Три птицы

Евгений Анатольевич Ефрешин
Сегодня на рябине я увидел свиристелей. Удивительные пепельно-розовые птицы с жёлтой полосой на хвосте, белыми полосками на крыльях и задорным хохолком на голове клевали потемневшие от мороза ягоды и негромко, но очень мелодично перекликались между собой. Словно какой-то добрый волшебник играл в холодной тишине на таинственной свирели.

Эти птицы – гости с далёкого Севера, они прилетают к нам из таёжных хвойных лесов,родины деда Мороза. Размером свиристели с известного всем скворца. Целую зиму они будут летать у нас, радовать душу, а ближе к весне отправятся в свои края, чтобы вывести новые поколения пернатых певцов с переливчатыми, серебряными голосами.

В такую зимнюю стужу вспомнились мне венценосные журавли, поражающие своей оригинальной, вызывающей красотой крылатые создания. Это крупные птицы, больше метра высотой, тёмно-серого цвета, с белыми крыльями, красно-белыми, яркими щёками и восхитительным золотистым венцом на голове. Что по сравнению с ними павлины? Павлины, конечно, тоже очень красивы, но, как сейчас любит говорить молодёжь, павлины отдыхают, на фоне аристократических, царственных журавлей.

Величественно расхаживают венценосные журавли по саваннам под знойным солнцем Африки. Когда я был в Африке? Я там был не очень давно, но не дальше Луксора, а видел этих, навсегда запоминающихся птиц, в 150 километрах от Москвы, в великолепном «Парке птиц». А у себя в Африке, теснимые человеком птицы встречаются всё реже.

Ещё, уважаемые читатели, мне вспомнились американские странствующие голуби, птицы, которых я никогда не видел.
- Тогда зачем браться и говорить о них?- резонно спросите вы. А говорить всё-таки стоит, потому что их Никто никогда не увидит, их нет на Земле, люди полностью истребили их. Вот именно поэтому о них нужно всегда помнить.

Об американском странствующем голубе я прочитал, когда мне было лет двенадцать, у Фенимора Купера, в романе «Пионеры, или у истоков Саскуиханны». Там описывалась чудовищная охота, да и не охота вовсе, а просто кровавая бойня этих птиц.
Все жители посёлка вышли на неё, мальчишки с луками и арбалетами, взрослые с ружьями и пистолетами, выкатили даже маленькую пушку и стреляли из неё. А потом сворачивали раненым голубям шеи и переполненными возами доставляли на разделку.

Странствующие голуби жили в лесах Америки и Канады, восточнее Скалистых гор, на зимовку они перелетали на юг США. Это были изящные птицы с рыжевато-бурой грудкой и сизым верхом, весили они около 300 граммов.
Американские странствующие голуби до середины Х1Х века были самой многочисленной на планете Земля птицей, их общее количество исчислялось 4-5 миллиардами!

Известный орнитолог прошлого Александр Уилсон в 1810 году видел стаю голубей, которая пролетала над ним в течение 4 часов.
Она закрывала небо от горизонта до горизонта, а шум мощных крыльев звучал, как свист урагана. Стая растянулась почти на 400 километров, в ней было около 2 миллиардов голубей!
Орнитолог Одюбон описывает стаю голубей, в которой летело гораздо больше миллиарда птиц, их общий вес превышал полмиллиона тонн.

Странствующие голуби летали очень плотно и порой так низко, что люди их просто сбивали шестами, а рыбаки вёслами. Они ставили в воздух сети на голубей!
Бледнолицые пришельцы к правилам «диких, кровожадных» индейцев, которые запрещали охоту на голубей в период гнездования относились с презрением. Когда птенцы подрастали, толпы убийц собирались у гнездовых колоний. Кроме отстрела взрослых голубей, дабы не тратить деньги на порох, деревья срубали и спиливали, а птенцов забивали палками.

Телеграф и постоянно расширяющаяся сеть железных дорог позволили поставить «добычу» на промышленные рельсы, и за период с 1870 по 1890 произошло катастрофическое снижение численности птиц, а в скором их полное уничтожение. Последний американский странствующий голубь по кличке Марта умер в зоопарке 1 сентября 1914 года.

Какие только «теории» не выдвигались по поводу чудовищно быстрого исчезновения голубей с американского континента. Одни утверждали, что они погибли в Атлантическом океане при попытке улететь в Австралию, а другие договорились до того, что они замёрзли на Северном полюсе…
Да, люди, нам бы с такими мыслями и действиями не пропасть бесславно и бесследно на нашем пути.