Разговор с Сайпи Берсанукаевым об операции Дунай

Ислам Сайдаев
Продолжая рубрику «неизвестные герои», я бы хотел рассказать, еще об одном человеке, который прожил долгую жизнь, и в его жизни, как и у всех были моменты, которыми он может по праву гордиться. Так как он с честью выполнил свой гражданский долг перед родиной. С этим на вид 50-десятилетним человеком, я познакомился несколько лет назад. Сайпи появился неожиданно для меня в кругу моих близких друзей ветеранов Афганистана. Несмотря на свой почтенный возраст, он выглядел молодцеватым, и весьма подвижным «молодым» человеком, настолько, что при общении с ним все забывали, что он нам годится в старшие братья. Но каково, же было мое удивление, когда я узнал, что он годится нам не только в старшие братья, но и в отцы. На поверку оказалось, что Сайпи не 50 лет, а уже далеко за 70. Но не своим видом ни как говорится духом, он этого не показывал. Верно, говорят, что есть возраст по паспорту и биологический возраст. Вот биологически - Сайпи тянет не более, чем на 40, по  крайней мере, таким подвижным и веселым я не был даже в этом возрасте. Мне сейчас уже больше 50-ти лет, и я уже давно ленюсь ходить не только на мероприятия, но и просто лишний раз ездить, тем более, если путь от Минутки до центра города,  где обычно проходят все мероприятия, нужно преодолевать на городском транспорте. Однако, стоит позвонить Сейпи и сказать, что он нам нужен для участия в важном деле, то безотказный  Сайпи  с самого Бердыкеля в мгновение ока оказывается в Грозном или в любой другой точке, отмеченной нами на карте Чечни. Так, что я не удивляюсь, ничему, что расскажет Сайпи, так как простого человека, точно не взяли бы на такое важное задание. Сразу видна советская армейская подготовка. Единственный момент, который у меня и вызывает недоумение, то, как этот человек с такой планкой ответственности и жизнестойкости не стал офицером.  Уверен, что он бы сделал головокружительную карьеру, судя по своей энергии, ответственности, чувству долга и преданности делу. Да и рост у Сайпи и все его телосложение и выправка соответствует описанию внешности таких выдающихся полководцев и политических деятелей, как Наполеон Бонапард и Александр Суворов. Хотя он и сейчас  ведет себя не менее достойно, чем известные полководцы и политические деятели прошлого. Мало какое мероприятие, в Грозном организовываемое Общественной палатой ЧР и общественными организациями проходит без участия Сайпи Хасбулатовича. В один из дней накануне празднования очередной даты проведения операции «Дунай», я встретился с Сайпи и задал ему пару вопросов о том, как же все  происходило в далеком 1968 году. Чем хочу поделиться с моими друзьями, и провести некоторые аналогии с нынешними событиями.
Сайпи не очень-то был предрасположен рассказывать мне эту историю нашего прошлого, в его сознании еще была свежа память о подписке «о не разглашении», которую он дал при увольнении из армии. Однако, я его убедил в том, что страны, которой он давал эту подписку давно уже не существует, а Россия - правопреемница СССР еще при Ельцине аннулировала все запреты и раскрыла все тайны нашим бывшим потенциальным противникам, так что совесть его чиста.  К тому же, пользуясь «правом генерала-майора казачьих войск, своим приказом я освободил его от этой клятвы»,  и попросил поведать для современников и потомков о  его участии в  операции «Дунай».  И вот что услышал в ответ.
-«Я являлся участником операции «Дунай», которая началась летом 21 августа 1968 года, и которая согласно утверждениям бывшего руководства СССР, предотвратила Третью Мировую войну. Речь идет о вводе войск в тогда еще социалистическую страну, входившую в советский военно-политический блок, так называемый Варшавский договор, Чехословакию» - начал он свой рассказ.
Согласно рассказу Сайпи он проходил обязательную военную службу в  Закарпатье в городе Ужгороде в танковом полку 74257, будучи призванном в армию осенью 1966 года, тогда в армии служили три года. Их подразделение ввели в Чехословакию 6 августа, 18: 30 вечера, именно в это время они  пересекли границу, у пограничного города (пограничный пункт) под названием Чоп, которая и стало точкой отсчета начала операции, известная всем под названием «Дунай». Однако, до занятия заданной позиции в Чехословакии им еще пришлось двигаться в колонне четверо суток.
-«Перед началом операции всех участников события выстроили на плацу и объявили, что Германия через Чехословакию хочет ворваться в Советский Союз и начать новую мировую войну при поддержке союзников США и Великобритании, и что мы со своими силами должны сделать непроходимый заслон для противника. Командующим Прикарпатского военного округа тогда был генерал-майор Геннадий Иванович Обатуров, он и выступил перед солдатами и сам огласил поставленную задачу» - продолжал Сайпи свой рассказ.
 На место назначения колонна, в которой был и Сайпи, ехала четверо суток. Они проехали Прагу, Братиславу, Брно, Кошицу, Аламовцы, поселок Гатин была последней точкой позиции, которую они должны были занять. Все эти четверо суток ехали без отдыха ни на сон, ни на еду, кроме дозаправки. И та происходила таким образом, что бензовозы проходили вдоль колонны и заправляли технику, чуть ли не на ходу. Солдатам был выдан «сухпай», который они ели по ходу движения колонны.  О тяжести перехода может свидетельствовать тот факт, что часто от усталости водители засыпали и таранили впереди идущий автомобиль и оба срывались в обрыв, а местность там была горная, вроде тех гор, что можно видеть в Шатойском районе Чеченской Республики, так они потеряли несколько экипажей. Но это были не единственные трудности. На всем протяжении движения колоны по территории Чехословакии обстрелы  не прекращались.
-«Ситуация походила на то, как разворачивались события в начале спецоперации по денацификации на Украине, там шла своего рода партизанская война против советских войск. Особенно много они уничтожили наших регулировщиков, ведь тогда не было как сегодня навигаторов, а стояли военные, указывающие путь движения колоннам, которые и становились легкой мишенью лиц противодействовавших нашим войскам. Иногда это были кратковременные одиночные обстрелы, иногда велся очень интенсивный и плотный огонь со стороны противника. Особенно сильное сопротивление было оказано нашим войскам в районе города Кошица. По всему движению колоны были расклеены прокламации с карикатурами на СССР и наших вождей. На одном плакате было написано «Ленин проснись, Брежнев сошел с ума» или было изображение Советского Союза в виде слона, а Чехословакию изобразили в виде ежика. Типа того, что Чехословакия маленькая, но колючая», - с грустью в глазах продолжал Сайпи.
Когда Сайпи рассказывал свою историю, я увидел в его глазах не утихающую боль, по тем событиям, по потерянной стране и о его собственной судьбе. Ведь с роспуском СССР бывшие руководители нашей страны предали не просто какой-то аморфный советский народ, а сломали судьбы миллионам патриотов таких,  как Сайппи, советских граждан, которые сражались, шли на риск, были верны своей присяге и долгу перед родиной и все это было перечеркнуто одним росчерком пера в Беловежской пуще в 1991 году. 
Было видно, что Сайпи тяжело даются эти воспоминания, и я решил прекратить его «допрашивать». В конце он только добавил, что год спустя, под праздник 9 мая (день Победы) тогдашний министр обороны А.А. Гречко издал указ, о частичном выводе нашего континента из Чехословакии и их дивизия, в которой он служил, попала в список на возвращение. Так Сайпи вернулся на родину». По его выразительным и печальным глазам было видно, что у него еще много, что есть рассказать, но все же боль переживаний за прошлое, да и подписка о не разглашении не смотря на мои заверения, все еще довлела над его привыкшего быть верным слову до последнего вздоха горца.
Слушая его и сравнивая происходившее тогда события и то, что сегодня происходит на Украине, я невольно находил аналогии. И его слова о том, что они тогда спасли мир от Третьей Мировой войны, сначала воспринятые мною  скептически, уже не казались преувеличением. Может и нам стоило заблаговременно войти в Киев еще в 2014 году, до того, как там укрепился и окреп фашизм, и может сегодня мы бы не стояли на краю Третьей мировой, которая по сути уже началась на Украине.
В такие минуты хочется низко поклониться нашим отцам и дедам, которые в свое время обеспечили нам мирное небо над головой, что не скажешь о нынешнем поколении неспособных даже адекватно оценивать ситуации. Которые в то время, как страна и народ остро нуждаются в их гражданском патриотизме не нашли ничего лучшего, как покинуть свою страну и присоединиться к армии критиков собственного государства, которые они сами своим равнодушием и праздностью и загубили, поддерживая так называемые либеральные реформы Горбачева и Ельцина.
И напоследок, что хочется сказать, так это то, что видя активность и патриотизм таких ветеранов как Сайпи, у меня не остается сомнений, что победа в этом противостоянии с НАТО будет за нами!

Председатель Местного отделения в г. Грозный
Российского военно-исторического общества в
Чеченской Республике – Ислам Вахаевич Сайдаев.
26 января 2023 г.