Подарки с Алтая

Сёстры Рудик
      Вскоре Кирсанов остался на Алтае один со своей Туяной. Команчук уехал с невестой Вероникой в её Оренбург, чтобы там расписаться с нею и сыграть свадьбу. Свадьбу было играть на что. С Алтая Авера увёз намытое золото и много денег Энече. Но прежде чем уехать, он попросил Дэбрэ свозить его к Энече.
- Я встретил ту, которая станет моей женой, - обмирая сердцем и как паровоз дымя папиросой, сообщил он тунгусу.
- Ну так это же очень хорошо! - как ни странно обрадовался Энече и напомнил: - Муж без жены сирота. Правильно, что женишься! Наследников себе нарожаешь!
      Команчук был сражён! Ни его женитьба, ни его отъезд тунгусов нисколько не расстроили. Немного взгрустнула взглядом разве что Нелтэк. Но взяв на руки сына, она тут же забыла все печали.
      На сей раз торжественное застолье прощания было коротким. Авера планировал сегодня же уехать с Дэбрэ. По просьбе Энече он оставил ему реквизиты своей сберкнижки, адрес, по которому будет жить, и уехал, с облегчением вздохнув насчёт того, что тунгусы не имеют к нему никаких претензий. В памяти остался лишь образ первенца со светлыми загогулинками над ушками. Перед уходом из избы Авера взял его на руки, а он не мигая смотрел на него чёрными глазками матери тунгуски. Прощаясь уже с Энече в посёлке, Авера обратился к нему, приложив руку к сердцу:
- Энече, я знаю, что этот мальчик будет счастлив, но очень попрошу тебя об одном: никогда не учи его курить!
- Я тебя услышал! – с таким апломбом ответил тунгус, что Авера сразу понял, что так оно и будет.
       А потом был самолёт, город Оренбург и заявление в Загс. Испытательный месяц только укрепил отношение влюблённых. А прямо на их свадьбу пришла большая посылка с Алтая. В ней оказались дорогущие подарки. Помимо этого на сберкнижку Аверы пришла такая огромная сумма денег, что Вероника ахнула! А узнав, что всё это прислали тунгусы, долго не могла произнести ни слова.   
      Подарки же сразили её наповал! Один только воротник из «седого» соболя чего стоил! Это был очень дорогой мех золота с серебристым отливом. И, конечно же, этот воротник предназначался только для невесты. Для неё же была и меховая сумочка с нежнейшими перчатками из кожи утробного оленёнка. Из такой же кожи для жениха лежали две рубашки, ружейный меховой чехол и волчья шапка. А для обоих молодожёнов тунгусы прислали меховое одеяло и ковёр-кумалан. Эти меховые вещи, как и сумочка с чехлом чередовались чёрными и белыми фрагментами меха, что означало мерило достатка семьи и её благополучия.
      Все подарки аккуратно лежали в большом коробе, обтянутом ровдугой и богато расшитым разноцветным бисером в сочетании с красивым материалом. Там же лежали деревянные фигурки птиц и животных, обереги и украшения из рогов оленя и зубов зверей с вкраплением в них цветного нефрита и хрусталя. Эти изделия предназначались для отпугивания злых духов.
      Авера прекрасно знал, что для всех подарков бил зверя Энече, а шкуры выделывали и шили из них вещи Тувяндя, Удани, Хята и Нелтэк. Вероника же после этой посылки поняла объяснение Аверы, когда он говорил ей о том, что в стойбище его сына он самый дорогой гость так же, как и все, кто будет его касаться. Но в своём эгоистичном страхе ревности она говорила своим любопытным приятельницам, что эти подарки им прислали знакомые с Алтая.
       
продолжение след.--------------------