Воспоминание о чашке

Марианна Лезар
Есть вещи, которые становятся для тебя одушевлёнными. Потому, что они проходят вместе с тобой разные важные периоды твоей жизни, неподвижно принимая участие, и безмолвно поддерживая тебя. Самые наши близкие вещи – это одежда-обувь и посуда.

Посуда – мой пунктик. Например, праздник получится душевным, если на столе будет овальное блюдо с великолепным синим букетом, доставшееся мне от бабушки. Ей это блюдо перешло от её бабушки.

Когда я смотрю на обратную сторону донышка и читаю синюю надпись: «Мастерская Мальцева в Олешках, 1903 г.», я думаю: «Ба, тебе было 2 года!», - и в мозгу проносятся вихри исторических событий о которых я столько слышала от неё. А застолье удаётся особенным, как всегда бывало в бабушкином доме. И это никакая не мистика, просто внутренний настрой.

А вот чашки у нас всегда были общими, небольшими, из сервиза и ничего особенного не представляли собой. Только у деда была своя отдельная – огромная чашка, миллилитров на 750, с таким же крупным блюдцем, с красивым цветком шиповника на боках. Он любил выпивать за одно чаепитие сразу много чая и, чтобы не наливать себе по пять чашек подряд, приобрёл одну – большую. Бабушка звала эту чашку Купчиха.

После гибели деда Купчиха переехала к нам с мамой. Я не любила её, она была связана для меня со старым домом, в который мы уже никогда не вернёмся и почему-то вызывала у меня дрожь.

Однажды, когда мне было лет 11 – 12, вечером мама сидела за своим столом и проверяла тетрадки. Вдруг она позвала меня и попросила принести ей воды. Голос её чем-то напугал меня, я бросилась в кухню, схватила первую попавшуюся чашку, это была Купчиха, и налив воды принесла маме. Мама отпила и вдруг, как во сне я увидела, как Купчиха падает из её рук и летит на пол, по дороге заливая всё водой. Но самое страшное, что за чашкой начинает падать и мама.

Ужас объял меня, я обхватила маму за плечи и держала ее изо всех сил, не отпуская. Я так орала «мама», что сорвала голос. И мама очнулась, удивленно спросила, что это было. Я рассказала. Она ответила: «А я слышала твой голос, как писк, еле-еле, и думала, откуда это ты зовёшь меня, так издалека? И поспешила к тебе…»  У мамы секунд на 15 - 20 остановилось сердце.

Я подобрала Купчиху с пола, отметила про себя, что она не разбилась, видно крепкая. Потом я отнесла ее на кухню и со стуком поставила на стол.

Она стояла такая огромная и невозмутимая и я сказала ей вслух: «Ненавижу тебя!» И тут чашка раскололась надвое. Видимо она всё же разбилась и только на столе в кухне окончательно распалась на две части. Но впечатление на меня это произвело ужасное, как будто раскололось что-то во мне…

У меня никогда не было какой-то одной любимой чашки. Хотя чай я люблю, чёрный, покрепче. Люблю наблюдать, как он заваривается, как чайные листочки начинают раскрываться, подниматься вверх, потом опускаться вниз.

Очень красиво смотрится чай с ломтиком лимона, налитый в прозрачную стеклянную чашку. Я всегда наливаю кофе в фарфоровую, а чай - в стеклянную. Она у меня большая, миллилитров 750… Когда хочется чаю с вкусняшками, я всегда выбираю её…

Как же это произошло?..

Да… Видимо у меня всё-таки есть любимая чашка. Моя. Она не напоминает мне ни о чём таком, но просто поддерживает меня в моей приверженности чёрному чаю. И это здорово!

фото из интернета