Из Москвы до моего города на автомашине дорога дальняя. На какие только темы мы не говорили с напарником Владимиром Борисовичем Ворониным. А вот такой, которая прозвучала по радио в автомашине, у нас не было. Случилась наша поездка в столицу 15 декабря 1995 года. Радиоведущий сообщил страшную новость:
12 декабря 1995 года после возвращения с авиасалона в Малайзии, при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань пропали три российских истребителя.
- Что могло случиться?- спросил я Владимира Борисовича.
- По радио же сказали три версии: техническая неисправность, ошибка пилотирования, неудовлетворительная организация полетов.
- Это слишком традиционное объяснение катастрофы - возразил я.- Так всегда говорят. Тут что-то-то другое. Истребители пропали. Были, и вдруг исчезли. Тут какая-то другая причина.
- Ну, и какая? – с некоторым раздражением спросил Воронин, который был за рулем.
- Надо подумать.- ответил я.- Ехать нам еще долго, давай вместе выдвинем возможные версии пропажи истребителей.
- Думай сам, я за рулем,- отвлекаться от дороги нельзя,- отбоярился Владимир Борисович, который не особенно любил рассуждать на отвлеченные темы. Только на темы бизнеса он разговаривал вдохновенно и азартно, так как в этом понимал и даже организовал свои торговые точки..
- Ну, тогда слушай,- согласился я.- Расскажу я о том, как в 2003 году предсказал итоги выборов в Госдуму РФ.
- А при чем тут выборы?- недоумено спросил Воронин.
- А при том, что если серьезно поразмышлять над чем угодно,то можно докопаться до истины. Именно так я поступил на тех выборах. Чтобы было понятнее, расскажу подробности, а потом и об истребителях скажу. Сейчас никто не знает, что с ними произшло. Главная зацепка тут - они пропали одномоментно.
НЕСПРОСТА ХОТЕЛ РАЗОБРАТЬСЯ
С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ САМОЛЕТОВ
Не не на пустом месте я взялся догадаться, что могло привести к исчезновению военных самолетов. Когда в конце 1980- и начале 1890-х годов я занялся политтехнологией, участвовал в проведении выборов от губернатора до Государственной Думы РФ. За два-три дня до голосования расписывал в общей тетради, какой результаты ожидаю по итогам выборов. На выборах 2003 года в Госдуму России было 13 кандидатов. Чтобы проверить способность предугадывать исход голосования, я написал, кто из кандидатов и какое место займет. Когда опубликовали итоги выборов, я не поверил своим: мой список из 13 кандидатов почти полностью совпал с тем, кто опубликовали в газете. Ошибка была только в том, что третье и девятое место заняли кандидаты, которых, если поменять их местами, то список окажется абсолютно верным.
Эту тетрадь своими записями я показал начальнику штаба нашего кандидата Александру Васильевичу Воробьеву. Он скептически отнесся к предсказанию. Я сказал, что имею обыкновение писать даты, когда сделана та иная запись. Он посмотрел на неё и пожал плечами.
- Стоило ли нам так напрягаться выборах, если ты знал, чем все кончится?,- с некоторым укором произнес Александр Васильевич.
- Это ведь я для себя написал,- оправдался я.
- А надо и для себя и для народа,- твердо сказал Воробьев.
- Учту на будущее,- ответил я.
ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С ИСТРЕБИТЕЛЯМИ?
Я взялся рассуждать о пропаже самолетов потому, что еще в студенческие годы задумался о том, что мышление должно быть многовариантным. Если себе задал вопрос и ограничился двумя тремя возможными ответами, то значит, поленился додумать все возможные версии. Правильно делают люди, которые после какого-то события делят страницу пополам и пишут слева положительные последствия, а справа - отрицательные. Этот метод использовал и я когда, что были события августа 1991 года, после которых развалили СССР.
Предварительный анализ возможных последствий помогает внутренне подготовиться ко всем переменам: хорошим или плохим. Такая способность есть у многих. Однако далеко не все берутся разобраться с тем, что ожидает их.
Вернемся к истребителям.
Первую пятерку версий я выдвинул без труда, дальше было сложнее. Воронину, вижу, стало интересным, когда же я исчерпаю варианты исчезновения самолетов. Когда я дошел до 16 версии, мы уже подъезжали к нашему городу.
- Наверное, версий на сегодня хватит,- сказал Владимир Борисович.-. В любом случае таких версий как у тебя по радио не передали. А сам-то, Николаич, какая думаешь самая реальная версия катастрофы?
- Мне кажется, что дело было так: раз пропали сразу три самолета одновременно, скорее всего, они взрезались в гору.
- Возможно, завтра, может, будет официальная информация. Узнаем, что действительно случилось.
Наша поездка закончилась.
На следующий день новостей об истребителях не было.
Спасательные службы Вьетнама искали их. А потом была такая информация:
Из-за неудовлетворительной организации полётов в сложных метеоусловиях, столкнулись с горой три истребителя «Русских Витязей». Эта трагедия привела к гибели четырёх лётчиков пилотажной группы. Погибшие были похоронены на кладбище села Никольское, вблизи Кубинки.
P.S. О происшествии я догадался верно. Только радости от этого не было. Погибли летчики - цвет нашей авиации - «Русские витязи». Это печально.
Но были и другие предсказания, он них позже.