Зависти суета - жизни маета

Хамзат Фаргиев
Брат, не требуй богатств - их не хватит на всех.
Не взирай со злорадством святоши на грех.
Есть над смертными Бог. Что ж до дел у соседа,
То в халате твоем еще больше прорех.
Омар Хайям

В сентябре 2016 г. был у меня обмен мнениями насчет творчества Омара Хайяма с неким его ярым противником. В частности, он витийствовал: «Какая польза от двусмысленных стихов О. Хайяма?! В них нет ничего, кроме фитны, т.е. смуты. Разве тот факт, что он был эрудитом, математиком, философом, поэтом и астрономом делает его праведником?! Однако, если ты считаешь, что ты один из немногих, кто смог понять истинный смысл его стихов, объясни мне смысл этого рубаи:

О небо, к подлецам щедра твоя рука:
Им - бани, мельницы и воды арыка.
А кто душою чист, тому лишь корка хлеба.
Такое небо - тьфу! - не стоит и плевка».

Мне трудно согласиться с точкой зрения о «двусмысленности стихов» О. Хайяма. Напротив, он мудро, образно и недвусмысленно говорит в своих рубаи о двусмысленности нашего религиозного мировоззрения и поступков, которые мы совершаем сплошь и рядом, вступая в противоречие с Кораном и Сунной. И не считаю себя «одним из немногих, кто смог постичь истинный смысл его рубаи». Я далек от такой кичливости, ибо с мизерной кочки своих знаний четко вижу и осознаю, что знаю ничтожно мало, а все ведомо только Творцу. Я лишь изложил свою точку зрения на его поэзию. Подавляющее число чтецов и исследователей его рубаи считает О. Хайяма атеистом, безбожником и вольнодумцем. Я такое мнение полностью не разделяю, и имею на это право, также, как и другие имеют право думать иначе.

Просьбу объяснить рубаи О. Хайяма, я ожидал. Отвечу, как я понимаю и знаю их и растолкую то рубаи, которое было приведено с целью поставить меня к «стенке». Но прежде надо решить от себя лично говорит поэт или же от имени своих героев - алкателей благ, обладателей корысти, зависти и других пороков. Ответ почерпнем из его биографии - жизненной стези математика, астронома, философа и поэта, создавшего восхитительные строки преклонения пред Богом, перед пространственно-временной безбрежностью Вселенной - Его творенья, и признающего невозможность ее постиженья человечьим миропониманьем. Эти рубаи передают священный трепет, благоговение Хайяма перед Господом. Их никак не мог написать ярый безбожник и атеист. Более развернуто этот вопрос с цитированием соответствующих рубаи был рассмотрен мной в другой статье.1

Бывало неоднократно слышал от других или же размышлял сам: «Почему недостойные люди имеют всяческие блага, а другие - достойные, прозябают в бедности или нищете?» И так далее. Разве, это не есть скрытое или откровенное недовольство «небом», которое одних одаряет, а других обделяет благами?!.. Разве это нельзя расценить как недовольство Волей Творца, Который и наделяет человека благами?! Почему им - все, а нам - ничего?!.. Такой ход размышлений или речей мы слышим сплошь и рядом или подмечаем в себе. Разве - это не есть скрытый или явный плевок в «небо»?! Хотя его вполне могут направлять в него и без мысленного и словесного сопровождения...

Пророк Мухаммад (САС) жестко предостерегал на этот счет: «Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он (!) предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхакъи). Недовольство тем, что ты лишен каких-либо мирских благ, несомненно, является осуждением и укором (!) Господу. При этом не обязательно осуждать и укорять мыслью и словом: достаточно просто недовольства своим жизненным уделом.

К разряду мусульман, недовольных уделом, данным им Аллахом, можно смело отнести и тех из них, которые допускают греховное деяние, утверждая, что «Такой-то человек не из (!) нашего круга». Из этого посыла следует вывод о том, что с таким-то человеком мужского либо женского пола нельзя вступать в брак, водить с ним дружбу, иметь общие дела и т.п. Под понятием «наш круг» имеется в виду благосостояние, социальный статус и порода претендента/ки на брак, дружбу или ведение общих дел. Почему данное утверждение греховно? Потому что пророк Мухаммад (САС) сделал следующее наставление: «Поистине, Аллах не смотрит на вашу внешность и имущество, Он смотрит на ваши сердца и дела» (Ибн Маджах, Ахмад, Муслим).

Ведают ли авторы указанного греховного утверждения об этом изречении пророка Мухаммада (САС)? Несомненно, они слышали этот хадис на проповедях в мечети, читали или слушали в интернете. Но в реальности они словом и деянием демонстрируют отсутствие в их душах и сердцах подлинного страха пред Богом и истинной любви к Нему, а также искреннего почитания пророка Мухаммада (САС).  Ведь внешность и благосостояние - это удел от Всевышнего Аллаха, который Он дает человеку. В том случае, если муслим укоряет или осуждает человека в глаза или за глаза за его внешность, благосостояние, социальный статус и породу, он таким образом укоряет и осуждает Господа, Который и дает человеку его удел в указанных двух категориях, впрочем и во всех прочих. Фактически он нечестиво говорит Аллаху: «Мне плевать на твою справедливость, Творец!»

Разве зависть к тому, что другой имеет машину, дворец, деньги и прочие мирские блага в достаточной степени либо в изобилии не является скрытым или открытым недовольством в отношении «неба»? Но ведь Аллах запретил зависть. Ведь нередко бывает, что человек - без привязки к национальности и конфессии, просто сгорает на костре этой зависти. И О. Хайям, идя по стезе, проложенной Кораном и Сунной, резко осуждает алчную погоню за благами:

Недостойно - стремиться к тарелке любой,
Словно жадная муха, рискуя собой.
Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет,
Чем подлец его будет кормить на убой!

Коран осуждает зависть: «(Удаляюсь, с Твоей помощью, Господи,) от зла завистника, когда тот завидует» (Коран, сура 113, аль-Фаляк - Заря). Данный аят дополняет пророк Мухаммад (САС): «Зависть поедает (!) благие дела (завистника) подобно тому, как пламя пожирает дрова» (Ибн Маджа, А. Давуд). Более жестко пророк Мухаммад (САС) отозвался о зависти в другом хадисе, сказав: «Проникла в вас (в среду моих последователей) болезнь прошлых  цивилизаций (народов) - зависть и злоба. Эта болезнь - лезвие. Но оно бреет не волосы, (!) а веру (убивает религиозность в человеке» (ат-Тирмизи, Ахмад).

Всецело опираясь на извечную божественную мудрость и непререкаемую логику Священного Корана и Сунны - их наставлений и предостережений Абу аль-Атахия предостерегал от зависти, которая прежде всего душит ее носителя, изводит его жизненные силы, направленные на тщету и суету, а не деяния чести и благородства:

Не завидуй чужому богатству, скорбя,
Ибо зависти бремя раздавит тебя.2


Исходя из этого аята и хадисов, разве не является откровенным бунтарем против Господа человек, не желающий считаться со справедливостью, которую установил Аллах, и идущий на обкрадывание своих ближних, своего народа?! В простонародье это растолковывается таким образом: «"Шийна ваха ховш саг ва хьанаьхк". Бусулба саг духьал ший духьа ваха бокъо яц. Бусулба саг Даьла духьа, Цо кхеллача наьха духьа ваха веза, бусулба саг ше вале» ("Имеряк умеет жить для себя". Но у мусульманина нет права жить только лишь для себя. Он, будучи мусульманином, должен жить ради Всевышнего и людей, которых Он сотворил).

И О. Хайям, исходя из божественной мудрости и логики Корана и Сунны, говорит именно об отвратности такого следования по стезе алчности, зависти, подлости, лживости, лицемерия, лизоблюдства и угодничества перед сильными мира сего - обладателями власти и злата:

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.

В противовес носителям таких достойных нравственных устоев, разве не плюют на справедливость «неба», те, кто ради карьеры, звезд на погоны, денег, наград и прочих побрякушек подвергают лютым пыткам своих же единоверцев, соплеменников и людей другой национальности и конфессии?! В этом ряду стоят и похитители своих собратьев по исламу и национальности. Но самым страшным злом, которое совершают алкатели власти, злата и почестей, является их участие в войне, т.е массового Душегубства и Грабежа чужих народов. Вместе с тем ради справедливости, надо отметить, что в вопросе участия в войне не имеет никакого значения ни конфессия ее участников, ни национальность, ни демократический или авторитарный строй страны, развязавшей войны, ни ее духовное наследие. Разве не верещат во всеуслышанье о своем справедливом отношении к Господу и народу те, кто ради обретения мирских благ и почестей убивает людей?!

Коран жестко запрещает убийство, которое не имеет под собой весомых оснований. Ну и что?!.. Да плевать хотели алкатели власти, злата и почестей на предостережения Корана и Сунны о данном запрете. Им подавай блага сейчас и сию минуту, и пусть Всевышний говорил: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям». И сколько же шествует по земле мерзавцев - душегубов и грабителей, которые преступив через этот аят, ради мирских благ убивают невинных людей?!..3

Омар Хайям, пребывая в русле данного коранического предостережения, мудрости и логики, ссылаясь на идею Корана и Сунны о милосердии Господа, выносит свой жесткий поэтический приговор вершителям злодеяний:

Вы, злодейству, которых не видно конца,
В Судный день не надейтесь на милость Творца!
Бог, простивший не сделавших доброго дела,
Не простит сотворившего зло подлеца.

Такова реальность человеческой жизни, которая придумана не мной. О ней поведал миру более десяти веков назад в своих рубаи великий Омар Хайям. К разряду людей недовольных волей «Неба», т.е. Творца относятся их категории, упомянутые в статье. Они говорят открыто или скрытно, завуалировано в речах или мыслях: «Такое небо - тьфу! - не стоит и плевка». Имеется и другой - более жесткий, перевод данного рубаи:

Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба -
Мне плевать на твою справедливость, Творец!

Таким образом, Хайям нацелил весь свой гнев, ярость, поэтический гений против персон в человечьем обличии, которые погрязли в неутолимой корысти, жестокосердии, зависти, продажности, лицемерии, лживости, подлсти, гордыне, насилии, убийстве и других грехах и злодеяниях. В их основе лежит алчность, подогреваемая завистью, нацеленной на обладание благами, которые имеют не они, а другие. Такое состояние души с неизбежностью приводит к «отравлению» языка завистника, ибо «Чем больше у людей зависти, тем больше на языках гадости».** Может ли кто-то хоть что-нибудь или кого-нибудь исключить из приведенного не полного списка пороков и их носителей - людей, недовольны волей «Неба»,т.е. Всевышнего, и скрыто или открыто, в блуде языка или мыслях, желаниях или деяниях идущих против него?!..

Именно это большинство из перечисленных людей и вопит: «Мне плевать на твою справедливость, Творец!» О. Хайям лишь набросал своей поэтической кистью их совершенно точные портреты и вложил им в уста их тайные мысли, замыслы и раскрыл подлинный смысл их поступков и злодеяний. Омар Хайям, каким он был в своей реальной жизни, в науке и поэзии предстает перед нами в нижеследующем рубаи.
 
Доволен ворон костью на обед,
Ты ж - прихлебатель низких столько лет!..
Воистину, свой хлеб ячменный лучше,
Чем на пиру презренного - шербет.

Мой одноклассник и друг Ахмед Тимиев дал очень точную характеристику рубайяту О. Хайяма: «Его рубаи невозможно переоценить, так как в них каждый:  богатый и бедный, забулдыга и трезвенник, безбожник и правоверный, учёный и невежда найдёт себя. У невежд, читающих его рубайят, складывается неверное впечатление, что О. Хайям прослыл беспросветным забулдыгой, разгильдяем, бесшабашным гулякой и безбожником, хулящим Всевышнего, ибо он и сам был таковым в своей жизни. Но… по сути он просто подыгрывал людским слабостям и сомнениям, их страхам и неверию».

Следуя по пятам характеристики своего друга и по моему представлению, никак нельзя полностью отождествлять, все то, что написано поэтом и любым творческим человеком с их собственной натурой, мировоззрением. Они, как и О. Хайям «рисуют» разнообразными манерами, красками, словами и образами окружающую реальность и ее обитателей. Творцы слов и образов высмеивают, начисто забывающих о бренности земного бытия и растрачивающих жизнь на алчную погоню за мирскими благами и почестями в угоду Иблису, а не Аллаху, на никчемную суету - маету: 

Тот усердствует слишком, кричит: «Это - я!»
В кошельке золотишком бренчит: «Это - я!»
Но едва лишь успеет наладить делишки,
Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это - я!»

Хамзат Фаргиев

25 сентября 2016 - 27 января 2023
http://proza.ru/2023/01/27/718
https://stihi.ru/2023/01/27/3336

Примечание

1. «Сквозь сито разума Хайяма мудрость ты просей». -
 http://proza.ru/2016/05/02/1165
2. Абу аль-Атахия (748 - 828) - первый арабский философ и поэт, основатель философско-аскетического направления в поэзии.
3. Коран, 5 : 32.
4. Джулиана Вильсон - автор тысяч афоризмов, философских изречений.