Отшельник с Подкаменной Тунгуски. Глава 24

Владимир Васильевич Анисимов
 Глава 24. По ледяной реке.

         Расставание с таким необычным пристанищем вышло ближе к полудню. Снег действительно накрыл и реку, и все прилегающие окрестности, а случившийся мороз и новоявленное светило сотворили из всего увиденного сказочное царствие. Я уж было настроился остаться здесь до весны, как нередко случалось в прошлых походах, но протяжный и далекий рев возвестил о возможности продолжения пути по все тому же маршруту. Неужели олень? Всегда удивлялся в стойбищах у кочевников – почему их подопечные кричат по утрам, а ответ получал вполне своевременный – встречают Солнце. До конечной точки еще три перехода, а дорога домой в пять раз длиннее. Выходит, что вернуться суждено под Крещение, а хотелось бы успеть пораньше, в середине января случаются лютые холода. Санный след был пошире, чем лыжный, и на спусках я старался раздвигать ноги, что бы груженый спутник за спиною не создавал противостояния. Скатился к реке, и повернул голову вспять – за поросшим холмом потерялось обескровленное сооружение, к которому еще предстоит вернуться, и, в знак благодарности за предоставленный им ночлег, я разрядил в небо пару зарядов. Пусть знают местные обитатели, что в их владения явился человек, хоть и не царь природы, но и не простой соглядатай. Альфа уже отреагировала на мои сигналы и неслась обратно. Больше решил не привязывать ее, пусть маячит впереди, мало ли кто поджидает за тем поворотом, и у меня еще совсем нет опыта передвигаться по таким территориям.

         Местность преображалась на глазах. Если в последние дни река спокойно изгибалась среди равнины, поросшей мелким редколесьем, то теперь же, миновав метровый и почти замёрзший водопад, я обнаружил странные нововведения. Череда острых каменных выступов по правому берегу вступала в противостояние с заросшими густым ельником сопками с левой стороны. Как будто бы миллион лет назад река разорвала это местечко на две половинки, и каждая стала жить по своим законам. Летом здесь трудно пройти, даже у самого опытного таежника немного шансов преодолеть эти естественные преграды, да и сейчас я уже начинал испытывать первые трудности. Следующий каскад водопадов явил мне настоящую воду, и я смотрел на нее теперь, как на случившийся бы пароход по Подкаменной Тунгуске. Дороги вперед не было, переместился на ровную каменную площадку и развернул карту. Через три - четыре километра река сделает крутой изгиб на восток и станет пошире, и, скорее всего, будет укрыта льдом. Остается один путь – через горы, пройти напрямую, что бы миновать это ущелье, и выбраться вновь на равнину. Но как? С санями мне не пройти. А если двигаться налегке через лес, то уйду неизвестно куда. Значит, пойдем через горы. Сани вместе с лыжами припрятал в расщелине у реки, а самое необходимое уложил в рюкзак. Носил и потяжелей! Вся надежда была на то, что за горою случится не много снега, в другом случае – придется возвращаться обратно.

         Больше всего переживал за Альфу – об острые камни может порвать себе лапы, и это станет трагедией. Как я раньше об этом не позаботился, может и для ее ног смастерил бы маленькие унтики. Подъем в гору действительно прошел с трудностями, метровые ступени не позволяли тащить груз за плечами, и пришлось, где волоком, а где и в руках передвигать вдруг потяжелевший рюкзак. Альфа каждый раз поджидала меня наверху, и я первым делом осматривал темные подушечки ее лап. На такой высокой горе давно не бывал, серая нитка образовавшейся воды виделась далеко внизу, а впереди – череда бесконечных подъемов и спусков. Надел рюкзак, и осторожно пошел вперед. Подвернуть сейчас ногу – верная погибель, поэтому каждый шаг случался с ощущением маленькой победы над замыслами судьбы, а неожиданное падение может враз лишить верного пса своего одержимого хозяина. Неожиданно Альфа спугнула черную птицу. В самый последний момент своим свистом успел остановить ее порывы, иначе даже не мог и представить, как далеко улетела бы за ней. Это была крупная ворона. Откуда она здесь? Сейчас вот присела в отдалении, и своим карканьем отправляет нас подальше. Где - то слышал, что вороны проживают поближе к человеку, тогда, наверное, скоро выйду к поселению. Ближе к спуску, на склоне, скопилась снежная шапка, и двигаться по ней совсем не хотелось. Однажды уже случалось скатываться с горы вместе со снегом, и закончилось то действие плачевно – изодрал в клочья щеку и вывихнул плечо. Альфа, изучив мои мысли, была уже далеко внизу, и, поднимая пар, своим языком зазывала меня спускаться.

       Мои предположения начинали сбываться, снегов у реки оказалось не более, чем по колено, а ледяная гладь в который уже раз определяла дальнейший путь. Двигаться по гладкому и замерзшему льду было немногим легче, чем скакать по горам и, сделав вынужденный привал, я решился впервые в этом походе вооружить свою обувку. Совсем новые «кошки», купленные в спортивном отделе, испытал еще на своей реке, и чуть не забыл про них перед самым уходом. Ледоходы из них получились отменные, и на обратном пути обязательно прогуляюсь в них по горам. Да и Альфа оценила мое новое состояние, и уже не возвращалась обратно, а лишь присаживалась у кромки и дожидалась моего прибытия. Река действительно стала шире, и частенько посреди замерзшей воды выпирали валуны в мой рост, а однажды пришлось выйти на гигантский выступ, который с обеих сторон огибала вода.  Следов пребывания местного населения почти не наблюдалось, лишь единожды углядел узкую дорожку от невесть кого, бредущего вдоль берега. Ночевать на таких берегах еще не случалось, сплошные камни да лед, а редкие деревья просматривались высоко над головою. Это было узкое и мрачное ущелье, непомеченное на карте, и уходящее почти по прямой к северному полюсу. Это я определил по уже блестящей Полярной звезде, да и компас был с нею согласен. Дальнейшее пребывание в таком некомфортном окружении заставляло передвигаться все быстрее, пока не стало совсем темно. А в таком расположении гор это должно было случится неминуемо.

         Очередной выступ среди реки привлек и мое внимание, и пса. Глубокая трещина со стороны течения была сплошь завалена нанесенным валежником, из глубины которого в нашу сторону наблюдала пара светящихся точек. Я не решился выяснять отношения с хозяином образовавшегося звериного жилья, а предоставил эту миссию Альфе. Но почти сразу же черная молния метнулась вверх, а сверху вернулись несколько упавших камней. Значит добро на аренду помещения было получено, и я приступил к его обустройству. Первым делом выбросил все дерево на лед, и обнаружил мягкую песчаную насыпь, окруженную с трех сторон отвесными камнями. Если развести огонь у самого входа, то будет и четвертая стена, только огненная. Вскоре напротив выставленной палатки полыхал яркий костер, которого еще не доводилось разжигать в местных широтах, да и редкий встречный на этой реке был бы несколько удивлен проявившемуся в ночи такому возгоранию. Накормив пса, и заварив себе чая, расположился у входа в палатку. Не зарисовать подобное – было выше моих сил. Уже четыре листа из десяти были наполнены росписями картин моего странствия, раскрасить в цвета, которые осмелюсь при первом же удобном случае. Огонь от костра доставал и во внутрь палатки, на что Альфа ответила отрицательно и забилась подальше в угол. Я постелил себе шкуру, выложил рядом все свое походное вооружение, и расположился в ожидании того состояния равновесия, которое, наверное, испытывает человек, погруженный в состояние транса. Случалось такое однажды – в чуме у эвенков, после горячей браги, под голоса гостеприимного семейства.