Лирические песни 40-х годов послевоенный период -

Борис Пономарев 3
Лирические песни 40-х годов (послевоенный период) — вторая часть

В тот же период времени композитором Юрием Сергеевичем Милютиным и поэтом Евгением Ароновичем Долматовским была создана еще одна превосходная песня о Москве, она называлась «Ленинские горы». Весьма интересна история ее возникновения. После войны руководством страны было принято решение о строительстве в Москве целого ряда высотных зданий, и вскоре на территории столицы появились строительные котлованы, где эти здания начали возводиться. Одним из таких зданий должен был стать своего рода «небоскреб» Московского государственного университета на Ленинских горах. Когда на участок его строительства по делам службы приехал поэт-песенник Е.А.Долматовский, он был настолько воодушевлен масштабами этой стройки, что почти сразу написал стихотворный текст будущей песни о данном строительстве, а его коллега композитор Ю.С.Милютин быстро сочинил превосходную музыку. Новая песня впервые прозвучала по Всесоюзному радио в исполнении обладателя мягкого баритона Ивана Дмитриевича Шмелева в 1949 году:
«Сейчас пустынны Ленинские горы,
Но флаги стройки вьются на ветру —
Здесь корпуса взойдут до неба скоро,
Сюда придут студенты поутру!».

Но с первого сентября 1953 года высотное здание МГУ вошло в строй, в него, действительно, пришли студенты поутру, и текст песни не по дням, а по часам становился неактуальным, поэтому поэт принял решение переделать его в соответствии с новыми реалиями:
«Друзья, люблю я Ленинские горы,
Там хорошо рассвет встречать вдвоем,
Видны Москвы чудесные просторы
С крутых высот на много верст кругом.
.....................................
Вы стали выше, Ленинские горы,
Здесь корпуса стоят как на смотру,
Украшен ими наш великий город,
Сюда придут студенты поутру».
Новый вариант спел Владимир Александрович Нечаев, а затем — Георгий Павлович Виноградов. Он был тепло принят слушателями, которые вскоре напрочь забыли о том, что у этой песни первоначально был другой текст.

А сейчас я расскажу про еще одну песню о Москве, вернее, о столичном метрополитене, который стоил того, чтобы о нем и о его создателях написали не одну песню. Она называлась «Песенка о метро», написали ее в послевоенные годы композитор Аркадий Ильич Островский и поэт Наум Давыдович Лабковский, а спела чрезвычайно популярная актриса Мария Владимировна Миронова, участница знаменитого семейного комедийного дуэта «Миронова и Менакер» и мама знаменитого впоследствии актера Андрея Александровича Миронова:
«В Москве за долгие века
Чудес свершилося немало,
Но под землей наверняка
Чудес подобных не бывало.
...............................
Весь хоть мир обшарь, но краше
Не найдешь метро, чем наше
Отличное,
Столичное метро!
Спустись в метро и посмотри —
Когда и где такое было:
В Москве часа на два, на три
Метро нам сутки удлинило».

Данная песенка была очень симпатичной, веселой, мелодичной, и имела большой успех у слушателей. Но ее появление и большой успех явно не были случайными. Вообще, в нашей жизни, по-моему, ничто не бывает случайным, на все имеются определенные причины. А такие причины у появления данной песни и у ее успеха были весьма серьезными. Дело в том, что и творцы этой песни, и певица, и большинство слушателей являлись москвичами, и все они были чрезвычайно благодарны столичному метрополитену, его создателям и его персоналу за то, что жители, не покинувшие свою столицу в годы войны, остались живы, в значительной степени, благодаря наличию в ней этого феноменального вида транспорта. 

История создания московского метрополитена была очень интересной. После того как Москва стала столицей страны, ее население постоянно увеличивалось, и в начале 30-х годов наступил внутригородской транспортный коллапс, ситуация с пассажирскими перевозками стала критической. В 1931 году состоялся очередной пленум ЦК ВКП(б), на котором выступил первый секретарь московского горкома партии Л.М.Каганович, предложивший начать строительство метрополитена. Его идею поддержал И.В.Сталин, приказавший срочно разработать проект такого строительства, и сразу после этого приступить к его осуществлению. Начало строительству было положено в ноябре 1931 года и, благодаря невиданному энтузиазму людей, движение на первой очереди началось 15 мая 1935 года. Для этого были проложены 11,5 километров подземной трассы, построены 13 станций и задействованы 14 поездов. Вторая очередь московского метрополитена была введена в строй в 1937-1938 годах. 

Московский метрополитен всю войну не только ежедневно перевозил пассажиров, но и служил великолепным бомбоубежищем. Когда немецкие войска подошли почти вплотную к столице, он работал с 5 часов утра до 22-х часов, а с 22-х часов до 5 утра на станциях размещались люди: в вестибюлях, на платформах, в поездах и в тоннелях. Там они спали, ели и даже могли смотреть кинофильмы. В остальное время при воздушной тревоге поезда немедленно  останавливались, и персонал подземки начинал прием людей. Последняя бомба упала на территорию Москвы в июне 1943 года, но и после этого московский метрополитен продолжал сохранять статус бомбоубежища до конца войны.

Но этим в годы Великой Отечественной войны вовсе не ограничивалась роль московского метрополитена: станция Кировская была полностью закрыта для пассажиров и переоборудована под нужды Генерального штаба нашей армии. Оперативное командование во главе с Верховным Главнокомандующим, Председателем Государственного Комитета Обороны СССР И.В.Сталиным размещалось в доме рядом со входом в метро, откуда можно было попасть на лифте в подземный комплекс командного пункта и по пешеходному коридору попасть на саму станцию.  Другие командные пункты Генштаба размещались на станциях «Красные ворота», «Белорусская» и «Площадь Свердлова». Эта информация четко показывает, насколько дальновидными во всех отношениях были руководители советского государства, принявшие в 1931 году решение о создании московского метрополитена.

Продолжая тему лирических песен, созданных в послевоенные 40-е годы, хочу сказать очень много добрых слов о советском кинематографе того периода времени, который ознаменовал Победу в войне фейерверком замечательных кинолент. В этих фильмах звучали превосходные песни. Попробую рассказать о наиболее интересных фильмах и песнях в хронологическом порядке. Начну с фильма «Небесный тихоход», снятого в 1945 году на киностудии «Ленфильм» режиссером Семеном Алексеевичем Тимошенко по своему сценарию. В этой отличной киноленте прозвучали две любимых до сих пор народом лирических песни, которые написал композитор Василий Павлович Соловьев-Седой. Стихотворный текст первой из них, носившей название «Мы, друзья, перелетные птицы» («Первым делом — самолеты»), сочинил талантливый поэт-песенник Алексей Иванович Фатьянов:
«Мы, друзья, перелетные птицы,
Только быт наш одним нехорош:
На земле не успели жениться,
А на небе жены не найдешь!
Потому, потому, что мы пилоты,
Небо наш, небо наш родимый дом.
Первым делом, первым делом самолеты,
- Ну а девушки? — А девушки потом».  

Вторая песня называлась «Пора в путь-дорогу». Ее стихотворный текст сочинил поэт Соломон Борисович Фогельсон:
«Мы парни бравые, бравые, бравые,
А чтоб не сглазили подруги нас кудрявые,
Мы перед вылетом еще
Их поцелуем горячо
И трижды плюнем через левое плечо.
Пора в путь-дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем,
Над милым порогом
Качну серебряным тебе крылом...
Пускай судьба забросит нас далеко, — пускай!
Ты к сердцу только никого не подпускай!
Следить буду строго,
Мне сверху видно все, — ты так и знай!».

Обе песни в фильме спело трио актеров, игравших в нем основные мужские роли: Николай Афанасьевич Крючков, Василий Васильевич Меркурьев и Василий Дмитриевич Нещипленко (в песнях слышен и женский голос, он принадлежал замечательной эстрадной певице Ружене Владимировне Сикоре).

Конец второй части (окончание следует)

Борис Пономарев