12. 4 Время, движение и мысль

Лариса Болотова
«Подобно двухмерному и плоскому существу, которое все явления, доходящие до его сознания, рассматривает, как лежащие на одной плоскости, так и позитивный учёный стремится истолковать на одной плоскости все явления разных порядков; то есть объяснить все видимые явления, как следствия других видимых явлений. Иначе говоря, он рассматривает в причинной и функциональной зависимости только явления, происходящие на поверхности, видимый мир или явления видимого мира, не допуская, чтобы в этот мир могли входить не заключающиеся в нём причины, или чтобы явления этого мира могли, иметь выходящие из него функции.

Принимая в соображение явления жизни и сознания мы непременно должны признавать, что цепь явлений из последовательности чисто физической очень часто  переходит в последовательность  биологическую, то есть уже заключающую в себе нечто скрытое, невидимое для нас, или в последовательность психологическую, где уже всё скрыто; и обратно переходит в физическую последовательность из скрытого состояния в биологической и психической сферах.

Смотря с этой точки зрения, мы увидим, как в жизни одного человека, так и в жизни общества множество ручьёв, временами выходящих на поверхность и бьющих буйными потоками и временами уходящих глубоко под землю, скрывающихся от глаз, но не исчезающих, и только ждущих своего момента, чтобы опять появиться на поверхности.

Мы видим, как явления сознания: мысли, чувства, желания сопровождаются явлениями физиологическими, а, может быть, и создают их, и дают начало рядам чисто физических явлений, и мы видим, как физические явления, делаясь объектом зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других ощущений, возбуждают физиологические явления и затем психологические. Но смотря на жизнь со стороны, мы видим только физические явления. И, уверив себя, что это единственная реальность, мы можем совсем не замечать других. Тут проявляется огромная сила внушения ходячих идей. Искреннему материалисту кажется софистикой всякое метафизическое построение, показывающее нереальность материи.

Но вдруг ему приходит в голову необыкновенная идея, что мысль и движение в сущности своей нечто совершено различное, что они не могут быть одним и тем же, потому что мысль есть субъективное явление, а движение объективное. Как молния в его сознании пробегает мысль, что если бы он вскрыл мозг живого человека и увидел все колебания клеточек серого вещества мозга и все дрожания волокон белого вещества, то всё-таки всё это было бы только движение, а мысль оставалась бы где-то за пределами исследования, отходя от него при приближении к ней, как его собственная тень. Начиная  сознавать всё это, он чувствует, что у него из  под ног уходит почва, чувствует, что со своим методом, он никогда не подойдёт к мысли.  И он ясно видит необходимость нового метода. Только подумав это, он вдруг как по мановению магического жезла начинает замечать кругом себя вещи, которые раньше не видал. Глаза открываются у него на то, чего он раньше не хотел видеть. Стены, которые он сам построил кругом себя, начинают рушиться одна за другой, и за падающими стенами перед ним раскрываются безконечные горизонты возможностей знания, которые ему раньше даже не снились. И тогда у него совершено меняется взгляд на всё окружающее. Он понимает, что видимое производится невидимым; и что, не поняв невидимого, нельзя понять видимого».

                Если мысль не имела движения, то человек зациклился на одной и той же мысли.

«Представьте себе вместе со мною, …, что каждое индивидуальное существование есть как бы канат, протянутый из безконечности в безконечность, не имеющий ни конца, ни начала и не могущий быть разорванным. Этот канат образован из безчисленного количества тонких нитей, которые, лежа тесно вместе, образуют толщину… И помните, что эти нити живые, они подобны электрическим проволокам или даже скорее подобны вибрирующим нервам…
Но иногда эти длинные живые нити, в своём непрерывном сплошном протяжении образующие индивидуальное существо, переходят из тени на свет…

Эта иллюстрация представляет только небольшую часть, одну сторону истины, это меньше, чем фрагмент. Но остановитесь на нём, при помощи его вы  можете пойти дальше и понять больше. Что необходимо, прежде всего, понять, это то, что всё будущее есть неразрывная, сплошная протяжённость настоящего, как настоящее есть сплошная протяжённость прошедшего… (из статьи «Карма» Мабель Коллинза)

 На одной плоскости, с одной точки зрения, пример каната совершенно верен».

                Под светом, думаю, надо понимать земную жизнь в физическом теле.

«Приведённое место показывает нам, что идея Кармы, созданная в глубокой древности индийской философией, есть идея непрерывной последовательности явлений. Каждое явление, как бы мало оно ни было, есть звено безконечной и неразрывной цепи, идущей из прошедшего в будущее, переходя из одной сферы в другую, то появляясь  в виде физических явлений, то скрываясь в явлениях сознания».

                В свете (в физической жизни) мы видим следствие каждого скрытого явления?

                Именно, те мгновения, называемые нами настоящим, переход из прошлого в будущее  для нас, и есть наша земная жизнь, которую создаёт нам наше сознание. Мы видим лишь сечения чего-то единого. К сечениям относятся как окружающие нас явления, так и само наше физическое тело.

«Если мы посмотрим на идею Кармы с точки зрения нашей теории времени и пространства многих измерений, то для нас перестанет казаться чудесной и понятной связь отдалённых событий. Раз самые отдалённые по времени события соприкасаются в четвёртом измерении, то это значит, что, в сущности, они происходят одновременно, как причина и следствие, и стены, разделяющие их только наша иллюзия, которую не может превозмочь наш слабый рассудок. Вещи соединены не временем, а внутренней связью, внутренним соотношением. И время не может разъединить вещи, внутренне близкие, вытекающие одна из другой. Какие-нибудь другие свойства этих вещей заставляют их казаться нам разъединёнными океаном времени. Но мы знаем, что этого океана  в действительности не существует, и начинаем понимать, каким образом и почему события одного тысячелетия могут непосредственно влиять на события другого тысячелетия».

                Если это верно, то всё, что происходило раньше, формировало то, что происходит сейчас?

«Для нас становится понятной скрытая деятельность событий. Мы понимаем, что для наших глаз явления должны делаться скрытыми, чтобы сохранить нам иллюзию времени.

Мы знаем это, знаем, что сегодняшние события вчера были идеями и чувствами, и что завтрашние события сегодня лежат в чьем-то раздражении, в чьём-то голоде, в чьём-то страдании. Мы знаем всё это, и, тем не менее, наша «позитивная» наука упорно желает видеть последовательность только между видимыми явлениями, то есть считать каждое видимое или физическое явление следствием только другого физического явления».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 97).