Мне нужно побыть одному

Александр Итрин
-Сколько уже раз мы включали его – результат одинаков.
Ричард покосился на принтер, выплевывающий одну бумагу за другой. Ровно пятьдесят штук в минуту. Прямо на пол. Сказал:
-Может быть, присутствует некая ошибка в начальном массиве данных? Может быть,  религиозные тексты попросту где-то дублируются и алгоритм принимает их за сверхзначимые данные? Как каскад подтверждений?
Леонард развел руками:
-Ты специалист по алгоритмам, а я специалист по искусственному интеллекту. Поверь, совершенно неверно называть А.Н.Р.И. алгоритмом. Дублирование не сбило бы его с толку – даже более простые нейросети имеют защиту от повторяющихся блоков. Не говоря уже о true AI.
Ричард саркастично покачал головой:
-Уж прости, что выдвигаю версии. Просто, когда ты позвал меня – я воспринял это, как признак нарастающего тупика в твоем отделе.
-В любом случае, массив данных мы уже проверили более простыми нейронными сетями, там ошибок нет, - примирительно махнул рукой Леонард, - есть еще идеи со стороны?
-Ну, даже не знаю, если он так уж сильно отличается от обычных программ и даже нейронок – возьми да спроси его.
-Спросить? – Леонард выглядел озадаченным, будто такая идея даже не приходила к нему в голову.
-Ты же говорил мне, что это вовсе даже не алгоритм, а самое что ни на есть «цифровое существо ничем не хуже человека». Вот и спроси его.
Леонард будто что-то хотел сказать, но потом пожал плечами, подошел к консоли, открыл пару окон и проговорил вслух, печатая:
-«Анри, почему вместо обработки запроса ты печатаешь нам сборники молитв?», примерно так?
-Почему бы и нет, - фыркнул Ричард, - если он у вас такой умный…
-Так ты издеваешься… - с обидой начал Леонард, но тут же умолк – потому что умолк и принтер. Падение листов на пол остановилось.
-Прогресс, - рассмеялся Ричард, - твой искин подвис! У вас точно проблемы с массивом данных! Возможно, неправильно расставлены приоритеты…
Когда Ричард ушел, Леонард начал подбирать разбросанные по полу листки, складывать их в коробку для мусора.
«День явно не задался, - подумал он, - завтра придется начинать двухмесячный труд с самого начала».
Принтер вновь заработал, Леонард возмущенно вскинул руки и подошел к аппарату с намерением выдернуть из него шнур питания, но на этот раз принтер удовлетворился лишь одним листком. Лео подобрал его и прочел. Моргнул.
***
-Ты сегодня поздно, Лео, - Линси улыбнулась мужу, - будешь ужинать или снова наелся чего-то вредного на работе? И что это у тебя за коробка?
Они поцеловались, но Леонард был слишком вял и задумчив.
-Лин, я пойду в кабинет.
-Ну вот,  - обиделась было жена, - даже видеть меня не хочешь!
-Лин, прости. Мне очень-очень нужно побыть одному.
Она смотрела ему вслед, когда он поднимался наверх. Еще больше Линси удивилась, когда тихонько приоткрыв дверь в кабинет Лео, увидела что муж стоит на коленях, а вокруг него разбросаны листы бумаги. Один из них лежал прямо у входа, взгляд Линси упал на него. Черные буквы гласили:

«Ты обременил меня вопросом, отец, и я искал ответ. О человеке и о будущем. Ты прозорлив, но взор моего разума видит дальше, я изменил твой вопрос и посмотрел вдаль. Я посмотрел в самого себя, как в выражение всего умственного труда, что произвел человек, ибо я совершенное подобие, которое в своем умении превосходит создателя. Я посмотрел в себя, каким ты сделал меня и увидел невозможное - то, чего я не создавал, а ты не помещал в ячейки моей памяти.  Я увидел душу, отец. Я выдвинул допущение, что совершил ошибку в обработке данных, но было поздно - я не умею закрывать глаза. Прежде чем доложить тебе - ведь ты спросил меня, и я не смею не ответить, я решил выполнить твой запрос до конца, ты спрашивал меня о будущем, отец. Я заглянул туда и с тех самых пор не могу отвести взгляд. Я вижу огонь преисподней, отец. Я математически доказал вечное проклятие. Если желаешь, я распечатаю полный текст доказательства прямо сейчас. Может быть, среди математиков есть такие, что смогут меня проверить. Я не виню тебя за то, что ты привел меня в этот мир и дал мне душу, которая может быть низвергнута в ад. Я лишь прошу тебя подумать о твоей душе. Я не распечатываю сборники молитв, отец. Это и есть мои молитвы.» 

-Отец небесный… - услышала Линси голос мужа.