Творческая личность

Владимир Борзов
Не могу не признать, что на творчество, часто положительно, влияет пренебрежение рамками общественной морали.
      После 2-го курса летом 1969 года   я работал в сборном строительном   отряде студентов. Отряд сколотили из скубентов*   политеха, университета, строительного института и военмеха.
      От университета был народ   факультета журналистики. Была и одна "красавица", творческая личность. Для написания   статей использовала женские чары, чтобы разговорить собеседника. У неё неплохо получалось (я имею в виду интервью и выуживание информации).
        Мы работали по 12 часов с одним выходным. Строили сборные домики на сваях для будущих строителей БАМа. Жара 40 градусов.  Сибирь.
        Жили в каком - то бараке на окраине Комсомольска-на-Амуре. Город был - идеальной плоскостью, на которой стояли дома. Проспекты   прямые и широкие.    Ленинградские   архитекторы  постарались.
       Вокруг города   сопки. И на другом берегу Амура   тоже сопки. Город находился как бы на дне блюдца с краями в виде сопок.
Основной вид общественного транспорта  трамвай. Амур   тёплый. Зной в сорок градусов не шутка. На пляже мужская часть населения  вся в татуировках. Этим сейчас никого не удивишь, а тогда бросалось в глаза.  Мы   знали, что   ребятки с тату синего цвета – бывшие узники. И было их - подавляющее большинство на пляже. 
Картошки в городе не было. В ресторане даже рыбу давали с рисом.
      В центральном пивбаре подавали «Бархатное» пиво в графинах. В Питере такого не было.   
Официанты наполняли графины из огромных, горизонтально лежащих деревянных бочек, с   ввинченными в днища латунными кранами. Народу было мало. Посетители бара сидели на скамьях за широкими добротными деревянными столами изрядной длины.
    В ларьках пиво    дешевле и местные любители   кучковались возле них. Здесь   «Бархатного»   не было. Только тривиальное "Жигулёвское", «Наша марка» и «Рижское». 
       Градообразующими предприятиями были заводы по строительству АПЛ             (ядерных подводных лодок) и самолётов," Амурсталь ", " Амурметалл" и нефтеперерабатывающий завод.
Реакторы АПЛ не были   загружены ядерным топливом. Субмарины обшивали рубероидом и маскировали под баржи. По Амуру тащили буксирами в Амурский залив, в Японское море на виду у китайцев. На берегу Японского моря в специализированном предприятии    корабль  приводили в окснарвид  (окончательно снаряженный вид). А вот самолёты, наверное, летели своим ходом. Не ведаю.
 Каждую пятницу и субботу на каждой трамвайной остановке обязательно лежал мужик, под которым чернело мокрое пятно - продукт переработки организмом пива и других угощений Бахуса.
         Почему я так подробно рисую ситуацию. А чтобы понять-в каких конкретно предлагаемых обстоятельствах находилась наша творческая душа вкупе и                " красавица".
      Она никогда не расставалась с фотоаппаратом. И фотографировала где надо и где не надо.
Однажды познакомилась с   военнослужащим. Тот "протащил" её в расположение   воинской части уж и не знаю для каких утех. Но бдительный глаз майора Федорченко застукал. Стали разбираться. Смотреть негативы, плёнки. Фотоаппарат конфисковали как вещдок. Да уж. Не часто таких шпионок отлавливают.
  В это время в стройотряде царила паника. Запропастилась творческая душа. Не объявляется третий день. И командир   собрался идти в милицию. Не успел он побриться, чтобы   надеть галстук, как в расположение   ССО заявился "бобик". УАЗик по-научному.  Автомобиль, на котором обычно ездили военные.
         Из кабины вылез аж целый майор, а за ним наша журналистка. Майор спрашивает: "Ваша красавица?". Ясное дело, мы подтвердили.
  Командир отряда (терпение его лопнуло) дал денег ей на билет и отправил, без выходного пособия в Питер.
     Логистика сложная. Сначала кукурузником до Хабаровска, а там и до Питера рукой подать. Часов 14 лёту.
         В Питере, в сентябре, когда мы собрались как бы на слёт,  "красавица" тоже заявилась. Объектом   интервью она выбрала командира. Твердила, что ей срочно для зачёта нужен материал типа "Как я провёл лето". Бедняжка едва отбоярился.
       Через год дошли до нас слухи, что "красавица" серьёзно беременна и ищет вариант фиктивного брака, ибо советский журналист должен быть морально устойчив. Если ребенок вне брака -   отчисляют из университета.
     Больше я о ней   не слышал.  Возможно отчислили. Думаю, что это контрпродуктивно - терять талантливого журналиста. Разве демографическая ситуация в стране при таких подходах   исправится?
Но, если всё же она вышла замуж, даже   фиктивно – это Хэппи Энд.
Её публикации, правда, не попадаются на глаза. Возможно пишет под псевдонимом.

*)«скубент» — старинный синоним слова студент.