Владимир Высоцкий Дубна 10 февраля 1979 года

Алла Жданова
На пластинке, увы, совсем поблекла написанная красными чернилами, надпись «Аллочке… В.Высоцкий».
   В бытность свою, когда я возглавляла Московскую областную организацию общества книголюбов, мне выпало счастье общаться  с Владимиров ВЫСОЦКИМ,  даже  ездила с ним на выступления - в Домодедово, Дубну.. Во время поездки  в Домодедово спросила - какой своей творческой работой он дорожит больше всего? Ответ меня поразил – «Алиса в стране чудес»!  Это музыкальная сказка на его стихи на двух грампластинках-гигантах, выпущенная  студией «Мелодия» в 1976 году. .Сказал, что  ему доставило большую радость  делать это произведение для детей. Он потратил  на него три года жизни!

      Аудитория наша -книголюбы же! - была самая благодарная и глубоко чувствующая,  поэтому многие  …хотела написать «звезды» да остановилась  - достали нынешние звезды с шлейфом их скандалов и  само слово… – так вот,  многие известные и всенародно любимые артисты,  писатели, юмористы, барды с удовольствием  у нас выступали. Московская область  огромная!
       Итак 10 февраля 1979 года, Дубна. Дом культуры «Мир» О каком видео могла идти речь в те годы?! Но! Вашему вниманию предлагается УНИКАЛЬНАЯ АУДИОЗАПИСЬ
https://www.youtube.com/watch?v=7H31vTHODDU         
Преданные поклонники записала на магнитофон весь концерт от первого до последнего слова – а говорил поэт, музыкант артист  ЛЕГКО И МНОГО, пересыпая  свою речь шутками и искрометным юмором. «Прошелся» и по нашему  обществу книголюбов: « Я сегодня работаю от Общества книголюбов. Это такая организация. Разветвлённая сеть у них везде — я этого даже не знал. Вот. И, кроме того, что они нам презентуют иногда время от времени хорошие книги и помогают их достать, вот, они их ещё распространяют, книги... Которые залёживаются (смех в зале).  Но не в этом дело. Это, правда, на мой взгляд, организация очень интересная, хорошая, новая, и я её поддерживаю всячески и с удовольствием от них работаю»
     Слово  в слово! - поклонники артиста сделали и аудиозапись и стенограмму - https://v-vysotsky.com/stenogrammy/00_0633_stenogr.htm   
благодаря им можно сегодня воссоздать тот  февральский вечер далекого 1979 года… Я счастлива, что сегодня, в день рождения Владимира ВЫСОЦКОГО, могу предложить вам послушать его  ЖИВОГО, весь его разговор с неповторимой интонацией, с оговорками ..
Свои концерты он вел  сам легко и непринужденною  Вот что он сказал по окончании концерта в Дубне после бурных восторженных аплодисментов: «Зачем? Поберегите ладони детей по головам гладить! Процентов на сто семнадцать, как и обещал, я сегодня всё сделал. Вот. И я вас благодарю за то, что вы улыбались, когда было нужно, что вы были серьёзны, когда песни того стоили. Короче говоря, вы всё сделали, как надо. Здесь всегда работать замечательно. И я безотказен в смысле приездов, особенно по линии книголюбов, в Дубну. (смех в зале). Так что я с удовольствием приеду к вам ещё…  всё новое и то, что вы любите старенькое, я с удовольствием постепенно перепою, приезжая к вам. А сейчас — всего доброго. Отдыхайте. Всего... До свидания»
Меньше чем через полтора года его не стало…

     Не могу умолчать об одной поразительной детали. (И здесь не обошлось без Гагариных!)
О своей первой гитаре, выделяющейся из общего ряда гитар, которая появилась  у него в 1966 году. Владимир Высоцкий рассказывает: «Это очень ценная гитара: ее делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Ее купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому Алексею Денисовичу. Его вдова продала мне эту гитару. Вот она у меня — гитара князей Гагариных. Что в ней прекрасного — такая вот изогнутая спинка, как у скрипки. Это у гитар уже сейчас не делают. Поэтому у нее такой прекрасный звук».


   Некоторые выдержки из аудиозаписи:

<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Добрый вечер! Ну, пусть эта песня будет вместо визитной карточки. Эта песня новая, вы её не слышали совсем никогда, да я и сам её, пожалуй, почти не исполнял
    … Эта песня, которую вы только что слышали, это из нового фильма Одесской киностудии, картина эта называется э... "Забудьте слово смерть"... Но у меня перед ними было обязательство, чтобы я до выхода фильма эту песню не пел, вот, но так как  песня по-моему не попала в картину — они для неё места не нашли — значит, они свои обязательства не выполнили, и я тоже считаю себя справе её уже исполнять на зрителях. Песня эта называется "Пожары".
….Я сегодня работаю от общества книголюбов. Эта такая <оживление в зале> организация... <аплодисменты>. Разветвлённая сеть у них везде, — я этого даже не знал, вот, <смех в зале> — и кроме того, что они нам э... презентуют иногда, время от времени, хорошие книги и помогают их достать, вот, они их ещё распространяют... книги... которые... залеживаются <смех в зале>, вот. Но не в этом дело: это правда, на мой взгляд, организация очень интересная, хорошая, новая, я её поддерживаю всячески и с удовольствием от них работаю.
…Теперь, почему мы в таком виде — и я, и мой товарищ, (В Янклович –А.Ж), ….я сегодня отыграл Свидригайлова в генеральной репетиции этого спектакля. Поэтому, не успевши переодеваться и так далее, мы решили приехать к вам в таком виде, в котором обычно работаю я — и репетирую — в театре, так что вы не подумайте, что это от неуважения, это просто от недостатку времени. Всё, с этим <аплодисменты> закончили.
   Теперь вот о чём. Я думаю, что несколько слов я всё-таки должен хороших сказать и о театре о своём, и чуть-чуть информации для вас, которая возможно вам будет интересна. Я работаю в Москве, в театре на Таганке, это вы все знаете. Таганка площадь знаменитая — про неё песни слагали, вернее не про площадь, а про тюрьму, которая там находилась, была такая песня:
(Песня «Цыганка с картами». (1 куплет)
   Песня не моя, песня народная, вот. Её пели по поводу этой знаменитой тюрьмы, в которой раньше сидели политкаторжане, и для справки могу вам сказать, что двенадцатилетний Маяковский принимал участие в подкопе под эту тюрьму, для того, чтобы спасать политкаторжанок. Они их спасли — политкаторжанки разбежались и написали воспоминания , как они находились в этой тюрьме и о том, как Маяковский был причастен к их освобождению. Значит, тюрьма была знаменитая
-«Разломали старую Таганку...» (1 куплет)
    На этой площади существует театр, который теперь называется просто Театр на Таганке… он завоевал большую любовь и популярность у зрителей Москвы, Подмосковья и близлежащих городов. Вот. Были мы за рубежом: в Болгарии, Венгрии.. Как-то не принято освещать успехи этого театра в прессе…. Во Франции мы были в трёх городах: в Париже, в Лионе и в Марселе. И гастроли опять прошли с очень большим успехом, и опять... кроме единственной публикации в "Литературной газете"… создали впечатление у читающей публики, что наши гастроли там провалились. Это неправда, это ложь чистой воды.  Гастроли прошли великолепно, французы говорили, — не было такого успеха у драматического театра, и свидетельством тому снова была премия — высшая премия французской критики — за лучший иностранный спектакль года,  а во Франции было около двухсот иностранных коллективов. И снова они отметили спектакль "Гамлет . А в Марселе,  побратиме Одессе — там точно принимали как в Одессе, стояли тридцать минут хлопали и не спешили домой.   Теперь, к чему я всё это рассказываю? К тому, что, правда. в этот театр попасть очень  сложно … Когда бы вы не проехали по Таганской площади, стоит толпа людей — утром, вечером, ночью. В тёплые летние ночи ночуют на раскладушках в соседних дворах, для того чтобы успеть утром к перекличке, и, значит, отмечаются пишут н... номерки на ладонях, как... как... в общем... как за мукой во время войны, и э... наконец всё-таки кому-то удаётся за десять дней, за месяц получить билет. А если это новый спектакль, например, "Мастер и Маргарита", то совсем невозможно прорваться, даже и за месяц.
…. Ну, вот у нас, например, в театре есть несколько человек, которых вы знаете как артистов... Вот Валерий Золотухин. Оказалось, что он очень интересный писатель — вышло две повести, сейчас книжка вышла у него отдельно. Я — пишу песни, стихи, музыку. У нас есть композиторы. Лёня Филатов — пишет изумительные пародии, на мой взгляд, пародии замечательные, по-настоящему интересные пародии, а не такие, как вот мне только недавно показали, значит, пародию на меня — не спросившись — у Хазанова, значит, в спектакле, омерзительная, на мой взгляд, пародия, написанная Хайтом... Они считают себя людьми левыми, не знаю из каких соображений, во всяком случае вот в этой пародии, они выглядят просто отвратительно, на мой взгляд. ..Если в этом нет никакого намерения, бог с ними, — всё равно неприятно, а если в этом есть намерения, надо — в суд <смех в зале>, вот.
   Ну, и давайте теперь на этом... Я сегодня буду вам показывать песни, больше всего — песни. Я не буду вам читать стихи, не буду вам показывать отрывки из спектаклей, будут только песни, с маленькими вот такими... Если у меня уж лекция от книголюбов, я буду иллюстрировать песнями своё выступление, будут, значит, только песни.
   …. Я начинал — вы помните — писать такие... у меня были и блатные песни, и уличные, и такие э... дворовые песни, и потом это всё немножко как-то так  обросло, как снежный ком, и потом приобрело даже другие очертания — именно из-за того, что я работаю в этом театре
«Я вам мозги не пудрю...»
<Аплодисменты>
   Вот меня часто спрашивают: "Почему — о войне, так много о войне?" — Потому что я для своих песен всегда стараюсь выбирать людей — тех, которые находятся в самой высшей степени... в крайней ситуации, в высшей степени напряжения… и я их часто нахожу в тех временах.
   Это не значит, что я вас сегодня буду потчевать только этим репертуаром — у меня много есть серьёзных песен, написанных в шуточной манере, вот. Давайте с вами поулыбаемся вместе — песня называется "Песенка о переселении душ". О том, что мы с вами не умираем, а что душа наша переселяется, ... куда сможет. Значит,.. кому не повезёт — в каких-нибудь, там, каракатиц, насекомых, а кому повезёт — в людей, и иногда — в хороших.
Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...
<Аплодисменты>
   Спасибо!
   
   Меня очень часто в письмах спрашивают, н... не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли <смех в зале>, не шоферил ли <смеётся>, и так далее. Это потому, что почти все мои песни написаны от первого лица, я всегда говорю "я" — опять не от нескромности, а просто потому, что, конечно, во всех этих песнях есть доля моего домысла авторского, фантазии. ..  понадобилось бы много жизней, чтобы это всё пройти, и п... И... и я имею право говорить "я" —ну, так уж, по привычке

       Я вышел ростом и лицом...
<Аплодисменты>
   Спасибо! Благодарю вас!
   Вы, пожалуйста, извините, что я всё время подымаю руку и прерываю ваши аплодисменты. Это по привычке, потому что мне всегда не хватает времени, и я всегда хочу как можно больше успеть спеть... Вот, и про меня из-за этого ходят всякие легенды, что, мол, я,  не люблю, когда аплодируют. Это неправда: я нормальный человек и с уважением отношусь ко всему, что делает зритель мой, тем более, что всё это сделано для вас.  Я свои выступления н... никогда не называю концертами. Потому что я меньше всего хочу, чтобы это походило на концерты , потому что у меня есть счастливая возможность высказать то, что меня беспокоит и волнует такому большому количеству людей — это не каждому дано... Мне просто очень повезло в этом смысле... Я их ценю, эти встречи, люблю их, стараюсь как можно больше успеть... Я начинал когда писать свои песни, вообще, вот, давно уже, поначалу, я никогда не рассчитывал на такие колоссальные аудитории.., которые будут у меня в будущем. И не думал, что я буду где-то петь в разных местах. Я писал это для очень узкого круга своих очень близких друзей. Компания была тогда интересная, было нам... немного ле,… Вася Шукшин был тогда с нами полтора года — вместе мы жили в одной квартире, его больше нет; Лёва Кочарян, Тарковский, Макаров Артур…, Я помню, какая была атмосфера тогда, когда я вот первый раз им показывал. …То есть, я видел, что им нужно, чтобы я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне….. И вот несмотря на то, что прошло так много времени, я всё равно через все эти времена и все эти залы стараюсь протащить вот тот настрой, который был у меня тогда. Я думаю — может быть, эти песни стали известны именно из-за того, что в них есть вот этот дружеский настрой… как будто бы, вот, дома.
   
<Аплодисменты>
   Песня,.. без которой тоже я никогда не обхожусь в своих выступлениях, называется она "Я не люблю". Это как бы э... ответ на половину из тех вопросов, которые мне задают в письмах.
Я не люблю фатального исхода...
<Аплодисменты>
   Острая антиалкогольная песня, которая имеет своей целью борьбу с зелёным змием,.. хотя, может быть, её здесь петь не надо, здесь с борьбой покончено давно <смех в зале>, …я просто так... по старой памяти. <Смеётся>. "Диалог у телевизора".