Флотский язык

Гарри Велиас
Отдав флоту лучшие годы своей жизни, командир подлодки полковник Борис Павлович Козлов, уходя в отставку, так и не смог расстаться с морем и пошел работать в Ленинградский порт лоцманом. Он заводил большегрузные суда из Кронштадта в порт Ленинграда. Там же в порту, на станции SOS, дежурила его супруга Галина – моя двоюродная сестра. Когда они познакомились, у каждого за плечами была нерадостная история. Борис Павлович был старше Гали на пятнадцать лет.
Первый муж Галины – был известным в городе профессором, и жили они в комфортабельной квартире в центре Ленинграда вместе с его родителями. Причиной развода послужила патологическая жадность родителей мужа: каждый раз, возвращаясь с работы, Галя заходила в магазин, и, придя домой, отчитывалась перед ними до копейки, вплоть до батона, булки, или буханки ржаного хлеба. И упаси Боже, если бы она купила себе или ребенку чего-нибудь сдобного или мороженого. Она не раз просила мужа поговорить с родителями:
«Ведь так дальше жить просто невозможно! Мое терпение не беспредельно! И, в конце-то концов, я не выдержу и уйду от тебя!»
Но профессор, весь в науке, далекий от житейского, мягкий и бесхарактерный, только и разводил руками: «Придется тебе как-то смириться с этим!»
Последней каплей стал тот день получки, когда она приобрела у подруги дефицитную импортную косметику. В доме разразился скандал, свекровь от возмущения зашипела и выпучив глаза, едва не задохнулась. Принимая капли, она хрипящим голосом выговорила ей: «Да ты с ума спятила! С твоими ресницами и бровями, которыми тебя незаслуженно Господь наделил, куда тебе их еще мазать!? И вся эта косметика – выброшенные деньги! Транжира! Разорить нас решила?! Откуда же ты взялась на нашу голову? Сидела бы в своей коммуналке!»
Вечером с работы вернулся муж, и Галя в слезах пожаловалась на свекровь, но тот, уставшим голосом ей выговорил: «Когда же наконец, ты с родителями найдешь общий язык?!»
Не удержалась тогда Галя и собрав наскоро вещи, взяв в охапку сына, ушла к матери. Мать встретила плачущую дочь и обнимая сказала: «Давно надо было тебе, доченька, уйти от этих скупердяев! Ничего, что не хоромы у нас, в тесноте, да не в обиде! Ты - молодая, и счастье свое еще найдешь!»
И мать оказалась права – судьба улыбнулась Галине!
Одним летом они приехали к нам в гости в Очамчиру. И мы с Борисом Павловичем, с утра пораньше, пошли порыбачить подальше от турбазы. В то утро я в разговоре спросил его:
«Отчего ты, Борис Палыч развелся со своей первой? Но, если не хочешь, можешь не говорить!»
- Нет, почему же!
В тот момент, поплавок у Бориса дернулся, он резко подсек и вытащил довольно приличную ставридку.  Удилище, круто выгнувшись дугой, потянуло трепыхающуюся на ярком солнце рыбку. Борис Павлович, страстный рыбак, весь сиял от восторга! Сняв рыбину с крючка и бросив ее в сачок, он обновил наживку и закинул удочку обратно в море. Вспомнив мой вопрос, он грустно улыбнувшись сказал:
«Мой развод оказался банально простым. Вернулся я из похода на неделю раньше. На дворе стояла ночь, и я, чтобы не потревожить утренний сон жены, тихо вошел, открыл своим ключом дверь. Бесшумно сняв шинель и ботинки, направился на кухню разогреть чай. Проходя мимо спальни, через открытую дверь я вдруг увидел спящую жену в объятиях какого-то мужика. Подойдя к кровати, я разглядел в нем своего лучшего друга, она спала на его груди. Остолбеневший, я медленно приходил в себя от увиденного. Они проснулись и с паническим ужасом в глазах глядели на меня. Оба – белее простыни, будто перед ними явилось  привидение, а не хозяин дома. Мне их, стало, даже жаль. Подавив в себе гнев, я сказал им: «Успокойтесь, убивать не буду! Могли бы честно мне признаться, я бы понял. Но вы поступили грязно и мерзко. С этой минуты вас обоих нет в моей жизни!»
И не смотря в их сторону, бросив ключи на край кровати, я сказал жене: «Сегодня вечером, пришлю матроса за вещами и будь любезна, собери мой чемодан», потом обратился к бывшему другу: «А тебе в одной компании со мной лучше не попадаться! Ты меня знаешь, по пьяни могу и убить! Раздавлю как клопа!»
Предательство и развод я пережил тяжело – любил ее и сына. Мальчику шел двенадцатый год, в момент нашей размолвки, он находился в пионерском лагере. Сейчас он уже взрослый парень и у нас с ним полное взаимопонимание. Сын женился, мы часто перезваниваемся, зимой в гости приезжал. С Галиным сыном у меня тоже хорошие, дружеские отношения. Со своим отцом он постоянно общается и я ему в этом не препятствую. Миша – умный мальчик не по годам, и мне с ним легко. А с Галей мы познакомились на станции SOS, я туда по работе заходил и увидел ее. Она мне сразу в душу запала, а ее напарница Валя, заметив это, улыбаясь, нас познакомила. У нас закрутился бурный роман и вскоре мы поженились. Знаешь, Гаррик, правду говорят, что Богу виднее! Не случись того разрыва, я бы не встретил ее и не узнал бы что такое настоящее счастье.
Через год после их свадьбы, а вернее, небольшого вечера в кругу близких, отец уехал к ним на несколько дней в гости. Проснувшись по привычке рано, в первое утро, папа встал и пошел заваривать себе чай, там он увидел Галю, которая уже хлопотала возле плиты.
«Боря еще отдыхает?!» - спросил он ее
- Что ты, дядя Еремей, Боря еще ночью на работу ушел, ему сегодня из Кронштадта в Ленинградский порт какого-то иностранца заводить.
- Странно, обычно я сплю очень чутко, но сегодня не слышал как вы поднялись!
- Я тоже спала, - улыбаясь ответила Галя, - Боря не разрешает мне так рано вставать. Всегда сам тихо поднимается, завтрак готовит и уходит
- Ну, Галочка, повезло тебе с мужиком!
- Да, дядя, он и брюки сам себе гладит, и вообще, во всем любит порядок, мне первое время такой корабельный режим даже в тягость был. Ведь ты меня знаешь, я не такая!
Тяжело вздохнув она добавила: «Привыкла, пришлось исправляться!»
Отец ее спросил: «Мне, Галя интересно, Борис Павлович, с капитанами иностранных судов на каком языке общается? Видимо, на английском?!»
- В наше время, все капитаны говорят на английском, но Боря его знает на тройку, это я как учительница говорю, когда к нему обращаешься, он все понимает, но с трудом, и потому,  переходит на международный флотский, его-то он знает в совершенстве.
 - Это что за язык такой? Я впервые слышу
- Сейчас я вам расскажу:
Когда мы с Борей только поженились, я однажды спросила его: «С иностранцами на каком языке ты общаешься?» - На английском – ответил он улыбаясь, - « Я и не знала, что ты его знаешь! Давай поговорим?», Боря засмеялся, - «Давай!»
Я стала задавать ему вопросы, он, все понимая, отвечал мне на русском, а потом стал говорить на каком-то жаргоне с английскими словами.
«Это что за тарабарщина, я ничего не понимаю!? – спросила я его
- Это, Галя, древний, международный флотский язык, он образовался в течение долгого времени, в него входят испанские, итальянские, французские и многие другие, в том числе и славянские! Кстати, завтра утром из Кронштадта я завожу англичанина, с капитаном мы приятели, и если ты хочешь, я возьму тебя с собой!
- Ой, Боря, дорогой, я с радостью! Но ведь у тебя неприятности могут быть!
-Ерунда, там свои все. А ты увидишь как мы будем разговаривать на этой тарабарщине как ты говоришь! Капитан мужик простой, не чванливый, и тебе с ним будет интересно пообщаться.
Капитан английского судна, оказался действительно простым в общении, с приятной белозубой улыбкой, и вообще, выглядел он бравым моряком, подстать моему, только Боря в плечах пошире. Когда Боря меня представил ему, тот красиво поклонился и поцеловал мне руку.
-Майкл, - представился он – Борис не говорил, что у него такая красивая жена!
- Вы мне льстите!
Боря недолюбливает, когда его друзья делают мне комплименты. Он недовольно дернул бровями и заговорил с англичанином на своем жаргоне, касаясь  продвижения судна, и к моему удивлению, капитан, тоже заговорил с ним, переключившись моментально на этот жаргон. Я внимательно вслушивалась в их беседу, улавливая английские слова и предложения, между делом, уже как давние друзья, спрашивали друг друга о разном. Дождавшись очередной паузы, я обратилась к Майклу: «Вы сейчас разговаривали с Борисом на этом сумбурном языке, и мне интересно, хорошо ли вы понимали друг друга?»
- О, да! Борис хорошо меня понимает, но разговаривает с трудом, поэтому мы общаемся на флотском, который он освоил, лучше меня! Кроме нашего делового разговора, он как давний мой приятель спросил меня о моей семье, о самочувствии и благополучно ли проходит мой рейс. Я же спрашивал его о том же самом и еще сказал ему, что у него очаровательная жена. Я приглашаю вас в гости и хотел бы видеть у себя дома в Бирмингеме. Но Боря, поблагодарив только и рассмеялся, я понял, у вас же здесь «железный занавес».
-Спасибо, Майкл, Ах, как бы я хотела погулять по улицам Лондона, но не судьба!
- Мы, простые англичане, хотим с такими русскими как вы дружить, и я надеюсь, что когда-нибудь наступят лучшие времена!
Когда мы прибыли в Ленинградский порт, капитан пригласил нас к себе в каюту. По международному этикету выпить по бокалу вина за хорошую швартовку. Прощаясь с нами, он угостил Борю блоком кубинских сигар и бутылкой рома, а мне преподнес– французские духи и английскую косметику. По приезду домой, я с восторгом сказала Боре:
«Мне так понравился этот круиз, что я готова, милый, всегда с тобой заводить корабли!
- Перебьешься, - ответил он с улыбкой, - мне хватило и Майкла, видеть, как он пялит на тебя глаза!
-Ну и ладно, дорогой, я же пошутила!
- Я рад, что ты довольна поездкой, возможно выпадет случай и я возьму опять тебя в рейс. Но вообще-то, я нарушил устав, ради того, чтобы показать тебе на практике общение моряков разных стран на старом Флотском языке! Жаль, что этот древний язык моряков уходит в прошлое!