Создавать и Любить

Ирина Маркова 4
Моя любимая Есаульская школа готовится к юбилею — 60 лет в год педагога и наставника.

Когда она стала любимой для меня?

Неяркий свет фразы слепил ее глаза воспоминаниями.

Возможно, это первые ощущения первоклашки: свет, лившийся в окна, и невероятно высокие потолки вызывали у нее чувство легкого благоговения... А может на своей последней линейке? Когда она, светившаяся отраженным светом своих учителей, замирала от мысли о расставании.

Но солнечный день, просящий открыть окна и впустить ветерок новой жизни, гнал тоску — печаль и нашептывал о манящих горизонтах непознанного.

Она вернулась в свою школу только через пятнадцать лет — низкие потолки серых коридоров, с падающей после дождей штукатуркой, гнилой пол, дрожащий под ногами, отваливающиеся стены, деревянные парты, за которыми когда-то училась 10 лет, — внушали ужас...

Но! Человек ко всему привыкает — надо было работать, четверо детей. Для двух дипломированных специалистов историков было только одно место мужу. А ей пришлось вновь грызть гранит науки, получая второе высшее, заочно училась на филологическом факультете ЧГПУ.

Работа в две смены, деревенский быт с личным подсобным хозяйством, где живность считали головами, огороды, почти натуральное хозяйство: и сыродел, и маслодел и других дел мастер — вытягивал жилы...

Каждый из нас в земном обличии несет на плечах свой крест, страдая и истлевая. Но! Душа дрожащая, легкая, торопливо обновляясь, возрождается для новой жизни, желая прожить ее достойно и оставить после себя добрые семена...

- «Ух»,- выдохнула в июле 1998г., держа в руках диплом об окончании Вуза, а 1 сентября переступила порог Есаульской средней школы директором.И с этой судьбоносной минуты абсолютное слияние со школьными проблемами — поминутно,ежечасно, в каком - то болезненном исступлении до самой пенсии — 2013г. Пятнадцать лет директорства промелькнули мигом...

Богом заповедано, что любить свое Ремесло - это необходимое условие успеха. Любя свою профессию, по мере сил стремилась сделать успешным каждого члена образовательного сообщества:создавала условия для самореализации учащихся и педагогов школы.

Разруха девяностых в системе образования, по меркам человеческой жизни, - давняя история. Кто — то не хочет ее вспоминать, тотально замалчивая , вследствие мелкотравчатой недалекости — тогда давняя история становится конкретной и личной. А кто — то вещает «Не место красит человека, а человек место».

Действительно,если сопоставить исторические вехи, то в Есаульской школе всегда были проблемы с материальной базой: деревянная семилетняя школа 1938 -1963гг. с пятью классными комнатами и печным отоплением (для отопления учителя вместе со старшеклассниками заготавливали дрова), а в пятидесятых — шестидесятых годах приходилось заниматься в трех зданиях. Две, а в иной год три смены в 1998-2013гг. И традиционно не хватало учебников, наглядных пособий, учителей...
Все изменилось с 2000г. Национальные проекты «Образование» позволили провести в образовательных учреждениях капитальные ремонты, а где - то построить новые.

Для Есаульской школы «лед тронулся» после того, как очередной пакет документов с обоснованием строительства новой школы (который ежегодно с 1998г отправляла по всем инстанциям), был передан в Администрацию Президента РФ В.В. Путина в Москве. Выехало несколько комиссий, и следствием было федеральное финансирование, пять миллионов, проектно — сметной документации. Участвовать в процессе проектирования посчастливилось,в 2013г получила уведомление, что строительство школы включено в «Национальный проект», но строить и работать в новой школе не довелось.

На мой взгляд, дело не в новых стенах (отнюдь не игнорирую требования к безопасности жизни и здоровья детей). Можно и во дворце быть захудалой школой, а можно было и в старых стенах стать одним из лидеров образования России.

Только факты.

- 2006г. МОУ Есаульская СОШ победитель областного конкурса лучших образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

- Программа информатизации школы — это особая страница в образовательной деятельности школы — все начинали с нуля. Но! Успехов добились!

В рамках «Программы информатизации» команда школы дважды победила в областном конкурсе «Школьных команд» в 2007 г. и в 2010г.(состав команды:Маркова И.К. - директор высшей категории и учитель высшей категории, «Почетный работник общего образования РФ», номинант Премии Губернатора Челябинской области, председатель Совета руководителей Сосновского района., Баранова И.А. - зам. директора по УВР высшей категории и учитель высшей категории, «Почетный работник общего образования РФ», Яковлева З.В. 2008г. - зам.директора по информатизации и учитель высшей категории, Зубова Т.А. - зам.директора по ВР первой категории и учитель математики первой категории в 2008г, в 2010г.зам.директора по информатизации,Курылина Е.Ю. - библиотекарь)
- 2008г. МОУ Есаульская СОШ победила в областном конкурсе пединициатив.
С 2007г -2011г. педагоги школы лидеры в региональных конкурсах педагогических инициатив.
2007г. «Коллекция электронных материалов по предметам регионального и школьного компонентов» Спирина В.М., учитель физики,Янкова Л.С.,учитель химии:«Разработка элективного курса химия в быту»
2009-2010 учебном году победителями регионального конкурса педагогических инициатив с проектом «Использование сети Интернет при проведении урока в рамках образовательного стандарта» стали педагоги Маркова И.К.,учитель русского языка и литературы Немченко О.В.учитель биологии, Томилова Н.Ю учитель начальных классов.
Конкурс «Создание АРМ учителя -предметника»:
2010 г.:Попов А.А., учитель истории и обществознания,
2011 г.:Зубова Т.А.учитель информатики,Подкорытова С.Ю., учитель начальных классов,Кучуков А.С. педагог доп. образования

- 2010г.
На основании предложения Администрации Сосновского района МОУ Есаульская СОШ была включена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России за 2010год»

Действительно, не место, а ЧЕЛОВЕК. Успешный здравомыслящий, понимающий, что только труд — основа профессионального развития.И это не было чем -то новым - коллективу скорее всего удалось сохранить традиции своих предшественников.

Если к истокам, полистаем страницы прошлого, изумляет творческая сила учителей Есаульской школы — так было со дня ее основания, этим славился и наш коллектив. Да простят меня администраторы, учителя, которых я сейчас не назову, о них сказано много. Мои слова благодарности тем, с кем трудилась плечом к плечу эти пятнадцать лет, будучи директором Есаульской школы.

Мне несказанно повезло работать с таким высококлассным профессионалом, как Людмила Александровна Гисс — заместитель директора по учебно — воспитательной работе высшей категории, учитель математики высшей категории,«Отличник Просвещения», номинант премии им Н. К. Крупской. Впечатляла ее компетентность во всех вопросах и отношение к УРОКУ. Ежедневные рабочие посещения уроков, анализ, самоанализ педагогов, организация методических недель, открытые уроки, в первую очередь администрации - «Делай, как я». Спасибо, дорогой человек! Здоровья!

Новые технологии обучения звучали обещанием радужных перспектив повышения качества образования при дальнейшем профессиональном развитии педагогов.
Традиционный победительно — плодотворный принцип советского образования : теоретическое обучение, направленное на развитие интеллекта и творческих способностей учащихся — стал стратегией развития школы.
Пронзительная глубина знаний развивала интеллект, делая обучение осмысленным , что сплачивало учеников и учителей.
«Интеллект – не составная часть божественной субстанции, но излучение, подобное свету солнца». Виктор Гюго

Языком фактов

Содержание образования МОУ Есаульская СОШ:
- общеобразовательные классы с углубленным изучением предметов;
- профильные группы, элективные курсы;
- со 2 класса информатика, английский, экономика;
- физкультура с начальной школы — 3 часа;
- предпрофильная подготовка:профильные группы в 4-х, 8-х, 9-х классах, элективные курсы;
-университетские классы в начальной школе на основе договора о совместном обучении с ЧЕЛГУ;
- с 8 по 11 класс получение специальности (по окончании свидетельства государственного образца) в группах начального профессионального образования на основе договора о совместном обучении с СПТУ — 106 (столяр, народные промыслы, бисероплетение), центром социальной занятости село Долгодеревенское (программист на языке на Pascal, пользователь ПК,дизайнер Web-сайтов,дизайнер Corel Draw); индустриальным колледжем г. Челябинск.

Урок в рамках информационно- образовательной среды.
- использование элементов обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
-использование интернет — технологий в рамках урока на основе образовательного стандарта;
-использование ЦОР в рамках урока на основе образовательного стандарта;
- использование LEGO технологий на уроках с 1 по 11 класс.

Дополнительное образование с 1 по 11 класс
Организация дистанционного обучения
-с 2007 года учащиеся 11 класса обучаются в «Телешколе» «Просвещение.ru»
-с 2008 года со 2 по 11 класс виртуальная школа Кирилла и Мефодия
-с 2009 года – курсы для учащихся со 2 по 10 класс через РКЦ г. Челябинска
-ТРИЗ-профи сайт ИНТЕКО-ТРИЗ (Ru). );

Внеурочная работа
- Система очно - заочных и интернет олимпиад и конкурсов с 1 по 11      класс
Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады -
Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся  (г.Москва)
Дом учителя УРФО – Региональная олимпиада
Всероссийская олимпиада школьников
Олимпиады для школьников: информационный сайт
Умник: Всероссийский детский интернет-фестиваль
Российский очно-заочный конкурс «Познание и творчество» (г. Обнинск)
- В течение ряда лет школа сотрудничала с центрами и организациями:
«Кенгуру» ; «Русский медвежонок» ; «Британский бульдог» ; УрФО  и конкурс Эрудитов проекта «ЭМУ» (г Екатеринбург); Международный предметный чемпионат  (г Пермь); ЮУрГУ
Возникает вопрос: во имя и ради чего?..
- Повысился реальный уровень образовательных результатов обучающихся — общая и качественная успеваемость по предметам.
-Участие в олимпиадах и конкурсах дало: Детям - возможность каждому ребенку почувствовать собственные силы; показать свое всестороннее развитие; проявить способности и талант; заинтересованность в развитии собственного образования и повышении интеллектуального уровня; отслеживать развитие приобретаемых умений как относительно самого себя и своих творческих достижений, так и по отношению к работам учащихся разных регионов; создание собственного портфолио, или портфеля (дневника) индивидуальных достижений учащихся; участие в конкурсе «Ученик года».
Ежегодно по результатам учебного года 25 мая и по результатам летней трудовой четверти 1 сентября награждался почти каждый ученик школы грамотой, ценным подарком или именной стипендией Главы Есаульского сельского поселения.

Педагогам: заинтересованность в участии детей; утверждение в своих силах и возможностях; повышение уровня мотивации обучения по предмету; возможность детям проявить свои исследовательские способности и раскрыть творческий потенциал; повышение качества своей работы; создание собственного портфолио для успешного прохождения аттестации и участия в национальном проекте «Образование»; один из способов увеличения заработной платы.
Важно то, что для участия в интеллектуальных дистанционных олимпиадах, конкурсах и проектах сельским ребятам никуда не надо было ехать. Задание они получали на месте, на месте решали и отправляли ответы. И, хотя, участие в конкурсах, олимпиадах и проектах большей частью было платным, интерес и число участников дистанционных олимпиад и конкурсов рос. Администрация школы изыскивала возможность помочь участникам путем поиска спонсоров и спонсорских средств.

Я перечисляю изменения, которые произошли в школе и вспоминаю, каких это стоило трудов и здоровья коллективу администрации в следующем составе.
Маркова И.К.(Ахлестина), директор школы 1998-2013гг.
Гисс Л.А.(Лабутина),заместитель директора по УВР 1980-2002гг.
Баранова И.А.(Шефер), заместитель директора по УВР 2002-2013гг.
Зубова Т.А.(Сыскова) , заместитель директора по ВР 2003-2007гг, заместитель директора по информатизации 2007-2014гг.
Янкова Л.С., заместитель директора по ВР 2007-2013гг.
Яковлева З.В.(Тиде),заместитель директора по информатизации 2003-2007гг.

На практике, что еще недавно казалось очевидным — разрушение стереотипов мышления методом «растворения» в новом - привело к тому, что заголосили все. В коллективе были и энтузиасты , и пессимисты с открытой позицией неприятия,и люди с замаскированной ложной готовностью разрушить все, что было до перестройки (например, хорошее теоретическое обучение, направленное на развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; воспитательную систему и дополнительное образование).

Но! Аргументы были очень весомыми и убедительными — успехи учеников и учителей.

1. Призовые места на соревнования Лего роботов (ММЦ, г. Копейск, г. Челябинск, г. Москва). 2007-08 уч.г.: Район – 1 м. (2); Зональные соревнования (г. Копейск) – 2 м. (1); Область – 1 м. (1); Россия – 4 м. (1). 2008-09 уч.г.: Район – 1 м. (1); 2 м. (5), 3 м. (1); Область – 1 м. (1); Россия – 2 м. (1). Ежегодные полевые сборы с сильнейшими командами по «Лего — движению» в летнем лагере Абзаково.
2.Научное общество учащихся было создано в 1988 году учителем истории Есаульской школы Марковым С.В., который был руководителем с 1998г по 2001г., а в последующие годы будучи заведующим археологической лабораторией МАУДОД ДПШ, вел, оплачиваемый школой, археологический кружок , и оплачиваемые индивидуальные часы для работы с научно — исследовательскими работами учащихся до 2013г. Руководители НОУ в последующие годы:
Тетерин А. С. – с 2001г. по 2006г.; Спирина В.М. – с 2006 г. по 2009г.; Баранова И.А - с 2009г по 2013г.
ПЕРВЫЕ СЕКЦИИ НОУ.
Историко-краеведческая – куратор Марков С. В.
Подготовил 19 лауреатов областных и российских конференций НОУ.
Российские конференции НОУ:1991г. Москва - Бурага А., 1993, г., Рязань - Засыпкин М., Анчугова И., Лоскутова О., 1994г. Обнинск – Марков С., 1996г. Обнинск - Марков С., Корякина М, 1998г Обнинск, Микрюкова И., Селенских Д. Подготовил именного стипендиата Губернатора Челябинской области Маркова С.2013г.Букачева Анастасия, ученица 11 класса,лауреат ХХ Всероссийских юношеских Чтений им. В.И. Вернадского и Премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи.
Историко-краеведческая - куратор Шайхисламова Н. С. подготовила лауреата областной конференции НОУ Исмагилову А. 1994г. ; куратор Аристова Г.Ф., ее ученики ежегодно готовили работы на школьные и районные конференции НОУ.
Эколого-географическая – куратор Баранова И. А.
Лауреаты областных конференций НОУ: 1995г. – Мищенко О., награждена поездкой в Болгарию, 1996г. – Галицких Т., 1998 г- Петрук Н., 2000г – Казанцева А., Устинова Н.
Филологическая секция – куратор Маркова И. К.
Лауреаты областных конференций НОУ: 1994г - Звирик Е., 1997г - Запольских И.(путевка в лагерь «Курчатовец») 2005г - Речкалова М., которая стала именным стипендиатом Губернатора Челябинской области.
Российские конференции НОУ: 2004г. Москва - Политова К., 2005г Обнинск - Речкалова М. 2010г. заочный конкурс исследовательских работ «Портфолио» г. Москва – Емелина К., Степанова А.
Филологическая секция – куратор Рабкесова В. Я.
1994г – Подкорытов М. - лауреат областной конференции НОУ, награжден путевкой в Англию.
2007г - Заварухина И. - лауреат Российской конференции «Плазма», английский язык.
Филологическая секция – куратор Шайхисламова Н.С.
2007г - Хламкин А. - лауреат Российской конференции «Плазма», английский язык.
Филологическая секция – куратор Миронова Ю.Г.
Российская конференция НОУ: 2007г. – Попкова Е.
Секция Астрофизики – куратор Спирина В.М.
Лауреаты областных конференций НОУ: 2003г.- Худяков К., 2006г. - Баранова М.
Российские конференции НОУ: 2006г. - Гайнуллин Р., награжденный премией районного Совета депутатов. 2007г. - Рощиц Е.
Секция математики кураторы Чванова Т.А., Ерофеева В.И., Яковлева З.В., Чикина Е. А., их ученики ежегодно готовили работы на школьные и районные конференции НОУ.
Секция начальных классов кураторы – Крючкова Л.М., Ключникова Н.С., Подкорытова С.Ю., Игнатьева А.В., Томилова Н.Ю., Галкина Л.А. их ученики ежегодно готовили работы на школьные и районные конференции НОУ.
Инновационные формы работы НОУ: районный археологический лагерь на о. Касарги, созданный на базе Есаульской школы; ежегодная областная конференция Первого доклада на базе Есаульской школы.
3.По результатам работы учителя МОУ Есаульская СОШ получили Гранты:
- Грант Главы района: 2006г -Игнатьева А.В., Ключников Ю. М., Шайхисламова Н.С;2007г.- Подкорытова С.Ю;2008г-Яковлева З.В.;2010г.-Заварухина А.Н;
- Грант Губернатора:2006г.-Чикина Е.А.;2007г.-Чванова Т.А;2008г.-Шайхисламова Н.С.; 2010г.-Подкорытова С.Ю.;2011г.- Шарков С.В., Кучуков А.С.;
-Грант Президента РФ: 2006г. - Ерофеева В.И.; 2007г.- Спирина В.М; 2008г.-Игнатьева А.В; 2009г.-Ключникова Н.С., Яковлева З.В.
4.2006-2007 опыт работы школы, директора , и опыт работы учителя Марковой И.К. обобщен на сайте "Фестиваль педагогических идей" "Открытый урок"2009г - 2010 уч. год опыт работы заместителя директора по информатизации, учителя информатики Яковлевой З.В..
5.2009г - 2010 уч. год информация об 11 учащихся и 12 учителей МОУ Есаульская СОШ опубликована в российской энциклопедии "Одаренные дети - будущее России" на доске почета во 2 томе. Во 2 томе опубликован опыт директора школы Марковой И.К., которая стала лауреатом в номинации «Лучшие Руководители учебных заведений». Была награждена Дипломом и высшей общественной наградой страны медалью «За вклад в развитие образования» №3746.
6.Опыт работы школы, директора Марковой И.К., по Национальному проекту "Образование",четырнадцати учителей был обобщен в российском журнале "Учитель" №3, 2010г:: Барановой И.А,Томиловой Н.Ю, Игнатьевой А.В.,Подкорытовой С.Ю, Ключниковой Н.С, Зубовой Т.А, Яковлевой З.В., Чикиной Е.А.,Попова А.А., Марковой Е.С., Янковой Л.С., Шумаковой Е.М., Заварухиной А.Н., Шаркова С.В.

Пятнадцать лет неделя начиналась с общешкольной линейки в понедельник , и единым классным часом во вторник
Важную роль в воспитании учащихся играли детские общественные организации: 1. Ученическое самоуправление эскадра «Бригантина»(1-4 классы),«Школьная республика»(5-11 классы). 2. «Школьный краеведческий музей» 3. «Скауты» в рамках программы «Во славу Отечества».4. В школе издавалась газета «Есаул-time»(В 2005 газета, стала лауреатом в г. Москве)., школьный радиоузел.

Бесплатное питание всех детей школы, организация летнего отдыха, система бесплатных кружков и секций для каждого ребенка на выбор — нам есть еще много чего сказать...

И один в поле воин, ежели по — русски скроен. Идеологию официально отменили, но она осталась в наших чувствах и ощущениях. В искусстве, истории, литературе черпали мы,сельские учителя, победительно — плодотворный принцип: права или не права ,но это моя страна.И мы, именно мы, учителя, в ответе за будущее России.

Пятнадцать лет работы нашего коллектива отменить просто невозможно — не суть, что это может кому - то не нравиться...