Почему исчезают пчёлы и мужчины?

Виктор Каменев
«Колыбельная для взрослого мужчины» Керен Климовски в постановке театра «Спичка» Оксаны Половинкиной — спектакль парадоксальный. На первый взгляд, это «антивоенный спектакль», но это не так, он много глубже, - это спектакль о войне в сердцах близких людей этого «взрослого мужчины», которого мы так и не увидим. Он уже «погиб» на этой войне, и мы видим как бы поминальную тризну по нём.

Для матери — это священная традиция проводов сына на войну с сыром «Бри»: «У него нет выбора!»; для жены — это неизбежность: однажды он всё равно уйдёт, не на войну, так просто в магазин, и пропадёт; только для дочери папа не такой как все, а особенный, но и у неё просыпается огонёк «войны»: «он тоже мужчина», и однажды уйдёт. 

Мы видим в «Колыбельной» парадоксальный мир: маленькую страну на берегу моря, с апельсиновыми рощами — просто рай на земле, но по нечётным годам здесь — война. А ещё здесь «наглое море, которое утопит, не задумываясь», солнце беспощадно обжигает своими лучами забывшихся, даже «шнурки на кроссовках здесь наглые», а «девчонки ещё хуже мальчишек».

Как хрупка эта «маленькая страна», почему она сходит с ума? Женщины собирают своего мужчину на войну, которая как стихийное бедствие, ураган, который нельзя предотвратить. Но это не только «ураган»: они понимают, что мужчины вообще любят уходить: когда они лежат на диване и смотрят телевизор, у них есть эта мысль в голове. Все мальчишки любят играть в войну, и, став взрослыми, они помнят об этой своей детской игре, и всегда готовы «уйти» поиграть в своё детство по-настоящему.

Историк-медиевист (по Средним векам) Наталья Басовская когда-то, рассуждая на эту тему, сказала задумчиво: «Вся наша история — это история войн. Мы — цивилизация войны?»

Маленькая страна с апельсиновыми рощами на берегу моря могла бы быть раем, но её мужчинам скучно каждый нечётный год. Газеты кричат, что исчезают пчёлы, может быть, но страшнее, что исчезают мужчины: они никак не могут повзрослеть и продолжают играть в свои детские игры.   

Наверное, Ф.М.Достоевский похвалил бы эту пьесу Керен Климовски, и постановку её театром «Спичка»: вопросы поставлены вечные, бесконечные, а впереди маячит каторга, как и перед Родионом Раскольниковым. Что наша жизнь? - война, хоть не берегах Невы, хоть на берегу моря с апельсиновыми рощами.

Виктор Каменев
24.01.2023