ДАртаньян и Железная Маска книга 2 - часть 47

Вадим Жмудь
Глава LVIII. Попутчики
 
Через некоторое время д’Артаньян и его спутники догнали министра де Лувуа и его войско. Среди них был также и новый командир гвардейцев, герцог де Рошфор. Поскольку де Лувуа был осведомлён о новом назначении д’Артаньяна маршалом Франции, а также ему было дано высочайшее королевское поручение, он благожелательно встретил маршала. Когда же министр узнал, что маршал со своими спутниками также направляется в Нант, он предложил присоединиться к войску и провести путь в совместной беседе. Что-то подсказывало министру, что их миссии каким-то образом связаны, и он ожидал получить полезные сведения от маршала. 
— Дорогой мой господин министр, — сказал д’Артаньян, — вы, безусловно, направляетесь в Нант для того, чтобы арестовать герцога Лотарингского.
Это прозвучало не как вопрос, а как утверждение, поэтому де Лувуа лишний раз убедился в осведомлённости д’Артаньяна в делах Короля.
— Да, как вы знаете, граф, дело очень щекотливое, — сказал де Лувуа наугад, надеясь разговорить маршала и узнать что-нибудь новое и важное.
— Весьма, господин маркиз, весьма! — откликнулся д’Артаньян.
— Но я намерен выполнить его неукоснительно и предельно точно! — воскликнул де Лувуа на всякий случай и выразительно взглянул на д’Артаньяна.
— О, я не сомневаюсь в вашей исполнительности! — ответил д’Артаньян, желая сделать министру комплимент. — Его Величеству просто повезло иметь таких слуг, как вы, маркиз!
— О, граф! Вы тоже получили от Короля этот пароль? — воскликнул де Лувуа, который не обратил внимания на неточное совпадение сказанной д’Артаньяном фразы с паролем, придуманным Людовиком.
— Разумеется, — ответил хитрый гасконец, который не понял, о чём идёт речь, но решил на всякий случай подыграть министру. — Собственно, я знаю не менее трёх наиболее важных паролей и пять паролей обычной важности, на всякий случай, — добавил он небрежно.
— Вы, вероятно, не раз и не два выполняли особо секретные поручения Короля! — воскликнул с уважением министр.
— Не без этого, — согласился д’Артаньян. — Как вы знаете, последние два года все считали меня погибшим. Это было необходимо для выполнения сверхсекретной миссии по особому поручению Его Величества.
Министр ещё раз с уважением посмотрел на д’Артаньяна.
— И эта миссия принесла вам звание маршала Франции? — спросил он.
— Не совсем, маркиз, — ответил д’Артаньян. — Маршальский жезл я получил ранее, как раз два года назад, но торжество по этому случаю пришлось отложить на два года как раз из-за этой миссии. Кстати, почему вы не дали отзыва мне в ответ на произнесённый мной пароль? Ведь это была проверка!
— Проверка? — переспросил де Лувуа.
— Ну да, проверка! — сказал д’Артаньян, не моргнув глазом. — Ведь полагается, услышав пароль произнести секретный отзыв на него!
— Но Его Величество не давал никакого отзыва, — растерянно произнёс де Лувуа.
— Конечно, — согласился д’Артаньян. — В некоторых случаях отзыв не называется. Это как раз те случаи, когда отзывом на пароль является точное повторение его, слово в слово. Вы должны были повторить слово в слово тот самый пароль, который вам дал Его Величество.
— А, понимаю! — догадался де Лувуа. — То есть я должен был в ответ сказать вам: «Счастлив Король с такими слугами», не так ли?
— Да, это очень важно, повторить в ответ пароль исключительно точно, как вы это сделали только что, не переиначивая ни одного слова, не добавляя и не убавляя ни одного слога, — сказал д’Артаньян.
— Но ведь я именно так и сказал! — воскликнул де Лувуа. — Я сказал «Счастлив Король с такими слугами»!
— Но в первый раз вы добавили «Не так ли?» — уточнил д’Артаньян. — Вам не следовало добавлять фразу «не так ли» после произнесения пароля, если пароль не включает этого «не так ли», а если пароль включает «не так ли», то вам следовало добавить эту фразу и во второй раз. Но ведь пароль не включает фразу «Не так ли», не так ли?
— Да, именно так! — согласился де Лувуа, который окончательно запутался.
— Итак, прошу вас, маркиз, скажите же мне в ответ пароль ровно так, как вы должны были сказать, не добавляя и не убавляя ни одного слова, ведь это не трудно, — попросил д’Артаньян, сияя такой благожелательной улыбкой, что де Лувуа просто не мог на него сердиться и не решился ему отказать.
— Счастлив Король с такими слугами, — произнёс де Лувуа очень медленно, разделяя каждое слово большими паузами.
— Великолепно, господин министр! — воскликнул гасконец. — Вы мастерски владеете умением пользоваться паролями, назначенными самим Его Величеством! Я непременно доложу ему о той точности, с какой вы выполняете его особое поручение.
— В самом деле? — оживился де Лувуа.
— Всенепременнейше! — подтвердил д’Артаньян. — А теперь я прошу вас без особой надобности не употреблять этот пароль, ведь это пароль от самого Короля Франции!
— Да, вы правы, — согласился де Лувуа.
— Скажите же мне, господин министр, теперь, когда мы обменялись паролем и отзывом и окончательно убедились в том, что выполняем одно и то же поручение Его Величества, ваша миссия заключается не только в аресте герцога Лотарингского? — спросил д’Артаньян. — Ведь вам, должно быть, поручены некие действия и в отношении других лиц, находящихся во дворце герцога?
 — Истинная правда! — оживился де Лувуа. — Я должен создать оцепление вокруг дворца и никого не выпускать из него до прибытия Его Величества!
— Да, именно так, — согласился д’Артаньян. — И, разумеется, Его Величество по прибытии сообщит вам свой пароль. Если же он не назовёт вам этот пароль, вам велено не повиноваться даже Его Величеству.
— Оказывается, вы в точности знаете моё поручение! — обрадовался де Лувуа. — Объясните же мне, в чём его тайный смысл? Почему Король приказывает мне не повиноваться Королю при условии, если он не назовёт пароль, который сам же мне назвал?
— Я могу, конечно, объяснить вам причину этого приказа, — сказал д’Артаньян задумчиво.
— Так-так, я слушаю! — воскликнул де Лувуа.
— Но в этом случае я должен буду вас арестовать и заключить в Бастилию, — сказал д’Артаньян и улыбнулся. — Навсегда.
— Навсегда? — переспросил де Лувуа.
— Да, до конца вашей жизни, — подтвердил д’Артаньян. — Или заколоть вас своей шпагой. Во всяком случае, это – единственное условие, при котором я смогу открыть вам подробности этой тайны.
— И вы посмели бы это сделать на глазах у моего войска? — с недоверием спросил де Лувуа. — Ведь вас после этого растерзали бы мои солдаты.
— Охотно верю, — согласился д’Артаньян. — Но это соображение не удержало бы меня от исполнения моего долга, а он состоял бы именно в этом, можете мне поверить.
— Я вижу, в наших интересах, чтобы каждый из нас сохранял свои тайны, — сказал де Лувуа после некоторых раздумий. — Во всяком случае, вы храните свои тайны, а я буду хранить свои.
— Именно так, — согласился д’Артаньян. — Уверяю вас, ваши тайны меня не интересуют.
«Всё, что ты знал, ты уже выболтал мне, — подумал он. — Едва ли ты можешь рассказать мне что-то важное сверх этого».

(Продолжение следует)