Депрессивное советское кино

Василий Пономарев-Полянский
И не только кино.

Так как эта тема несколько раз всплывала, решил проиллюстрировать подробнее.

Изначально было написано на дзене.

Вот ответьте мне: зачем в СССР детей погружали в такую тёмную мрачную депрессивную атмосферу? Зачем, с какой целью? Почему не завлекали светлыми обнадёживающими образами светлого будущего?

Алиса Селезнёва была единственным исключением — и, замечу, фантастика вообще не особо приветствовалась, это было, скорее, диссидентское направление.

В школьную программу входили:

«Му-му» Тургенева,

«Мороз, Красный нос» Некрасова,

«Ванька» Чехова,

«Гроза» Островского,

рассказы Максима Горького.

«Петька на даче», «Чёрная курица, или Подземные жители», «Вересковый мёд» в переводе Маршака и «Белый Бим Чёрное ухо» — хоть и не входили в "твёрдую" школьную программу, были обязательны в рамках внеклассного чтения.

В мультиках воспевалась какая-то неумеренная жалостливость, правильность и прочие розовые сопли (поэтому "Ну погоди!" выглядели глотком свежего воздуха).

Взрослея, мы начинали смотреть взрослые фильмы. В основном, комедии. Но что это были за фильмы?

"Покровские ворота"

"Ирония судьбы, или С лёгким паром!"

"Служебный роман"

"Афоня"

"Берегись автомобиля"

"Я шагаю по Москве"

"Калина красная"

"Город Зеро"

Я думал, что единственный по-настоящему весёлый фильм - это "Бриллиантовая рука". Недавно его показывали по "Золотой коллекции "Мосфильма", и старший сын вдруг спрашивает: а почему там такая грустная музыка?

А я и не замечал! И посмотрите слова:

"Остров невезения... несчастные люди-дикари... ужасные... не идут дела... плачут... пропадают зря... опять плачут, и рыдают, бедные, и клянут беду"

Дети спрашивают: это смешно?

Вот ещё одна особенность: постоянная тема уголовщины.

"Джентльмены удачи", "Калина красная", "Старики-разбойники", "Берегись автомобиля", Вицин-Моргунов-Никулин, "Мой друг Иван Лапшин", "Место встречи изменить нельзя", "Холодное лето 53-го...", та же "Бриллиантовая рука" — самое смешное место "будете у нас на Колыме". А самое смешное место в "Мимино"? Правильно, речь Фрунзика на суде и "лет через пять...".

Потом, в 90-е, это совсем стало мейнстримом, но начало-то было положено ещё в СССР!

Это смешно?

Я даже не беру совсем уж душераздирающие фильмы, такие, как тот же "Белый Бим...", как "Астенический синдром", как "Чучело", как "Иди и смотри", но надо отметить, что и таких фильмов было немало. Посмотрите фильм "Друг" с Шакуровым. Какие у вас впечатления?

Почему нам нравились западные фильмы? Да именно поэтому! Они были интересные, зрелищные, весёлые. Правда, я недавно пытался посмотреть "Фантоцци против всех", и он таким весёлым уже не показался.

Но зато:

"В джазе только девушки". Эталонный фильм.

"Большие гонки". Заметьте, там те же актёры в главных ролях. И почти так же смешно. Произвёл на меня большое впечатление, я потом чертил проект такой машины, как у Профессора.

"Таксист". Хоть и довольно драматичный, но не производит депрессивного ощущения.

"Игрушка".

"Форрест Гамп".

"Пролетая над гнездом кукушки". Депрессивный. Но с надеждой.

"Терминатор".

"Тутси".

"День сурка".

Jesus Christ Superstar. У нас вообще ничего подобного не было.

Позже:

Falling Down.

Pulp Fiction.

Dead Man.

Chicago.

Whiplash.

Jocker.

Это всё шедевры, фильмы высочайшего культурного значения. Можно ли назвать столько же советских-российских фильмов такого уровня?