Спектакль Плутни Скапена в Ереване. Рецензия

Михаил Берсенев
Жениться без родительского благословения? Во времена Мольера это был моветон. А сейчас никого не удивишь. Комедия по Мольеру «Плутни Скапена» в Ереванском театре имени Станиславского рассказывает нам историю такой дерзости с одной стороны, и историю одного манипулятора, с другой. Так бы сейчас назвали одного из центральных персонажей этой работы.


Скапен (Лев Набалдян). Этот парень наиболее соответствует заявленному в афише жанру спектакля – комедии. Такой весь экспрессивный. Способный путем тренировки и преследуя цель убедить, «за мутить» собеседника выдавать до тысячи слов в минуту. В чём-то он походит на персонажа.. Есть такое не очень часто уже употребительное слов как раздолбай. Оно не обидное в своей ипостаси, но о многом говорит.

 При этом ум блещет не явно в Скапене. Он такой, этот ум…Скрыто- маскировочный, что ли. Спектакль «Плутни Скапена» это больше, чем ирония. Это вещь о подмене понятий и фантастическом перемене мнений. Еще и в помине не планировалось ни индийских фильмов, ни «Санта – Барбары». А уже тогда Мольер владел блестяще этими приемами «мыльной оперы». Скапен неуклюж. Плутоват, полноват, этакий вечно катящийся колобок. Типаж Евгения Леонова в чем-то.

  Скапен – узловая роль и Лев Налбандян отдается ей всецело. Себя не жалеет. Капельки пота текут по лицу. А он гнёт своё.

Вообще, есть у этого спектакля ереванского Театра им. Станиславского одна черта: выплеск эмоций именно у актеров. Они себя даже не жалеют, а зал более сдержан. Все-таки комедия положений уже привычная вещь для современного избалованного зрителя.

Скапен сейчас бы, в наши времена, давно стал бы миллионером. Это по-современному талантливый «решала». В быту ему бы дали имя манипулятор. В бизнесе это качество очень важно.

     Скапен – узловая мужская роль этого действа в постановке Карена Нерсисяна. Женская же часть спектакля представлена урезанно.  Гиацинта (Рипсиме Нагапетян) вообще показалась мне просто загорелой девушкой. Так свет падал. Ей трудно было развернутся. Ибо материала выдал автор мало. И режиссёр постановщик тоже. Надо понимать, что «Плутни Скапена» в Ереване, на сцене, это прежде всего мужское действо.

Тот же Жеронт (Манвел Хачатрян) – отец одного из сыновей, что женился без родительского благословения,  тоже удивительный мужской типаж. Чем-то похож на птенчика, маленький, вёрткий. Скаредный. Даже в мешок помещается. Вроде не за что зацепиться взгляду, а сцену с тремором в мешке от страха отработал прост на ура. Внешне не гигант. Ни силен, не мускулист. Но все-таки это мужской персонаж по своей сути.

Третьим мужским полисом спектакля «Плутни Скапена»
в русском театре имени Станиславского в Ереване, Армения, стал Сильвестр (Вазген Оганесян).  Не знаю, почему его выбрали на роль наставника юного повесы, который женился без родительского благословения. Вазген в этом образе вовсе не похож на воспитателя, это скорее дерзкий пират из «Пиратов Карибского моря. Сундук мертвеца». Когда он выскакивает с одной повязкой на глазе «а-ля Кутузов» понимаешь. Ну- пират.

  В нарядах актёров каждая деталь яркая. Художник по костюмам Мэри Саргсян постаралась. Тут каждая пуговка на кафтане блестит. А какой контраст создается, когда персонажи носят разного цвета чулки. Белые, красные, синие – такой фейерверк получается костюмов. Набалдашники тростей кажутся настоящими.

  Нельзя не сказать и о минусах «Плутни Скапена»
В Ереване. Это чисто моё субъективное мнение. Во-первых, это ощущение мельтешения на сцене троих мужских центральных персонажей. Особенно это заметно с первого ряда партера. Даже немного в глазах рябит. Слишком вложено много не всегда оправданного движения, и резкого, с выкриками, в довольно спокойную ткань спектакля. Сложилось ощущение некоей свистопляски.

Уже после спектакля, вечером, мне пришла мысль, что, возможно, это проявления кавказского темперамента, как говорят в России. Мне трудно это объяснить.

От этого и идет второй минус спектакля – нарочитые шутки не всегда рождают юмор. Жанр спектакля заявлен как комедия, но вот хороших шуток, именно шуток, не так много.

  А в целом это яркое, «улыбающееся» зрелище, пусть и не очень современное. Но дарящее прекрасною настроение.

***

  Михаил Берсенев, Ереван, 27.10.2023г.