1. О хореографах антрепризы Дягилева - продолжение

Галина Александровна Романова
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ФОКИН (1880-1942) – РЕФОРМАТОР РУССКОГО БАЛЕТА

В 1908 году Александр Бенуа представил артиста Михаила Фокина Сергею Дягилеву. К тому времени Дягилев уже показал Европе русскую оперу и живопись. После успеха этих своих предприятий он решил привлечь внимание парижан к балету – виду искусства, который в Европе начала XX века не считался достойным серьёзного внимания. Найдя в Фокине своего единомышленника, Дягилев пригласил его в свою антрепризу в качестве хореографа.

Двадцать балетов за 6 лет! 1909 год – 5, 1910 – 5, 1911 – 3, 1912 – 5, 1914 – 2! И каких балетов!

В 1909 году Дягилев показал в Париже работы Фокина, поставленные ранее в Мариинском театре: «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Сильфиды» («Шопениана»), «Клеопатра». Успех был абсолютным, имена Фокина, Павловой, Карсавиной, Нижинского были у всех на устах.

К каждому следующему сезону Дягилеву требовались новые постановки. В 1910 году среди поставленных балетов были «Жар-Птица» и «Шехеразада», в 1911 году – «Петрушка» и «Видение розы», в 1912 – «Тамара» и «Дафнис и Хлоя».

К сожалению, несмотря на триумф первых сезонов, всё нараставшее напряжение между Дягилевым и Фокиным привело в конце концов к разрыву. Дягилев считал, что Фокин начал повторяться, в то время как антрепренёр нуждался в новых идеях и формах. Хореограф, в свою очередь, восклицал: «О каком искусстве может идти речь, когда единственной целью являются провокации!». В тайне от Фокина Дягилев начал продвигать своего любимца Вацлава Нижинского в качестве хореографа, поручив ему постановку «Послеполуденного отдыха Фавна». Более того, Дягилев поручил поднять занавес на спектакле «Дафнис и Хлоя» на 30 минут раньше, и публика заняла свои места лишь к середине спектакля. О дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи.

Тем не менее, именно Фокину в антрепризе Дягилева в начале ХХ века удалось возобновить интерес, в первую очередь Европы, к балету, сделать популярной эту сказку на сцене, создаваемую композиторами, хореографами, художниками, музыкантами, танцовщиками. Бесспорен огромный вклад Михаила Михайловича Фокина – русского танцовщика и хореографа в мировое театральное искусство.
Чтобы лучше понять зарождение и развитие творческих способностей личности, конечно, надо заглянуть в биографию и творческий путь человека. Так каким же был путь М.М. Фокина к известности?

Любовь к театру привила ему мать, тайно отдав 9-летнего мальчика в Императорское театральное училище. Михаил Михайлович с первых лет делал успехи в обучении, что, в свою очередь, не мешало ему интересоваться рисованием и музыкой, освоив целый ряд инструментов. В музее Ленинградского хореографического училища сохранилось несколько живописных работ Фокина, выполненных в реалистической манере. Михаил Фокин, как и другие воспитанники, участвовал в постановках Мариинского театра. Дебют в спектакле «Пахита» в 1898 году позволил студенту-танцору миновать кордебалет и стать танцовщиком 2-го разряда, а в 1904 году – и первого. Нараставшая неудовлетворённость в классическом танце заставляла его подумывать об уходе с театральной сцены ради рисования и музыки. Переломным оказался 1902 год, когда ему предложили стать учителем в женском балетном классе родного училища, где он смог начать реализовывать свои идеи. Это обстоятельство вернуло танцовщику желание продолжать балетную деятельность.

При отличной школе, успешном опыте добросовестного танцора в нём росла неудовлетворенность классическим исполнением. Возникло стремление найти новый подход к балету, устранив наскучившие штампы. В импровизационных выступлениях Айседоры Дункан он увидел новое направление. Имея с детства и наклонности художника, Фокин сумел в живописи античных времен увидеть образы и рисунок для своих балетов. В 1904 году Фокин написал письмо в дирекцию Императорских театров, в котором были очерчены основные пути преобразования классического танца: балет должен гармонично объединить три важнейших элемента – музыку, декорации и пластическое искусство; танец должен поддаваться осмыслению – движения тела не должны опускаться до банальной пластики, танец обязан отражать душу. Письмо осталось без ответа, но это не мешало Фокину ставить свои сценические эксперименты. Первая, еще несовершенная, проба Фокина-хореографа появилась на сцене в 1905 году, став началом великого пути. До 1908 года зрители увидели такие яркие спектакли, как «Сон в летнюю ночь», «Виноградная лоза», «Умирающий лебедь», «Шопениана», «Египетские ночи», а с 1910 года Михаил Фокин занял место хореографа в Мариинском театре.

М. Фокин тщательно подбирал для сотрудничества художников и композиторов. С ним работали такие известнейшие личности, как Н. Рерих, А. Бенуа, С. Рахманинов, И. Стравинский и многие другие. Во многих балетах Мариинского театра главные партии танцевала Анна Павлова. И всегда – прекрасно. Чего только стоит такой шедевр, написанный им специально для Анны, как «Лебедь» («Умирающий лебедь») на музыку Сен-Санса! Впоследствии Михаил Фокин ставил балеты и для труппы Анны Павловой. Характерной чертой балетов Фокина стало сочетание в себе и танца, и пантомимы, что не практиковалось ранее.

Именно с помощью Фокина, ставшего единственным хореографом Русских сезонов, Дягилев потряс Европу, доказав, что танец может олицетворять и передавать множество тематик, актуальных для современных зрителей. Русский балет именно с помощью Фокина стал самым авторитетным в мире.

Страсть, экспрессия, виртуозность – это то, что делало постановки Фокина незабываемыми и загадочными. Его «Жар-птица», основанная на русских фольклорных образах, навсегда запомнилась почитателям балета фантастической и сказочной хореографией. Легкость и разнообразие движений, напоминающих полёт волшебной птицы, выделяли танцы этой постановки на фоне всех других произведений. Не менее яркими и значимыми считаются балеты «Петрушка», «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и другие. Каждой постановкой Фокин усовершенствовал свой подход к балету.

Уйдя из труппы Дягилева, Фокин остался в Мариинском театре, но свобода творчества была утрачена. Вернуть её балетмейстер попытался в 1914 году, когда вновь стал сотрудничать с Дягилевым, но его балеты того периода не отличались уже наличием революционных элементов. Успех всех этих постановок был весьма умеренным. Сезон 1914 года оказался последним для сотрудничества Фокина и Дягилева, который теперь сделал ставку на своего нового фаворита - Мясина.

С 1914 по 1918 год Фокин снова работал в Мариинском театре. Среди его постановок этого периода — «Сон» на музыку М. Глинки, «Стенька Разин» А. Глазунова, «Франческа да Римини» П. Чайковского, танцы в операх. Наиболее удачными стали балеты «Эрос» на музыку П. Чайковского и «Арагонская хота» М. Глинки.

Уехав в 1919 году на гастроли в Швецию, вернуться на Родину уже не смог. За ним следовала его супруга балерина Вера Петровна Фокина. Сам Михаил отмечал особую роль жены в своей жизни хореографа. Благодаря ей он смог всего себя посвятить танцу и изучению его особенностей. При этом, конечно, жизнь, в том числе и творческая, была непростой. США стали последней страной, где жили Фокины. Они открыли в Нью-Йорке балетную студию. Балетмейстер сотрудничал с театрами и труппами во многих городах США.

В этом периоде можно отметить балет «Паганини» на музыку С. Рахманинова. Невозможность вернуться в Россию и тоска по ней вдохновили Фокина на постановку таких спектаклей, как «Русские праздники» и «Громовая птица». До конца своих дней Михаил Фокин переживал за судьбу родной страны, и эта тревога проявилась в поставленном им в 1941 году балете «Русский солдат» на музыку сюиты «Поручик Киже» С. Прокофьева.

Сегодня имя Михаила Фокина – реформатора и основателя современного классического романтического балета – известно каждому ценителю балетного искусства.

Творчество хореографа выделялось тем, что он вывел мужчин-танцовщиков с второстепенных ролей «при балеринах» на ведущие роли. Именно в фокинских балетах раскрылся ещё один великий гений балета – Вацлав Нижинский, который своим творчеством и фокинской хореографией перевернул представление и значимость мужского танца в балете. Михаил Фокин первый решил использовать для балета симфоническую музыку. Он отверг тяжеловесность балетных спектаклей XIX века, противопоставив им короткие одноактные импрессионистические балеты. Подхваченный общеевропейским течением к драматизации и созданию на театральной сцене реалистических образов, Фокин пытался это претворить на балетной сцене. Он совершил прорыв в понимании драматургии танца. Новые спектакли стали эмоциональными, чувственными, страстными, что очень соответствовало новой эпохе развития культурного социума. В своих лучших балетах он наделял каждого героя особым пластическим языком, раскрывавшим сущность персонажа. Практически каждый из созданных им образов в период своего творческого расцвета являет собой законченное и утонченное творение балетного гения Фокина.

Своим творчеством Фокин дал мощный импульс к развитию танца как в России, так и в Европе, проложив путь от академического танца к свободному. Он, безусловно, заслужил свою славу, которая до сих пор поддерживается постановками его спектаклей во многих театрах мира.