Одна из труднейших задач - открыть хореографа

Галина Александровна Романова
Тот, кто меня знает, не удивится этой теме среди моих интересов. И объяснение этому простое: мой сын, сын двух инженеров, окончил Московскую государственную академию хореографии (хореографическое училище при Большом театре). Немного отдохнём от темы публикаций последнего периода – моей книги «Наш завод. Время. События. Люди» и стихотворений, публиковавшихся по мере их написания. Давайте развеемся вместе: поговорим о балете, о музыке.

Итак, вступление:

                БАЛЕТ – НАШЕ ВСЁ!
                «Одна из труднейших задач –
                открыть хореографа»
                Сергей Дягилев

Для меня советский лозунг (постулат, фразу, вывод, призыв) «Балет – наше всё!» имеет личностную окраску. И потому, что любила это искусство с юности. И по количеству жизненного времени, отданного этому восхитительному искусству благодаря учёбе сына. И по гордости, с которой я отношусь к отечественным достижениям в балете. И по моей увлечённости Московским академическим Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где работали артистами балета и сын, и его жена. И потому, что моя невестка теперь дипломированный педагог-хореограф в студии классического балета. И потому, что там занимается мой младший внук.

Вижу, как любит свою новую работу наш семейный педагог-хореограф. Она понимает, чтобы научить своих учеников, мало обладать школой академического и современного танца, полученной, в том числе, на собственном опыте. Надо обязательно знать историю балета и, что важно, уметь вызвать интерес к ней у своих питомцев. Как человеку, работающему в детской хореографической студии, ей кажется, что именно культурный кругозор в итоге поможет наиболее ярко проявить себя и тем, кто станет профи в области балета, и тем, кто, прикоснувшись к технике танца в детские годы, в дальнейшем вольётся в многочисленные ряды российских почитателей балета.

Одним из самых захватывающих тематических пластов в истории русского балета (да и мирового!), по-моему, является то чудо, которое сотворил Сергей Павлович Дягилев в начале XX века – его «Дягилевские сезоны».
Если говорить о той их части, которая связана с балетом и стала в итоге главной по результатам деятельности этого незаурядного человека, то важнейшим и интереснейшим вопросом в ней является работа хореографов. Да, много сторон участвует в создании балета, но от хореографа (даже при наличии великолепной музыки) более всего зависит, каким он будет – балет. Станет ли он Балетом с большой буквы. В связи с эти очень понятны слова Сергея Дягилева:  «Одна из труднейших задач - открыть хореографа».

Вот и мне, как и моим двум балетным детям, довелось открывать заново, а иногда и впервые, хореографов балетной антрепризы Дягилева, и это оказалось захватывающе интересной работой.

Поделюсь немного с вами сведениями по этой теме, пропущенными через личностное восприятие. Поговорим о Дягилевской антрепризе как самом знаменательном мировом событии в балете начала ХХ века. О реформаторе русского балета Фокине, об экспериментаторе в балете Нижинском, о русском танцовщике и хореографе Мясине, о единственной женщине-хореографе у Дягилева – Нижинской, об основоположнике неоклассицизма в балете Джордже Баланчине и ещё кое о чём и кое о ком.

(Продолжение следует)

P.S. На тему балета можно прочитать стихотворение «Балерина». И есть ещё романс «Призрачный бал» на мои слова, посвящённый хореографу Дмитрию Брянцеву и его балету с одноимённым названием.