Лирические песни 40-х годов послевоенный период -

Борис Пономарев 3
Лирические песни 40-х годов (послевоенный период) — третья часть, окончание

В 1946 году на экраны страны вышел фильм «Беспокойное хозяйство», снятый на киностудии «Мосфильм». Это был успешный режиссерский дебют знаменитого советского актера Михаила Ивановича Жарова по сценарию Братьев Тур (Леонида Давидовича Тубельского и Петра Львовича Рыжего). В фильме было довольно много мелодичной музыки композитора Юрия Сергеевича Милютина и песен, написанных им на стихотворные тексты поэта Анатолия Владимировича Софронова. Наиболее удачной оказалась лирическая песня «Сирень-черемуха», спетая обаятельным актером Виталием Дмитриевичем Дорониным:
«Расцвела сирень-черемуха в саду
На мое несчастье, на мою беду.
Я в саду хожу, хожу,
Да на цветы гляжу, гляжу,
Но в цветах, в цветах
Я милой не найду,
Я милой не найду,
Ой, не найду!
Чтобы мне ее скорее отыскать,
Видно, все цветы придется оборвать.
Ой, не прячь, сирень, сирень,
Да милой, милой в ясный день,
Не мешай мою любовь,
Любовь ты целовать,
Любовь ты целовать,
Ой, целовать». 
Данная песня оказалась из числа «вечнозеленых»: после выхода фильма на экраны нашей страны ее в разные годы пели очень многие известные исполнители, такие как Владимир Александрович Нечаев, Георгий Павлович Виноградов. Да ее и сейчас продолжают петь такие знаменитости как Олег Евгеньевич Погудин и ВИА «Песняры».

В том же 1946 году киностудия «Мосфильм» «выдала на гора» замечательный кинофильм «Первая перчатка», снятый режиссером Юрием Владимировичем Фроловым по сценарию Александра Александровича Филимонова. В данном фильме звучала прекрасная музыка, написанная великолепным композитором Василием Павловичем Соловьевым-Седым. Стихотворные тексты песен, созданных для этого фильма, принадлежали перу прославленного поэта-песенника Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Одна из них, а именно «На лодке», была чисто лирической, и она на долгие годы стала одной из самых любимых у ценителей советской песни. В фильме ее исполнило вокальное трио, состоявшее из очень известных профессионалов: Александры Николаевны Клещевой, Александры Михайловны Тимошаевой и Владимира Александровича Нечаева:
«С той поры, как мы увиделись с тобой,
В сердце радость и надежду я ношу.
По иному и живу я, и дышу
С той поры, как мы увиделись с тобой.
Милый друг, наконец-то мы вместе.
Ты плыви, наша лодка, плыви.
Сердцу хочется ласковой песни
И хорошей большой любви».

Огромным событием стал выход в 1947 году на экраны нашей страны последней (к великому сожалению!) превосходной кинокомедии знаменитого кинорежиссера Григория Васильевича Александрова. Это была лента «Весна», снятая на киностудии «Мосфильм» по сценарию Мориса Романовича Слободского и Александра Борисовича Раскина. В данном фильме участвовало настоящее созвездие самых знаменитых советских киноактеров: Любовь Петровна Орлова, Николай Константинович Черкасов, Фаина Георгиевна Раневская, Ростислав Янович Плятт, Рина (Екатерина Васильевна) Зеленая.

В связи с тем, что киностудия «Мосфильм» не успела к моменту начала съемок этой киноленты полностью восстановить свои мощности по производству фильмов, было принято решение начать работу в пражской киностудии «Баррандов», то есть именно в той студии, в которой пела и лихо плясала знаменитая Марика Рёкк, немецко-австрийская киноактриса, танцовщица и певица венгерского происхождения, во время съемок в 1944 году цветной музыкальной кинокомедии «Девушка моей мечты», показанной после войны советским кинозрителям в качестве трофейной киноленты. Интересно отметить, что некоторые декорации упомянутого мной немецкого фильма сохранились на студии «Баррандов» и были успешно использованы режиссером Г.В.Александровым в процессе съемок фильма «Весна».  

В указанном фильме было много великолепной музыки, написанной гениальным композитором Исааком Осиповичем Дунаевским. Но самой лучшей, причем лирической, песней, написанной на стихотворный текст поэта Михаила Давыдовича Вольпина, была «Журчат ручьи» («Весна идет»), которую в фильме изумительно спела Любовь Петровна Орлова:
«По бульварам чистым шел прохожий,
Птицы пели трели про апрель.
Нес прохожий толстый чернокожий
Многоуважаемый портфель.
Шел мужчина чинно и солидно,
Презирая птичий перезвон.
По лицу мужчины было видно, 
Что весну не одобряет он.
Что вся эта весна ни к чему…
И песня не нужна никому…
И вешняя вода ерунда…
Да! Да! Ерунда!
Журчат ручьи,
Кричат грачи,
И тает лед, и сердце тает.
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает.
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат задорные веселые скворцы,
Кричат скворцы
Во все концы:
«Весна идет — весне дорогу!».
Эта песня, хотя с момента ее появления на свет прошло более семидесяти пяти лет, и по сей день, к моему счастью, кричит бесчисленными голосами певиц и певцов: «Весна идет — весне дорогу!».

Данная музыкальная комедия вышла в кинопрокат летом 1947 года, и в том же году фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, где получил приз за лучший сценарий, а Любовь Петровна Орлова получила награду за лучшую женскую роль. 

В заключение своего данного повествования, поведаю об огромном успехе, выпавшем на долю замечательного творения талантливого кинорежиссера Ивана Александровича Пырьева — музыкальной кинокомедии «Кубанские казаки», созданной им в 1949 году на киностудии «Мосфильм» по сценарию Николая Федоровича Погодина. Это был один из тех советских фильмов, которым сильно повезло по той причине, что они были сняты на чрезвычайно высококачественной трофейной кинопленке фирмы Agfa. А зрителям повезло по многим причинам: этот фильм снимал великий профессионал И.А.Пырьев, в нем снимались выдающиеся актрисы и актеры, но особенно в том, что музыку для этого фильма написал гениальный композитор Исаак Осипович Дунаевский. Фильм пользовался гигантским успехом, количество зрителей превысило цифру сорок миллионов. 

Будучи очень талантливым человеком и прекрасным организатором, И.А.Пырьев обладал способностью невероятно четко и понятно ставить задачи и подбрасывать идеи их выполнения людям, с которыми он осуществлял общее дело. Когда ему понадобилось вставить в свой фильм песню «Каким ты был, таким остался», он настолько подробно описал поэту-песеннику Михаилу Васильевичу Исаковскому, какой она должна быть, что тот блестяще справился с поставленной перед ним задачей, создав нужный стихотворный текст, на который Исаак Осипович Дунаевский сочинил замечательную музыку:
«Каким ты был, таким остался,
Орел степной, казак лихой…
Зачем, зачем ты снова повстречался,
Зачем нарушил мой покой?
………………………………………………
Свою судьбу с твоей судьбою
Пускай связать я не смогла,
Но я жила, жила одним тобою,
Я всю войну тебя ждала».

Такая же история приключилась и с созданием песни «Ой, цветет калина», после чего поэт-песенник Михаил Давыдович Вольпин легко написал необходимый режиссеру стихотворный текст, а И.О.Дунаевский превратил его в великолепную песню:  
«Ой, цветет калина в поле у ручья.
Парня молодого полюбила я,
Парня полюбила на свою беду:
Не могу открыться, слова не найду.
Не могу открыться, слова не найду.
Он живет, не знает ничего о том,
Что одна дивчина думает о нем.
У ручья с калины облетает цвет,
А любовь девичья не проходит, нет!
А любовь девичья не проходит, нет!». 

И поэты-песенники, и композитор настолько мастерски справились со своими задачами, что буквально весь народ нашей страны запел эти песни после выхода фильма «Кубанские казаки» на киноэкраны. Однако, прокатная судьба этого фильма оказалась не из легких. После прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущева, И.А.Пырьева обвинили в том, что в этом фильме он пытался приукрасить действительность, после чего данная кинолента была запрещена к показу, и целых двенадцать лет пылилась на полках.

На самом деле, режиссер, будучи очень умным человеком, пытался своим фильмом подбодрить народ  нашей страны, настрадавшийся в годы Великой Отечественной войны от голода, холода и других невзгод, показав ему, какой обязательно станет наша жизнь в недалеком будущем.

В этой связи стоит упомянуть о том, что в годы чудовищно тяжелой Великой депрессии в США, избранный в 1933 году Президентом этой страны великий FDR — Франклин Делано Рузвельт, возглавивший непримиримую борьбу, направленную на восстановление рухнувшей экономики, начал ее с того, что в одном из своих первых распоряжений приказал кинематографистам страны создавать художественные фильмы только со счастливым концом, а еще лучше — с поцелуем влюбленных в диафрагму кинокамеры. И такое умное решение главы страны, подбодрившее людей, сыграло огромную позитивную роль в ходе борьбы с жутким экономическим кризисом, закончившейся полной победой FDR над Великой депрессией.

Фильм «Кубанские казаки» довольно часто показывают в последнее время по российскому телевидению. Я не знаю, какое влияние оказывает он на телезрителей, но на меня данный фильм до сих пор оказывает огромное позитивное воздействие, убеждая в том, что все невзгоды, встречающиеся в нашей жизни, рано или поздно, но обязательно уйдут в прошлое. И такой терапевтический психологический эффект возникает по той причине, что вся эта кинокартина, ее музыка и песни пронизаны жизнеутверждающим оптимизмом.

Борис Пономарев