Мой любимый день - 25 января

Котенко Татьяна
 
Татьяна Котенко
Мой любимый день - 25 января

        Это было недавно, это было давно...  Мы, студенты-первокурсники, как школьники, радовались, что сдали первую зимнюю сессию, и собирались по-взрослому отметить это событие в мужской компании. Даже купили спиртное, чтобы впервые отпраздновать День студентов. 
    
    Однако вмешался случай. Нас пригласили в общество будущих педагогов – почти сплошь девушки, да ещё симпатичные. Они, как и всё тогда наше советское общество, были влюблены в творчество Владимира Высоцкого и традиционно отмечали день 25 января – день его рождения - как большой семейный праздник. Шумной компанией мы ввалились в квартиру одной из девушек. Я на всю жизнь запомнил необычную сервировку стола: изобилие морковного салата с сахаром и сметаной и бутерброды с красной икрой. Всё, что нашлось в холодильнике.
 
     В комнате на стене висел огромный портрет Высоцкого,  а на фортепиано стоял букет цветов в вазе и рядом икона какой-то святой. Так я впервые узнал, кто такая святая мученица Татьяна и что с легкой руки императрицы Елизаветы Петровны она стала в России известной святой и одновременно покровительницей Московского Университета, а день памяти мученицы Татьяны с тех пор считается Днём всех студентов. Хозяйка квартиры, конечно же, звалась Татьяной. День рождения любимого поэта и свои именины она отмечала в один день – 25 января.

     Я впервые был на таком чинно-благородном, музыкально-поэтическом застолье, где дирижёром и сценаристом–постановщиком была харизматичная хозяйка. Вечер (не вечеринка) был посвящён Высоцкому. Начали с конкурса тостов, принадлежащих перу поэта-барда и сопровождавшихся весёлыми возгласами одобрения или несогласия:

-Мой финиш — горизонт, а лента — край земли. Я должен первым быть на горизонте!

-Я дышу, и значит, я люблю! Я люблю, и значит — я живу!!!

-Нас хотя расстрелы не косили, но жили мы, поднять не смея глаз… -у-у-у-у-у!

-Мы тоже дети страшных лет России —безвременье вливало водку в нас!

-Утро вечера мудренее, но и в вечере что-то есть…

-Мне скулы от досады сводит: мне кажется который год, что там, где я, — там жизнь проходит, а там, где нет меня, — идёт?!

-Но ясновидцев, как и очевидцев —во все века сжигали люди на кострах!

-Я думаю — ученые наврали: развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразнос, наперерез!

-Сыт я по горло, до подбородка — даже от песен стал уставать, — лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать!

-Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял!

-Если, путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, — значит, нужные книги ты в детстве читал!

-Я согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды!

    Я тоже не сплоховал, хотя наизусть мало знал из Высоцкого. Глядя в глаза очаровательной хозяйке, сказал:
-Кто не верит в дурные пророчества, в снег не лёг ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество должен встретиться …кто-нибудь! Например, Татьяна...

    Все удивлённо загудели, начали интересоваться, не Онегин ли я.

 -Какие странные дела у нас в России лепятся! - прокомментировал мой тост парень с гитарой. - А ничего, что Татьяна – моя невеста?! Ты пришёл сюда отмечать день рождения Высоцкого, вот и отмечай! Давай, с тебя песня или стихотворение!

     Я попытался возразить, что отмечаю первую сессию и День студентов, но меня заглушили голоса мало знакомых мне гостей. Оказывается, все желали читать или петь. Погасили верхний свет, зажгли свечи, читали стихи под аккомпанемент пианино. На фоно играли в две и даже в четыре руки, а потом пели под гитару. Если честно, было интересно, познавательно-захватывающе. И всё же я уловил момент, когда хозяйка пошла на кухню приготовить очередную порцию бутербродов, незаметно увязался с ней. Мы готовили бутерброды, и я читал ей стихи, написанные экспромтом:

-А я люблю твои глаза, большие, серые,
А я люблю твои глаза и в счастье верую.
Ещё я верую в себя, и нет покорности
Судьбе, которая тебя учила скромности.
Учила Бога не гневить, но с грешной силою
Хочу тебя боготворить и зваться «Милый мой»!

-Ты неплохо сочиняешь, если это экспромт,- похвалила она с улыбкой.
-Я тебе их написал. Предлагаю руку и сердце и  статус моей невесты. У нас в институте говорят, кто сдал сопромат, может жениться. Я сдал на «отлично». Могу жениться.

    Татьяна рассмеялась:
-А у нас говорят, кто сдал старославянский, может замуж выходить! Я сдала, и тоже на «отлично»!
-Брось этого гитариста!
-Он не гитарист. Он поэт и бард. Кстати, мне не нравится твоя фамилия. Не хочу быть Галкиной.
-Я тоже в душе поэт и, как Высоцкий,  не люблю любое время года, когда веселых песен не пою...

    Вдруг за моей спиной раздалось чеканное чтение гитариста:
-Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют!  Или ты не понимаешь русского языка?! Ты вроде по жизни домА собираешься строить? Вот иди и строй, а разрушать ничего не надо.

        Я спокойно уложил на тарелках бутерброды с икрой и, глядя в глаза Татьяне, произнёс:
-Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в мечтах,
И, конечно, спою — не пройдет и полгода. Ждите! – сказал я им обоим.

    Мы больше не встречались. Хотя я записался в вечернюю музыкальную школу и окончил её. Играю на фоно и гитаре. Пишу стихи. Все они посвящены Татьяне. Я виноват. Женился первый.

   Хочу, чтобы она прочла моё последнее стихотворение:

-Не тужи и прошлого не трогай. Прошлое ушло и не вернёшь.
Как ни трудной выдалась дорога, вспять её уже не повернёшь.

Отшумела юность, отлюбила, отгорел неистовый рассвет.
Нынче осень листья окропила в золотой или багряный цвет.

Не тужи и прошлого не трогай, не считай ушедшие года.
За осенней мокрой непогодой вновь вернётся юная весна.

Ведь судьба не зря нам ворожила, только в осень ты свою не верь.
Просто волосы мои посеребрила белая январская метель...
 
    Три праздника соединились для меня в одной дате, в одном имени и в одной судьбе. Недавно жизнь снова подарила нам встречу.Спустя тридцать лет, а не полгода, как я обещал. И где бы вы думали?! В горах. Она стояла над обрывом и кричала во всё горло:

-Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал!!!

Я встал рядом и поддержал её:

-И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!!!



 25, январь, 2023.