Эзоп и Чарльз Дарвин

Аркадий По
Мы так устроены, что простые вещи почему-то становятся понятнее только когда их подносят в форме притчи, сказки или басни. Эзоп, Лафонтен, Крылов, басни о животных: «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», "Лебедь, рак да щука», «Мартышка и очки». Что-то во всём этом есть такое, что заставляет наш, склонный к ассоциативным обобщениям, мозг тут же улавливать смысл важных социальных явлений, не всегда понятных даже тогда, когда нам их разжевывают очень умные люди.

Простой пример. Много раз слышанная цитата А. Смита о деловом человеке, который «преследует лишь свою собственную выгоду, причём... невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения» и т.д. и т.п. Вроде бы такая доходчивая мысль, а знают и ценят её горста экономистов, да студенты вузов накануне и в день экзаменов. А теперь вчитайтесь в, наверное, самую известную цитату из Чарльза Дарвина: «естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие вариации, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и незаметно, … пока рука времени не отметит истекших веков…».

Ну разве не чудо? Разве не гений? И даже рука здесь имеется, хотя вроде бы она и не причем, а вот естественный отбор очень даже при чём. Он так же, как «невидимая рука» Смита «направляет к цели, которая совсем и не входила в намерения» инвестора, в то время как он стремился всего лишь добыть немного деньжат для пропитания и уберечь своих деток от неминуемого голода. Какие уж тут басни? И никаких сказок не нужно. Это поистине величайшая притча о смысле жизни, борьбе за свободу и рыночную конкуренцию, эпос о примитивном существе, которое в жесточайшей борьбе за существование эволюционировало в самое достойное и высокоразвитое. Аминь.