О причине катастрофы догадался, но радости не было

Михаил Сафиканов
   Из Москвы до моего города  на автомашине дорога дальняя. На какие только темы мы не говорили с напарником Владимиром Борисовичем Ворониным.  А вот такой, которая  прозвучала по радио в автомашине, у нас не было. Случилась наша поездка в столицу 15 декабря 1995 года. Радиоведущий  сообщил страшную новость:
12 декабря 1995 года после возвращения с авиасалона в Малайзии, при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань пропали три российских истребителя.

   - Что могло  случиться?- спросил я Владимира Борисовича.
   -  По  радио же сказали три версии:  техническая неисправность, ошибка пилотирования, неудовлетворительная организация полетов.
   - Это слишком традиционное объяснение катастрофы - возразил я.- Так всегда говорят. Тут что-то-то другое. Истребители пропали. Были, и вдруг  исчезли. Тут какая-то другая причина.
   - Ну, и какая? – с некоторым раздражением спросил Воронин, который был за рулем.
   -  Надо подумать.- ответил я.- Ехать нам еще долго, давай вместе выдвинем возможные версии пропажи истребителей.
   - Думай сам, я за рулем,- отвлекаться от дороги нельзя,- отбоярился Владимир Борисович, который не особенно любил рассуждать на отвлеченные темы. Только на темы бизнеса он разговаривал вдохновенно и азартно, так как в этом понимал и даже организовал свои торговые точки..
   - Ну, тогда слушай,- согласился я.- Расскажу я о том, как в 2003 году предсказал итоги выборов в Госдуму РФ.
   - А при чем тут выборы?- недоумено спросил Воронин.
   - А при том, что если серьезно поразмышлять над чем угодно,то можно докопаться до истины. Именно так я поступил на тех выборах. Чтобы было понятнее, расскажу подробности, а потом и об истребителях скажу. Сейчас никто не знает, что с ними произшло. Главная зацепка тут - они пропали одномоментно.

     НЕСПРОСТА ХОТЕЛ РАЗОБРАТЬСЯ
     С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ САМОЛЕТОВ

     Не не на пустом месте я  взялся  догадаться, что могло привести к исчезновению военных самолетов. Когда в конце 1980- и начале 1890-х годов я занялся политтехнологией, участвовал в проведении выборов от губернатора до Государственной Думы РФ. За два-три дня до голосования расписывал в общей тетради, какой результаты ожидаю по итогам выборов.  На выборах 2003 года в Госдуму России было 13 кандидатов.  Чтобы проверить способность предугадывать исход голосования, я написал, кто из кандидатов и какое место займет. Когда опубликовали итоги выборов, я не поверил своим: мой список  из 13 кандидатов почти полностью совпал  с тем, кто опубликовали в газете. Ошибка была только в том, что третье и девятое место заняли кандидаты, которых, если поменять их местами, то список окажется абсолютно верным.
   Эту тетрадь своими записями я показал начальнику штаба нашего кандидата Александру Васильевичу Воробьеву. Он скептически отнесся к предсказанию. Я сказал, что имею обыкновение писать даты, когда сделана та иная запись. Он посмотрел на неё и пожал плечами.
   - Стоило ли нам так напрягаться выборах,  если ты знал, чем все кончится?,- с некоторым укором произнес  Александр Васильевич.
   -  Это ведь я для себя  написал,- оправдался я.
   - А надо и  для себя и для народа,- твердо сказал Воробьев.
   - Учту на будущее,- ответил я.

    ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С  ИСТРЕБИТЕЛЯМИ?

    Я взялся рассуждать  о пропаже самолетов потому, что еще в студенческие годы задумался о том, что мышление должно быть многовариантным. Если себе задал вопрос  и ограничился двумя тремя возможными ответами, то значит, поленился додумать все возможные версии. Правильно делают люди, которые после какого-то события делят страницу пополам и пишут слева положительные последствия, а справа - отрицательные. Этот метод использовал и я когда, что были события августа 1991 года, после которых развалили СССР.
    Предварительный анализ возможных последствий  помогает внутренне   подготовиться  ко всем переменам: хорошим или плохим. Такая способность есть у многих. Однако далеко не все берутся разобраться с тем, что ожидает их.

    Вернемся к истребителям.
    Первую пятерку версий я выдвинул без труда,  дальше было сложнее. Воронину, вижу, стало интересным, когда же я исчерпаю варианты исчезновения самолетов. Когда я дошел до 16 версии, мы уже подъезжали к нашему городу.
   - Наверное, версий на сегодня хватит,- сказал Владимир Борисович.-. В любом случае таких версий как у тебя по радио не передали. А сам-то, Николаич, какая думаешь самая реальная версия катастрофы?
   - Мне кажется, что дело было так: раз пропали  сразу три самолета одновременно, скорее всего, они взрезались в гору.
   - Возможно, завтра, может, будет  официальная информация.  Узнаем, что действительно случилось.
   Наша поездка закончилась.

   На следующий день новостей об истребителях не было.
Спасательные службы Вьетнама искали их.  А потом была такая информация:

  Из-за неудовлетворительной организации полётов в сложных метеоусловиях, столкнулись с горой три истребителя «Русских Витязей». Эта трагедия привела к гибели четырёх лётчиков пилотажной группы. Погибшие были похоронены на кладбище села Никольское, вблизи Кубинки.

    P.S. О происшествии я догадался верно. Только радости от этого не было. Погибли летчики -  цвет нашей авиации - «Русские витязи». Это печально.
Но были и другие предсказания, он них позже.