Шнурки невидимки. Истории другого времени

Рейтаро Уза
...порой очень маленький человек отбрасывает очень большую тень.
© Джордж Мартин*
 
Как много можно передать молчанием,
Но ещё больше точками в конце...
© Полина Мастицкая*

Будущее любого из нас – сундук с неведомыми сокровищами, из которого мы достаем одни только непрошеные дары.
© Джон Дансани*
 

- Нам бы тысяч триста, - неожиданно произнёс  соло-гитарист*,  выйдя из состояния задумчивости,  которое нередко накрывало его в минуты долгих ожиданий.
- Баксов! - радостно воскликнул ударник, понимая, что нашлась-таки тема для разговора, пока вся группа сидела в коридоре перед закрытой дверью зала, где должна была состояться их репетиция.
- Каждому, - самодовольно добавил кудрявый басист с очаровательной улыбкой и вместе со всеми порадовался своей удачной ремарке.
- И что? - неожиданно спросил бородатый клавишник, когда шум и смех улеглись.
- Ты не понимаешь? Это же це-лых-три-ста-ты-сяч! - непривычно взорвался соло-гитарист, как восточный человек, всегда бывший до этого внешне спокойным.
- Баксов! - вновь громко и твёрдо добавил ударник.
- Каждому, - повторил свою шутку басист, начав было смеяться, но осёкся, не найдя ни у кого поддержки.
- И что? - вновь переспросил клавишник, теперь уже хитро улыбаясь.
- Не… ну, в натуре! Это же триста тысяч, - удивился такому обороту соло-гитарист.
- Самых настоящих баксов, - принялся утверждать зачем-то ударник.
- К… К… Каждому, - басиста уже было не удержать от повторения.
- Хорошо. Это я понял. И что? - сделав серьёзное лицо, клавишник продолжил свою мысль, обращаясь к соло-гитаристу. - Что дальше? Ты же не договорил…
- А-а-а-а! - облегчённо вздохнул тот. - Не, ну, не знаю. Бросил бы учёбу, купил бы фендер стратокастер* и лабал* бы.
- Я бы тоже купил бы стоящий аппарат, - начал мечтать в свою очередь ударник. - Вместе с вами мы уже группа. Выступали бы в полный рост. Пусть пока на сейшенах* и квартирниках*. А может быть, лучше студию записи оборудую. Да, мало ли  чего…
- Вот вы - жуки! Куда же я без вас? Меня моя басуха* устраивает, - стал вслух рассуждать басист. - Мы с Ибанезом* моим лучше жару поддадим, девок кучей охмурим, с каждой крошкой пошалим.
- И всё-таки, что ты будешь делать? - не отставал от него клавишник.
- Если серьёзно, то купил бы родокам* квартиру хорошую рядом с рынком и работой матери, чтобы меньше мёрзла на остановках.  В старой сделал бы ремонт, пожил бы до конца учёбы, а на следующий год всё равно в армию призовут.
- И меня тоже, прикинь, - тихо сказал соло-гитарист, но тут же весело продолжил. - Не, ну, а там, попадём вместе в одну часть, создадим  хард-рок отделение и будем лабать…
- Пом-пом-пом, пом-пом-по-пом,- не давая закончить фразу, громко пропел басист, подражая своему инструменту.
- Смоук он де уота энд файе ин де скай!* - хором пропела, точнее, проорала троица друзей, спрыгнув с подоконников и изображая выступление на импровизированной сцене.
- М-да, недурственно. Энто весьма и зело* сурьёзно, однако, - произнёс, картинно почёсывая свою бороду, клавишник, как будущий филолог, любивший козырнут разными словечками. - Парни, у нас нарисовалась проблема.
- Ага, нарисовалась - не сотрёшь, -  сказал ударник, который, будучи главным специалистом в женском вопросе среди друзей, первым заметил в конце коридора знакомый женский силуэт.
 
Это была их вокалистка и, в то же время, не она. Разве можно представить, чтобы всегда лёгкая на подъём, весёлая и озорная девушка шла,  шаркая туфлями на высоких, тоненьких каблуках?
 
- Ужель та самая*... - начал было шутку клавишник, но увидев воплощение вселенского горя, замолчал, но как только девушка подошла ближе, изображая акцент, спел:
Птычка-Пэвычка,
Наша сестрычка
Спой, что знаешь
О том, где бываешь,
Пока пОрхаешь
О чём мечтаешь?
Наша сестрычка,
Птычка-Пэвычка.
 
Девушка улыбнулась, но ни слова не произнесла и взобралась на ближайший подоконник.
- Что случилось? С  тобой всё в порядке? Что-то в семье? - спрашивал быстро басист, словно папа у дочки, и на каждый его вопрос  был отрицательный ответ поворотами головы из стороны в сторону.
- Это… У нас забирают зал и репетиции не будет, - высказал свою догадку соло-гитарист, но девушка лишь сильнее выпятила поджатые губы, подняв плечи вверх, и показала ключ от зала.
- Дураки! Ноготь сломала? Колготки порвались? - включил знатока женских душ и проблем ударник и почесал лысеющую макушку, что по народным приметам является свидетельством  того, что он "спит не на своих подушках".
- Сам дурак, - наконец произнесла вокалистка. - Спасибо всем, но достали расспросами.
- Значит, ещё одни шнурки невидимки, - подытожил клавишник, покусывая свои усы. - Мы же как семья. Если обидел кто, мы с ним разберёмся. Не томи.
- Мой парень пропал. Уже почти неделю его не видела. Однокурсники говорят, что тоже не знают, где он. Мы хотели сходить в кино, но не получилось дважды, а потом  он пропал. Он меня бросил, да? - уже не сдерживая слёз, стала в голос рыдать девушка.
 
Парни тут же бросились её утешать. Сидевший рядом клавишник просто обнял девушку, ударник взял обе её руки в свои, а басист по-дружески сказал:
- Да, не переживай! Всё в порядке. Я же живу с ним в одном доме. В прошлую субботу он пришёл из  универа сам не свой, говорит, что обидел тебя чем-то, что не хочет потерять. Он же тебя любит, только не знает, как сказать. Всё воскресенье дома провалялся, даже в футбол не вышел играть. Потом решил подарок тебе сделать, для этого с батей своим в рейс поехал, завтра должны вернуться. Правда.
 
Девушка расплакалась ещё сильнее.
 
- Не, ну, это. Репетировать будем? - спросил было соло-гитарист, но тут же замолчал под испепеляющими взглядами остальных парней.
- Я же его тоже люблю… - сквозь слёзы и всхлипы объяснила вокалистка.
- Вот те и мамихлапинатапай!* - выразился клавишник, правда, друзья на этот раз не оценили и не поняли его глубоких познаний в лингвистике.
 
Повисла пауза, которую он сам же и нарушил:
- Слушай, Птичка! Вот если бы у тебя были триста тысяч баксов, чтобы ты сделала?
 
Слёзы пропали моментально, лицо поменяло несколько выражений, и, отойдя от первоначального шока, девушка ответила:
- Почему я должна давать об этом отчёт? Чего? Чего вы так на меня смотрите?
- Понимаешь, просто парни решили купить хорошие гитары, ударные, устроить студию записи, - как-то отрешённо и печально произнёс клавишник, уже догадываясь, что скажет девушка.
- Ну, хорошо, - сказала она, собравшись с мыслями. - Значит, эти деньги я не заработала, а, допустим, получила лично. Тогда я потрачу их на своё образование, потом на устройство семьи и образование мужа, наши путешествия,  конечно, дам родителям и сестре что-то. А что вы так смотрите? Я образованная сделаю для мира больше, буду полезнее всем. Может даже музыкалку…
 
Клавишник воспользовался снова своей возможностью её обнять и похлопал по плечу. Остальные парни с явным удовольствием наградили сдержанными овациями.
 
- Всё, мальчишки! Хватит, засмущали, - ответила  вокалистка и обратилась неожиданно к клавишнику. - А про какие шнурки ты говорил?
- Да, это так, есть присказка в нашей семье. Когда я был маленьким. Харе* ржать, да я был не таким большим и круглым. Так вот любил читать про всяких там шпионов и диверсантов, вдруг мне попалась книжка про человека-невидимку*. Сказать, что она меня сильно впечатлила, не могу, но равнодушной не оставила. И вот помню, обсуждаем её с папой. Он тогда высказал странную мысль, которую я оценил много позже. Я тогда ленивый был конкретно. Постель убирать не нравилось, по магазинам ходить тоже, даже шнурки не завязывал, а просто совал их в обувь. И вот папа говорит, что главный герой был готов стать невидимкой, т.к. и при жизни был незаметен, в отличие от меня. За мной же следом шёл поезд проблем. Вот представь, говорит, ты стал невидимкой, но шнурки не завязал. Пойдёшь по узкому коридору или мимо толпы, кто-то наступит на них, ты и грохнешься - и всей твоей невидимости грош цена. Вот так мы и стали с тех пор в семье все невидимые сейчас, но потенциальные в будущем проблемы называть "шнурками невидимки".
- Хм, круто!
- Прикольно...
- А-а-а, ясно!
- Ничего не ясно! - вдруг прервала парней девушка. -  О каких проблемах идёт речь?

Клавишник потёр свой большой живот, почесал бороду и ответил:
- Вы не задумывались о нашем будущем? Ближайшем? Это сейчас мы группа, широко известная в узких кругах города и студенчества. Но весной они уйдут в армию, а мы, - на эти словах он показал на ударника. - Мы закончим учёбу и пойдём по распределению. А ты, очень надеюсь, что выйдешь замуж, создашь семью и будешь счастлива.
- Ты хочешь сказать, что это всё? - с испугом спросила, удивлённая в очередной раз, девушка.
- Э! Какой всё?!!
- Да, уж… Зверёк пушной* подкрался незаметно.
- Не, ну, это. Репетировать будем? - снова спросил соло-гитарист.
- Конечно, будем! - ответил за всех клавишник, слезая с подоконника. - У нас ещё есть время, пусть нас запомнят крутыми и классными ребятами. А халтура* - это тоже шнурки невидимки.
 
© 27.01.2023.
 
Примечание:

* Джордж Реймонд Ричард Мартин (род. 20 сентября 1948, Бейонн, Нью-Джерси, США) — американский писатель-фантаст, сценарист, продюсер и редактор, лауреат многих литературных премий. В 1970—1980-е годы получил известность благодаря рассказам и повестям в жанре научной фантастики, литературы ужасов и фэнтези. Наибольшую славу ему принес выходящий с 1996 года фэнтезийный цикл «Песнь Льда и Огня», позднее экранизированный компанией HBO в виде популярного телесериала «Игра престолов».

* Полина Мастицкая - современный сетевой автор и поэт из Санкт-Петербурга.

* Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, 18–й барон Дансани (24 июля 1878 - 25 октября 1957) - ирландский англоязычный писатель и поэт, один из первопроходцев жанра фэнтези. Больше известен под образованным от титула творческим псевдонимом Лорд Дансени При его жизни появилось более 90 томов художественной литературы, эссе, стихотворений и пьес, и небольшое количество материалов было опубликовано посмертно.

* здесь и далее перечисляются участники музыкальной группы: соло-гитарист играет на солирующей гитаре, басист - на бас-гитаре, клавишник - на клавишных, ударник - на барабанах и ударных инструментах.

* фендер стратокастер (Fender Stratocaster) - модель электрогитары, разработанной Джорджем Фуллертоном, Лео Фендером и Фредди Таваресом в 1954 году и выпускаемой вплоть до настоящего времени. Является одной из самых известных и распространённых моделей электрогитар в мире.

* лабать (жарг.) - исполнять, играть на музыкальном инструменте.

* сейшен (жарг.) - музыкальный концерт, фестиваль, сборище, тусовка, вечеринка.

* квартирник (жарг.) - концерт, проводящийся в обычной квартире, в домашних условиях. Как правило, на нём выступает небольшое количество музыкантов с акустическими инструментами.

* басуха (жарг.) - бас-гитара.

* Ибанез (Ibanez) - японская компания, гитарный бренд, которым владеет компания Hoshino Gakki, расположенная в городе Нагоя. Hoshino Gakki стала одной из первых японских компаний, производящих музыкальные инструменты, сумевшей добиться успеха в Соединенных Штатах и Европе.

* родоки (жарг.) - родители.

* Smoke on the water and fire in the sky - строки припева  самой известной песни "Smoke on the water /Дым над водой" популярной английской рок-группы "Deep Purple".

* зело (устар.) - очень, весьма.

* Цитата из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831 г.) русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837). Евгений Онегин, увидев Татьяну Ларину после долгой разлуки, влюбляется в неё (глава 8, строфа 20):
"Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка... иль это сон?.."

* «Мамихлапинатапай» — слово из яганского языка, языка племени яганов, живущих в самой оконечности Южной Америке, на Огненной Земле. Оно указано в книге рекордов Гиннесса в качестве «наиболее ёмкого слова» и считается одним из самых трудных для перевода слов. Оно означает «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым». 

* харе (жарг.) - хватит, стоп, довольно в категоричной форме.

* "Человек - невидимка" - научно-фантастический роман Герберта Уэллса, первоначально опубликованный в журнале Pearson's Weekly в 1897 году.
               
* песец (жарг.) - здесь имеется в виду созвучие нецензурного слова и полярной (арктической) лисицы.

* халтура (жарг.) - в данном случае, нечто плохо, небрежно сделанное как результат побочной, неквалифицированной работы.