Врач и пациент. О этике и философии в медицине. 1

Татьяна Абдулкин
Врач и пациент. Этика и философия в медицине.1.
   -1-
Когда армии обороны Израиля предъявляют очередные обвинения в бездействии или агрессии,военные обычно отвечают,что не они,а правительство Израиля решают начинать или не начинать какую-либо военную операцию. Почти тоже могут сказать о себе и медицинские работники. Часто их действия или бездействие определяется не логикой и профессионализмом,а теми концепциями,которые приняты в данной конкретной стране в данное конкретное время,а также экономическим и политическим положением в этой стране.

Очень серьезный вопрос о доступности качественного медицинского обслуживания для всех категорий и групп населения решается не медицинскими работниками,а государством. А врачи только лишь рядовые солдаты,которые выполняют приказ. Во время моей профессиональной деятельности в России существовала концепция оказания приоритетной медицинской помощи детям и пациентам молодого возраста. Это объяснялось недостатком финансирования.

В.Вересаев в своей повести «Два конца» описывает работу приемного покоя общественной больницы. Из-за недостатка мест врач вынужден госпитализировать только больных в очень тяжелом состоянии, а остальным-отказывать. Страдали от этого не только больные,но и врач,но сделать он ничего не мог. Эти проблемы должно решать государство.

Важный вопрос об оказании медицинской помощи больным на последних стадиях неизлечимого заболевания,их госпитализации и реанимации решается в каждой стране в соответствии с ее экономическим положением и религиозными воззрения преобладающей в данной конкретной стране религии.

В Израиле принята концепция оказания медицинской помощи в полном объеме всем пациентам,не зависимо от возраста,в том числе и пациентам с неизлечимыми заболеваниями на конечной стадии. Эта концепция вытекает из воззрений иудаизма-официальной религии Израиля- о бесценности человеческой жизни и как следствие этого необходимости продления ее до последней возможности. Существуют многочисленные специализированные лечебные учреждения,в которых осуществляется медицинская помощь и уход за определенными категориями больных:за онкологическими,психиатрическими больными,за стариками. У больного есть право жить и умереть в достойных условиях.

Никогда не забуду впечатления,которое произвел на меня незначительный,казалось бы, случай. Через несколько месяцев после переезда в Израиль я,стоя на автобусной остановке,наблюдала как из двери близлежащего здания вышла очень пожилая старушка,а за ней сиделка выкатила инвалидную коляску со стариком. Сиделка играла со старушкой в мяч,а затем стала играть в куклы со стариком. Старушка обиделась и сиделка стала ее утешать. Это был частный дом престарелых. Но я,посетив за время проживания в Израиле много домов престарелых разного уровня,могу утверждать,что даже в самом дешевом из них старики получают достойный уход и квалифицированное медицинское обслуживание.

Я с горечью вспоминаю положение онкологических больных на конечной стадии заболевания в России в девяностые годы прошлого столетия. Уход за ними осуществляли их родственники. А родственники-это,в лучшем случае,супруг/а больной/ого и взрослые дети. Жена или муж пациента/ки,если и не нуждаются сами в уходе,то оказать полноценную помощь своему/ей супругу/е уже не в состоянии,а взрослые дети работают и ухаживают за своими детьми. А что же с больным? В худшем случае больной,нуждающийся в уходе,одинок. Один-два раза в неделю приходит социальный работник,иногда заходят  соседи или друзья,медсестра приходит один-два раза в день сделать обезболивающие инъекции. А он нуждается в ежеминутном оказании помощи!

Я оставила Россию более двадцати лет назад и надеюсь,что за это время в системе здравоохранения произошли перемены к лучшему.