Школьные годы чудесные

Светлана Ветлугина
Родзаевский - впервые это имя встретила в газете "ЗАВТРА"..
Заинтересовалась.

Они возвращались ДОМОЙ!

В 1947 году приехало много его, Родзаевскрго, сподвижников и противников в Свердловск, ХИММАШ!
Физкультуру, шк № 86, преподавал Карпович Пётр Кузьмич, по прозвишу -ПРОТЕЗА,"старатега",
"Старатега" - молодой, высокий, красивый - странно ходил, словно, на пружинах. Запомнила только его первый урок. «НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЬ!» В классе была самой маленькой,  а потому - в строю стояла последней. «Первый-второй, первый-второй,  первый - очередь дошла до меня, и я ответила на английском two! SECOND! - повернувшись ко мне, сказал Пётр Кузьмич с презрением! Вскоре он поступил в УрГУ на истфак, а, после защиты диплома -  преподавал там.
В станвлении Петра Кузьмича - историка - огромное значение сыграла наш историк - Марионилла Константиновна  Триус. из бывших красавица, умница
Предки курировали  железные дороги от Урала до Тихого океана

Петра  Кузьмича сменил ХЛЕБНИКОВ, ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - БЛОКАДНИК ЛЕНИНГРАДА.  Внешность совершенно незапоминающаяся... НО! Внёс КРАСОТУ, МУЗЫКУ! Евгений  Евгеньевич аккомпонировал на ф-но! ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА - ПОД МУЗЫКУ! В конце урока - элементы бальных танцев! В ДЕВЯТОМ КЛАССЕ МЫ ВЫСТУПАЛИ НА СЦЕНЕ ЗАВОДСКОГО КЛУБА С ГИМНАСТИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПОД ВЕНГЕРСКИЙ  ТАНЕЦ БРАМС № 4!
https://www.youtube.com/watch?v=1M5BlnHR2kw
БРАМС - Венгерский танец № 4 . Brahms - Hungarian Dance No. 4
ТРИУМФ!!!

В нашем классе учился Шамшурин В, в дальнейшем, кинорежиссёр. Моё с ним знакомство - началось, чуть ли не с драки.
4 класс. Мы получили квартиру на Химмаше, район Свердловска.
Я была девочкой самостоятельной, поэтому в школу пошла без маминого сопровождения.
Знала, что зачислили меня в 4-А, к Надежде Сергеевне Мусиной.
В раздевалке  повесила своё пальто на вешалку - 4-А.
Высокий, светловолосый мальчик, видимо,  дежурный, сбросил моё пальто, заявив, что это ИХ вешалка.
На другой день в школу провожала меня мама.
Завуч, Логвенова, Александра Михайловна, привела меня в 4-А, увидев вчерашнего обидчика, я заревела.
Александра Михайловна посадила меня за первую парту, со своим сыном, Лёнькой.
Моего вчерашнего обидчика звали Владька Шамшурин. Как ни странно - мы подружились! Всегда и везде - втроём. Лёнька, Владька и я. Старая школа была на окраине посёлка. Лес, река... лыжи, коньки...
Дружили очень, до первого объяснения в любви, классе шестом.
На вопрос - Кого я люблю, ответила - СТАЛИНА и МАМУ.
После седьмого класса и Шамшурин, и Логвенов - выбыли из нашей школы.
Логвенов отправился в Москву, нашлись его настоящие родители.
Шамшурины - получили квартиру в другом районе Свердловска. Мы тоже получили квартиру Вторчермет
С Шамшуриным встретились уже в зрелом возрасте. Я работала в НИИ.  Бежала с автобуса, опаздывала... Вдруг слышу мужской голос? - СВЕТА!  ШАМШУРИН! Встретились после работы! Много узнала интересного! Владик работал на нашем телевидении! В 1956 году судьба его тоже потрепала! Тоже?! Да! Меня в тот год исключали из комсомола -

Класс и школа были с ангийским уклоном.
А до этого я учила немецкий,15 школа Свердловска, потом - английский - 8 школа!
На Химмамше, приехавших из КИТАЯ было много, из какого города - не знаю, да мы и не интересовались, но  их звали «шанхайцами».
Многие из них, хорошо знали английский язык.
В нашем классе английский преподавала секретарь-машинистка, приехавшая из Китая..
Начинали с Тома Сойера.
Помните: Tom! Tom!
No answer!
Как интересно! Настоящий английский язык. Заучивали, записывали, запоминали! А КАКИЕ УЧЕБНИКИ!
Далее -
Swallow, Swallow! little Swallow! - said the Prince
The Happy Prince by Oscar Wilde.

«In the vale of Tawasentha, Генри Уодсворт Лонгфелло
Песнь о Гайавате
In the green and silent valley,«In the vale of Tawasentha, Генри Уодсуворт Лонгфелло
Песнь о Гайавате
«In the vale of Tawasentha
In the green and silent valley,
By the pleasant water-courses,
Dwelt the singer Nawadaha.
Round about the Indian village
Spread the meadows and the corn-fields,
And beyond them stood the forest,
Stood the groves of singing pine-trees,
Green in Summer, white in Winter,
Ever sighing, ever singing.......

«Средь долины Тавазэнта,
В тишине лугов зеленых,
У излучистых потоков,
Жил когда-то Навадага.
Вкруг индейского селенья
Расстилались нивы, долы,
А вдали стояли сосны,
Бор стоял, зеленый — летом,
Белый — в зимние морозы,
Полный вздохов, полный песен.....

Позже, английский преподавала Тамара Семёновна Сёмина.
Не помню, с какого класса, но интересно!
Начали с постановки - СИНДЕРЕЛЛА!
Long, long ago there lived a young and very beautiful girl called Cinderella.
Cinderella lived with her stepmother and stepsisters. The sisters were wicked and haughty. They were jealous of Cinderella’s beauty and treated her as a servant.
Мне досталась роль  сварливой мачехи! Золушку играла Аля Девяткова  (после десятого - Аля поступила на иняз).  Какие костюмы мы готовили! Сами, из «подручного» материала. Длинные, пышные юбки. На свою юбку - я использовала кисейное покрывало с кровати! И ВОТ! НАСТАЛ ЧАС! Золушка перед зеркалом, любуясь своим платьем. Вместо фразы: «HOW BEAUTIFUL IS  MY DRESS»  - произносит WHERE IS MY SHOOS!!! ВОСТОРГ!How beautiful that dress is! 

Сейчас, по прошествии большого промежутка времени, по характеру и внешности, Лёнька Логвенов, похож на Леонида Куравлёва.
Как-то, на уроке литературы, Логвенов рассказывал стихотворение Кольцова
Не возьму я в толк…
Не придумаю…
Отчего же так —
Не возьму я в толк?
Ох, в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет.
У меня ль плечо —
Шире дедова,
Грудь высокая —
Моей матушки.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Кудри черные
Лежат скобкою;
Что работаю —
Все мне спорится!
Да в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет!
Прошлой осенью
Я за Грунюшку,
Дочку старосты,
Долго сватался;
А он, старый хрен,
Заупрямился!
За кого же он
Выдаст Грунюшку?
Не возьму я в толк,
Не придумаю…
Я ль за тем гонюсь,
Что отец ее
Богачом слывет?

Читал наизусть, читал бесподобно, показывая на себе
- Грудь высокая моей матушки....
Класс лежал от хохота...
Нина Дмитриевнв Шурова, литератор, из быаших, миниатюрная красавица, сидела, отвернувшись от класса и закрывая лицо маленькой ручкой!