Мыс Фиолент

Марианна Ольшевская
1976 год.
 Я приехала в Севастополь к моим родственникам. Семейная пара, двое взрослых детей. Дочь живёт отдельно. Сын живёт вместе с родителями в трехкомнатной квартире.
Это замечательные люди. Муж, Василий, меньше по росту, чем его жена. Разговаривает с тихим юмором. Он работает на судостоительном заводе.
Его жена - учитель в школе. Она умеет шутить так, что я всё время смеюсь, когда ее слушаю. Иногда мы все хохочем до слез, до того, что живот начинает болеть. У неё просто талант, могла бы работать юмористом.
 Муж - это "седьмая вода на киселе", какой-то брат, очень дальний брат, моей бабушки, он русский. Жили они когда-то в селе Лопьял Кировской области. потом разъехались. Теперь мы с бабушкой в Белоруссии, а он давно живет в Крыму.

 Агния, его жена  - украинка. Был Советский Союз. Всё мирно. Никто не кричит, чья национальность "Великая", чья культура - "Великая", никто не спорит про "наши земли". Мирная жизнь мирных людей. В городе идет строительство, ходят автобусы, работают магазины, школы, театры, поливают по утрам улицы, ухаживают за парками и скверами. Военные заняты своими делами: они иногда проводят учения, стрельбы, марш-броски, а в основном учат устав, проводят строевую подготовку и построения, слушают политинформацию в ленинских комнатах, белят бордюры, принимают гостей из Москвы, проводят парады.

 Сын Василия и Агнии, Вадим - мой очень дальний родственник. Василий и Агния долго вычисляли, кем он приходится, в итоге мы запутались в крестьянском "родословном дереве". Главную мысль все же поняли: родители не прочь нас познакомить с "перспективой" будущей семьи (смешно, конечно - но это мелочи жизни).
Главное - каникулы, лето, Черное море, Севастополь. Вся жизнь впереди.

Я закончила 4-ый курс университета, еще год - я архитектор. Вадим после армии поступил в кораблестроительный институт.
 
 Он показал мне город. Мы бродили по центру, где белые фасады зданий тонули в зелени. Прекрасная набережная, бульвар и море. Море! Я с детства обожаю море.
Приморский бульвар, памятник Затопленным кораблям. Я и Вадим часто гуляли, смотрели и радовались жизни. Вадим водил меня в музеи. Возил в какие-то районы. Мне всё очень нравилось. Севастополь - красивый город.
 
 Иногда я ездила в город одна. Ходила на городской пляж. Плавала. Потом возвращались в квартиру, где меня ждали и радушно кормили. Всегда был очень вкусный обед, который готовила мама Вадима, Агния (зови меня тётя Ага - сказала она мне).

 Вадим познакомил меня с друзьями. Это были интересные люди. Океанологи. Научные сотрудники. Они ахнули, узнав, что я хожу на городской пляж.
О нет! Мы должны показать тебе мыс Фиолент!

 Собраны рюкзаки, где есть всё необходимое. Мы едем с палатками, на три дня.

 Мыс Фиолент.
 Он расположен в 15 километрах от центра Севастополя в сторону Ялты на Гераклейском полуострове Крыма. Дикий скалистый берег, гроты, заросли можжевельника, ломоноса, плюща...

 Мне не забыть это прекрасное впечатление.
Мы идём по выжженной степи. Ровное поле, сухая желтая трава.
И вдруг - чудо! С высоты птичьего полёта открывается вид на море. Оно внизу. Оно блещет, сияет, поражает своими яркими красками. Вокруг - скалы. Острое чувство, что ты можешь лететь над манящей поверхностью воды как птица - настоящая свобода и пьянящий морской воздух.

 Мы спускаемся по узкой тропинке. От красоты я в шоке. "Не лови ворон! Можешь упасть!" - предупреждают меня ребята.

 Мыс Фиолент! Ты прекрасен.
Да, это не городской пляж.
Это девственная природа, прозрачная вода, тишина и спокойствие. Скалистый берег тянется далеко. Живописные скалы чередуются с небольшими галечными пляжами. На  дне видны огромные камни.

 Впервые я плавала под водой, мне дали маску с трубкой и ласты. Я плавала и мне открывалось фантастическое зрелище! Подводный мир полон живых существ, которые заняты своей жизнью. Яркие краски, камни, водоросли, разноцветные рыбки. И ты можешь наблюдать это сказочное великолепие.
Я теперь понимаю тех, кто влюблен в дайвинг. Это - сказочная красота и особый мир.

 Потом было много замечательного: мы лазили по скалам, нашли пещеры, любовались прекрасными видами с высоты, вернулись назад, разожгли костёр и устроили замечательный обед. Вечером сидели у костра, пели под гитару, смотрели на звёзды, хохотали. Теплые южные вечера, бархатное ночное небо, усыпанное звездами, увлекательные рассказы океанологов об их путешествиях и о других странах, в которых они побывали.
Утром - восход солнца, небо и море, розовые облака.

 В последний день мы перебрались на Черную речку. Там была прохлада, зелень, и удивительно чистая прозрачная вода. Вокруг лес и много грибов.

 Позже мы с Вадимом побывали в гостях у одной пары океанологов. Они показывали нам слайды из путешествий по разным странам. Было очень увлекательно. Мне всегда нравились рассказы о путешествиях, о том, что происходит в других странах. Никогда в этих рассказах не звучало, что там люди хуже нас, что мы самые-самые лучшие во всем мире - остальные "погрязли в грехах". Была любознательность, живой интерес ко всему новому, к знаниям, к науке и культуре.

 Я не знала тогда, что смогу увидеть другие уголки Земли и другое море. Я побывала на Крите, Родосе и Кипре, на Канарских островах и Французской Ривьере, в Италии и Испании, в Норвегии, Финляндии, Дании, в Австрии и других странах. Я люблю путешествовать.

 Но мыс Фиолент  - это удивительный, очаровательный край, встреча с ним осталась среди моих лучших воспоминаний.