Святая из нашего города

Ольга Севостьянова 2
ОЛЬГА СЕВОСТЬЯНОВА
СВЯТАЯ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА
Если бы мне сказали, что когда-нибудь я так близко соприкоснусь душой с душой настоящей святой, я бы не поверила. Но случилось. Один знакомый рассказал мне, как журналисту, что в журнале «Реутов православный» опубликовано «Житие мученицы Татианы (Гримблит)», созданное игуменом Дамаскином (Орловским). В житии, в частности, говорилось о том, что с 1933 по 1936 год она жила здесь, в нашем Александрове, и работала фельдшером в городской больнице.
Эта информация показалась мне невероятной. Как? Настоящая святая не так уж давно жила здесь? Ходила по тем же улицам? Работала в нашей больнице? Не может этого быть. И я полетела в отдел кадров медицинского учреждения, чтобы найти документальное подтверждение этого факта.
О такой святой я, конечно же, ничего не знала. Знала о другой мученице Татиане. Её память Православная церковь отмечает 25 января. Она принадлежала к первым христианам. Татиана родилась в Риме в семье знатного сановника, который был тайным христианином и воспитал дочь в благочестии. Достигнув совершеннолетия, Татиана посвятила свою жизнь Богу и Церкви.
В то время власть в Риме сосредоточилась в руках злейшего гонителя христиан Ульпиана. Вместе с другими верующими была схвачена и Татиана. Мучители пытали её несколько дней, склоняя отказаться от Христа, но она осталась непреклонна. В 235 году её вместе с отцом усекли мечом.
Спустя семнадцать веков, в 30-е годы XX века, уже другая Татиана, по фамилии Гримблит, вступила на этот же мученический путь. Это случилось в России в страшные времена сталинских репрессий. Всю свою недолгую жизнь Татьяна посвятила помощи ближним. Все заработанные и собранные средства она меняла на продукты и вещи и отправляла их в тюрьмы, где томились пострадавшие за веру во Христа священники и миряне. За «контрреволюционную деятельность» и сама Татьяна несколько раз оказывалась в ссылках и тюрьмах, но от веры не отказалась, говоря, что крест с неё снимут только с головой. В начале XXI века она была причислена к лику святых. День памяти святой мученицы Татианы (Гримблит) празднуется 23 сентября, в день, когда в 1937 году она была расстреляна, после чего погребена в безвестной общей могиле на полигоне в Бутово под Москвой.
Надо сказать, что документы 30-х годов сохранились в архиве Александровской больницы в очень небольшом количестве, так что было маловероятно отыскать среди них записи, касающиеся Т.Н. Гримблит. С большим волнением и трепетом листала я книги приказов, пристально всматриваясь в рукописные тексты, боясь пропустить искомое. Невозможно передать словами те чувства, которые я испытала, когда на одном из ветхих листочков мелькнула фамилия Гримблит. Не веря своим глазам, я неотрывно смотрела на запись от 1933 года:
«Приказ №11.
С 28 ноября – включительно, сестру Гримблит Т.Н. считать уволенною».
И всё! По-видимому, в «Житии» была допущена ошибка как о времени пребывания Татьяны Николаевны в городе Александрове, так и о её должности. Но какое это, в сущности, имеет значение? Главное в том, что в нашем городе вершила свой подвиг женщина, наша современница, причисленная недавно к лику святых.
И даже сегодня, когда я, перечитывая свою же статью в газете, опубликованную в 2005 году, пишу эти строки, по моим щекам текут слёзы. Драгоценные слёзы и скорби, и сострадания, и умиления. А ещё я плачу над её стихами, которые она писала в заточении. Одно из них называется «У Креста». И в нём есть такие строки, которые проникают в самую душу и способствуют её просветлению:

Не слезами, а кровью
я раны Твои,
Мой Спаситель,
готова омыть.
Я хочу, чтоб скорее
настали те дни,
Мне бы жизнь
за Тебя положить.

Перед последним арестом, за две недели до смерти, Татьяна Николаевна писала в оставленной ею на воле записке:
«…За всё всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне, – опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».