Лирические песни 40-х годов послевоенный период -

Борис Пономарев 3
Лирические песни 40-х годов (послевоенный период) — первая часть

До того как приступить к основной теме своего нового повествования, хочу поведать об атмосфере, царившей в нашем обществе с момента окончания Великой Отечественной войны и до начала 50-х годов. Сразу после официального сообщения о полной капитуляции нацистской Германии, в стране началось всеобщее ликование, поскольку тем самым была поставлена точка в работе конвейера по доставке «похоронок» (извещений о гибели военнослужащих на полях сражений) в семьи жителей нашей великой державы.

Почти каждая семья не досчиталась, в результате нацистской агрессии, кого-либо из своего состава. В нашей семье на фронте сражались два моих старших брата, причем самый старший, призванный в армию еще в 1939 году для участия в войне с белофиннами, после окончания той войны продолжал службу в РККА на территории Белоруссии и, чуть ли не с первых часов с момента нападения Германии, начал участвовать в боях против частей вермахта, провоевал два с половиной года, был дважды ранен и погиб в декабре 1943 года. Средний брат поступил добровольцем в РККА в первой половине 1943 года, хотя и имел бронь от призыва в армию, поскольку являлся студентом Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. Был демобилизован только в 1951 году.  

В стране были совершенно жуткие многомиллионные безвозвратные потери в результате действия факторов войны, причем не только среди военнослужащих, но и среди гражданского населения. Поэтому много лет спустя, а именно в 1975 году, День Победы был абсолютно правильно назван «днем радости со слезами на глазах» в изумительной песне «День Победы» композитора Давида Фёдоровича Тухманова на стихотворный текст поэта Владимира Гавриловича Харитонова, которую совершенно гениально исполнил Лев Валерьянович Лещенко.

Но тогда, в 1945 году, наше население испытало мучительный шок, когда по Всесоюзному радио прозвучала глубоко трагичная песня композитора Матвея Исааковича Блантера на стихотворный текст поэта Михаила Васильевича Исаковского «Враги сожгли родную хату», исполненная невероятно популярным тогда в Советском Союзе певцом Владимиром Александровичем Нечаевым (лирическим тенором), посвященная памяти жертв гитлеровского нашествия:
«Враги сожгли родную хату, 
Сгубили всю его семью,
Куда идти теперь солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя — мужа своего».
Эта песня была на долгие годы запрещена для публичного исполнения из-за пессимистических настроений, и только в 1960 году она была вновь спета замечательным артистом Марком Наумовичем Бернесом.   

Всем выжившим в годы Великой Отечественной войны довелось пережить огромные лишения и страдания, ранения, болезни, голод, холод, эвакуацию и т.д. Поэтому они, естественно, ждали улучшения условий своей жизни. И они не ошиблись: такие улучшения стали медленно, но верно, происходить. Прежде всего, началось улучшение питания населения, причем не только с точки зрения увеличения выдаваемых съестных припасов, но и в свете его разнообразия. Причиной этого явления стал немедленный ввод освобожденных от захватчиков пахотных земель в сельскохозяйственную эксплуатацию (естественно, при условии их полного разминирования), а также улучшение работы железнодорожного и автомобильного транспорта. В общем, «жизнь опять становилась лучше, и жить стало веселее», и это явно способствовало как подъему всех видов искусства, так и тяге людей к прекрасному. В результате, люди поверили в то, что приближается более счастливая жизнь, и это нашло свое отражение в создаваемых композиторами и поэтами песнях. 

Такой была лирическая песня «Ясной ночкой», написанная композитором Борисом Андреевичем Мокроусовым на стихотворный текст поэта Евгения Ароновича Долматовского и исполненная в те годы талантливой солисткой Всесоюзного радио Александрой Васильевной Яковенко:
«Ясной ночкой весенней при луне
Мой товарищ задавал вопросы мне.
Он спросил меня: я счастлива иль нет?
Только взглядом я дала ему ответ.
Посмотри, милый друг,
На сады, на широкие нивы —
Это счастье мое расцветает вокруг.
Как же не быть мне счастливой?».   

Примерно о том же самом — наступающей лучшей жизни — говорилось в лирической песне «Пшеница золотая», написанной композитором Матвеем Исааковичем Блантером на стихотворный текст поэта Михаила Васильевича Исаковского, спетой великолепным певцом Георгием Павловичем Виноградовым:
«Мне хорошо, колосья раздвигая,
Сюда ходить вечернюю порой.
Стеной стоит пшеница золотая
По сторонам тропинки полевой.
Всю ночь поют в пшенице перепелки
О том, что будет урожайный год,
Еще о том, что за рекой в поселке
Моя любовь, моя судьба живет».

Изголодавшиеся за время тяжелейшей войны жители нашей страны, слушали с искренним огромным удовольствием эти лирические песни, в которых пелось также про золотую пшеницу и про нивы, и пели их сами, так как они с детских лет прекрасно помнили старинную русскую пословицу »Хлеб — всему голова!»: если будет в стране необходимое количество хлеба — то будет в ней и все остальное, требующееся людям.

Но одновременно хочу напомнить и о том, что в это же самое время в нашей стране начался и процесс восстановления городов и промышленности. Начали возвращаться на свои старые места заводы, эвакуированные в начале войны за Урал, в Сибирь, в Казахстан и в Среднюю Азию. В моем Ташкенте в начале войны появилось много новых заводов, все они тоже начали свое победное возвращение в родные места. Но при этом произошло чудо: они, как птица Феникс, оживали на старых местах и, одновременно, оставались на новых: произошло удвоение промышленного потенциала страны. Это чрезвычайно радовало наших людей. По этой причине в них росло чувство благодарности к столице нашей страны Москве, которая в начале войны возглавила беспримерную борьбу с вражеским нашествием, всю войну мужественно руководила этой отважной борьбой, привела народ к Победе над врагом, а теперь стояла во главе работ по скорейшему восстановлению народного хозяйства. Все это совпало и с желанием поэтов-песенников и композиторов выразить свое огромное уважение и свою любовь к стольному граду нашей страны и к его жителям за тот поистине гигантский вклад,который был внесен ими в дело защиты нашего Отечества от нацистских захватчиков, что  нашло отражение в появлении огромного количества великолепных песен о Москве, успешно продолжавших замечательную традицию такого рода песен, начатую «Песней о Москве» из кинофильма «Свинарка и пастух» композитора Тихона Николаевича Хренникова на стихотворный текст Виктора Михайловича Гусева. 

Сразу после окончания Великой Отечественной войны на экраны наших кинотеатров вышла музыкальная киноповесть режиссера Сергея Иосифовича Юткевича, снятая в 1945 году на киностудии «Мосфильм» по сценарию Михаила Давидовича Вольпина и Николая Робертовича Эрдмана «Здравствуй, Москва!». В этом фильме прозвучала отличная песня «Здравствуй, Москва!», написанная мало известным тогда композитором Анатолием Яковлевичем Лепиным на стихотворный текст Ольги Яковлевны Фадеевой:
«Нас улица шумом встречала,
Звенела бульваров листва,
Вступая под своды вокзала,
Шептали мы: «Здравствуй, Москва».
Мы идем, мы поем,
По бульварам, проспектам, садам,
Мы идем, мы поем,
И Москва улыбается нам.
Москва, Москва, поет о тебе вся страна,
Ты всегда молода, дорогая моя Москва»
В фильме эту песню пел Олег Михайлович Бобров, но самым известным стало ее более позднее исполнение знаменитым певцом Владимиром  Александровичем Бунчиковым. 

Еще одна прекрасная песня о Москве прозвучала в кинофильме «Счастливый рейс», созданном в 1949 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Владимиром Викторовичем Немоляевым по сценарию Виктора Ефимовича Ардова и В.В.Немоляева. Песня называлась «Здравствуй, моя столица!», и была написана композитором Сигизмундом Абрамовичем Кацем на стихотворный текст поэта Анатолия Владимировича Софронова. Песню в фильме пели Михаил Васильевич Михайлов, Владимир Александрович Бунчиков и Ляля (Варвара Сергеевна) Сатеева:
«Золотом жарким горит небосвод,
Улицы все заливая лучами.
Солнце над башнями кремлевскими встает
И к Маяковской спешит с москвичами.
Здравствуй, столица, здравствуй, Москва!
Здравствуй, московское небо!
В сердце у каждого эти слова,
Как далеко бы он ни был.
Здравствуй, моя столица, здравствуй, Москва!».

В этом же самом фильме была еще одна, по-настоящему лирическая, песня «Когда ты весел» тех же авторов, пел ее всенародный любимец Николай Афанасьевич Крючков, исполнивший главную мужскую роль:
«Я люблю друзей своих, товарищей своих,
Я люблю очей сиянье нежно-голубых,
Где тихие ресницы, как в небе зарницы —
Мелькнут вдали и спрячутся среди садов густых.
Когда ты весел, с тобою счастье вместе,
И все вокруг тебя цветет — земля и небосвод,
С любой работой справляешься легко ты
И все тогда тебя зовет — смелей вперед».

Конец первой части (продолжение следует)

Борис Пономарев