. Поэтому самые амбициозные творцы рвут когти в большие города. И правильно делают. Вот и мой приятель, так поступил. И занял достойное место среди столичных художников. Я пишу о бывшем ялтинском художнике Шамиле Забайдулине.И не потому что мы иногда отмечали хорошие дни в бывшем студенческом баре " Мастер и Маргарита". Возле культцента. А потом цоколи языками, с удовлетворением разглядывая росписи на стенах заведения, забыв, что я их и расписывал.. Нет, не поэтому. Если обо всех писать с кем сиживал, то на это уйдет остаток жизни. Шамиль, запомнился и не выставкой работ в пансионате " Времена года", а запомнился, как социально активный художник. . Своего рода новатор городской художественной среды. Человек, попытавшийся разогнать тину, покрывавшую воду нашего культурного пруда.
В начале века высокий симпатичный санаторский маляр, заканчивает одесский пединститут по специальности Учитель изобразительного искусства, получает квартиру за малярные заслуги и с головой окунается в творчество. Пишет Крымскую природу и портеры. Вырабатывает интересный авторский стиль и как все художники мечтает о славе. Но при этом не замыкается в своих стремления, а остается общительным и дружелюбным. Готовым в любой момент помочь ближнему. Потихоньку продает свои работы и не бедствует. Но консерватизм местной художественные жизни, ограниченный лишь худфондом не дает покоя молодому интересному творцу. Об этом он часто упоминает на творческих посиделках. Шамиль консолидирует возле себя единомышленников - профессиональных художников и талантливых любителей. И однажды похрустывая соленым огурчики заявляет - Друзья,  что если нашу творческую группу назовем Грифоном? Мистическое существо охраняющее небо, знания. Друзья дружно возвели к небу бокалы в знак согласия. Это было обычное желание свежего воздуха творческими ребятами.
Первую выставку - биеннале с настоящими перформансами Грифон произвел в 2003 году в одном из Ялтинский дворов. Конечно с разрешения культурных начальников. Был и у них такой порыв. Да и лишняя галочка в отчетах не помешает. Никаких забот, а галочка есть.
Сами понимаете, биеннале есть биеннале. А перформанс есть перформанс. Или не понимаете? Я вам дворовых языком поясню. Это когда художники на выставке дуркуют , под весьма серьезные темы. Вот в Питере таких ребят понимают. Все же культурная столица. Не хухры - мухры. Ну, например. На одном из Питерских биеннале художник в плавках и крыльях высиживал яйца, периодически подскакивал и кудахтал. Озвучивал эту тему как сотворение мира. А вот в провинциальном городишке подобное мало кто понимают. Собрались какие - то типы во дворе. Выставили непонятные инсталляции и картины. А главный - крутит в мясорубке помидоры. И показывая на красную кашицу объясняет - Это наша кровь. Нас действительность пытается перемолоть, раздавить, но меняя форму, не стоит менять и содержимое. Просто превращаемся в томатный сок. Прохожие и зрители, видя это сборище испуганно крестятся. Бабушки бурчат - Шо творится! Шо творится! Некоторые, кто помоложе злобно цедят - Придурки. Управление культуры залегло в кабинетах. Не появляется. Боятся подвергнуться анафеме начальства и пенсионеров за общение с неформалами и клоунами. И мало кто из умных, называющих художников дураками, задумывается, а что эти образованные сумасшедшие хотят этим сказать? Но, конечно - же были посетители со светлыми лицами и умными глазами. Их улыбки приободряли и согревали сердца художников. Грифон еще несколько раз устраивал выставки. Даже был удостоен чести показаться в Доме пионеров. Не все - же чиновники консерваторы. Тем не менее, основная дворовая эпопея неформалов ограничивалась глухими городскими пространствами выделяемых для выставок. Но если в Питере или Москве любителей нового в искусстве этим не испугаешь, то у нас художники в глухих дворах воспринимались как смутьяны. Вот когда фейерверки и Киркоров соловьем заливается, это да. В итоге, скудные на зрителей задворки художникам надоели. В выставочный зал не пробьешься. Оборону на смерть держали заслуженные мэтры.   Кто !? Не формалы в наш храм искусств?! Не бывать этому!  Наш главарь, покрутил носом, посмотрел на чаек, море и изрек сакраментальную и такую родную всем фразу - А ну его все  . . … Собрал чемодан. Попрощался с нами и укатил в Москву. Его группу пыталась анимировать одна девочка - замечательный график. Но она не пьет и не курит. Ну, как тут? А никак. Культурный городской пруд опять начал зарастать тиной. Красиво запели лягушки. А ялтинский художник до сих пор заваливает Москву картинами.
Да, вот еще. Не забывайте слова Мюнхаузена, что именно с серьезными лицами происходят все беды на земле.