Могилевские священнослужители в годы войны

Михаил Рыськов
 Мы отметили очередную годовщину Великой Победы, приближается 22 июня.
И, в связи с этим надо сказать об "Обращении местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия(Страгородского) к русскому народу 22 июня 1941 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших".
Обычно вспоминая эту трагичную дату мы говорим о неприятеле, обрушившим всю свою мощь на наши города и села, на неподготовленную Красную армию, растерянности Сталина и наших руководителей, выступлении Молотова по радио и др.
Практически забывается нами "Обращение местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) к русскому народу, в День всех святых, в земле Российской просиявших".
Оно было сделано именно 22 июня 1941 г.
Сегодня хорошо известно, кто в этот день был у Сталина в Кремле. Среди этих лиц не было митрополита Сергия. Никто из тогдашних советских руководителей и военачальников в своих мемуарах не упоминает о каких- либо указаниях церкви в связи с началом войны. Ведь не было и связи между Церковью и Правительством Советского Союза. Контроль осуществлял НКВД.
Несомненно, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий сделал это по велению своей души и на свою ответственность. Удивительно, но это факт, духовный пастырь оказался в большей степени готовым к войне, чем военные люди.
--Поражает "Обращение" своим пониманием политической ситуации, уверенностью в Победе, в нем говорилось:
"Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая договора и обещания, они внезапно обрушились на нас..., Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашисткую вражескую силу".
3 июля 1941 г. 1941 г. И.Сталин в своей речи о начале войны к обычно употребляемым словам "товарищ", "граждане" сказал и по-церковному "Братья и сестры".
В предвоенные годы
Советская власть считала Церковь помехой в воспитании и формировании нового советского человека, строителя коммунистического будущего и закрывала храмы, а священнослужителей репрессировала. В 1917 г. в нашем городе было 29 православных храма, в 1934 - 2.
В 1937 г. была закрыта Могилевская православная епархия. А в "Списке предприятий и учреждений города Могилева по состоянию на 8.02. 1939 г." значилось 547 юридических лиц, но ни одного по духовному ведомству.
В то же время люди веры своей не забывали: хранили иконы, придерживались постов и отмечали православные праздники. Примерно так поступали и верующие других конфессий. В 1937 г. при проведении переписи более половины могилевчан записали себя верующими.
С приходом немецких войск оккупационные власти решили использовать желание людей открыть храмы и возобновить в них богослужения в своих интересах. В немецких крупных войсковых соединениях имелись роты пропаганды, которые умело использовали веру людей в Бога в борьбе против Красной армии,Советской власти, как безбожной. Могилев не входил во время войны в состав Белоруссии, он был включен в тыл группы армий "Центр". А военным комендантам разрешалось открывать храмы.
Первым была открыта церковь Святых Апостолов Петра и Павла на Луполово. Затем последовало открытие других храмов в нашем городе, а также в ряде райцентров.
В Могилеве было образовано Временное епархиальное управление, которое возглавил настоятель Трехсвятительской церкви протоиерей Константин Радзиванович. Он родился в 1886 г
в Бобруйском уезде, с 1915 г. настоятель Михало-Архангельской церкви в Зембине Борисовского уезда. В 1933 г. был осужден на 3 года, как священнослужитель.
В годы той тяжкой и кровавой войны именно священнослужители во многом спасали души, духовное здоровье народа. В годину ненастья люди припали к груди родной Церкви.
А истинно верующие оказывали помощь и другим.
Могилевчанка Прасковья Дерибо, она о себе говорила-"человек религиозных убеждений", одевшись монахиней, ходила по домам и квартирам, собирала продукты для узников Луполовского шталага. Военнопленный этого лагеря Рахим Каримов писал после войны:"Помню, как под видом монахини в лагерь приходила П.И. Дерибо. Она приносила продукты...нитки, иголки, бумагу...брала в руки икону и, как убежденная монахиня, входила в лагерь исповедовать военнопленных".
Делала Дерибо это при поддержке местных священников.
Несомненно, священнослужители в период немецкой оккупации, вынуждены были выполнять требования военных властей и городской управы, но фактом является и то, что могилевские священнослужители не запятнали себя участием в фашистских зверствах над людьми.
В сентябре 1941 г. в Минске была учреждена Белоруская митрополия во главе которой стал Пантелеймон (Рожновский). Родился в Костроме в 1867 г. В 1917 г. он епископ Двинский, викарий Полоцкой епархии. Эмигрировал из Советской России в Польшу и служил епископом Пинским и Новогрудским.
В марте 1942 г. в Минске собор епископов под его председательством постановил открыть в Беларуси 6 епархий, в т.ч. и Могилевскую.
Любопытно, что Смоленская епархия также была включена в состав Белорусской церкви.
В октябре 1941 г. митрополиту Пантелеймону был присвоен титул"Минский и всея Белоруссии".
Но, митрополит Пантелеймон в богослужениях поминал Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия(Страгородского) и немецкие власти сослали его в июне 1942 г. в Вилейку.
После него Белорусскую церковь возглавил архиепископ Филофей (Нарко), одновременно с 1942 г. - епископ Могилевский и Мстиславский. Но он оставался в Минске. Он родился в 1905 г. в дер. Занарочь Виленской губернии. Окончил богословский факультет Варшавского университета. Перед войной служил заместителем настоятеля Варшавского кафедрального собора.
В августе-сентябре 1942 г. в Минске на Всебелорусском православном соборе был утвержден "Устав Святой Православной Белорусской Автокефальной Церкви".
Необходимо отметить, что митрополиты Пантелеймон и Филофей являлись иерархами Русской Православной Церкви заграницей(РПЦЗ), которая выступала против Советской власти.
В 1944 г. они эвакуировались в Германию и в послевоенное время продолжили службу в РПЦЗ.
Протоиерей Радзиванович после освобождения Могилева советскими войсками остался в городе и не был репрессирован Советской властью.
Указом архиепископа Минского и Белорусского Василия был назначен настоятелем Трехсвятительского храма, с 1946 по 1956 гг. являлся благочинным церквей Могилевской области.
Во время и после войны И. Сталин не препятствовал деятельности Русской православной церкви. В сентябре 1943 г. митрополит Сергий был избран Патриархом.
Но, первоиерарх РПЦЗ, председатель Архирейского Собора и Синода митрополит Анастасий (Грибановский) заявил о непризнании выборов Патриарха Сергия в Москве. Анастасий встречался с генералом Власовым и благославил создание Русской освободительной армии (РОА).
Необходимо отметить, что в феврале 1944 г. священнику Климовичской Архистратиго-Михайловской церкви; Макарову П.П. и церковному старосте Дадыко пришла телеграмма И.В. Сталина следующего содержания:
"Прошу передать верующим и причету Климовичской соборной архистратиго-Михайловской церкви, собравшим 65695 руб. и вещи в фонд помощи раненых фронтовиков, привет и благодарность Красной Армии."
Мой дед, Стефан Пролыгин, принимал участие в открытии Милославичской церкви Климовичского района в войну и, в послевоенное время был церковным старостой, имел библиотеку, в которой имелись книги на старославянском языке,которым он владел.
В 1949 г. МВД БССР составило "Список на руководителей и ряд сотрудников Белорусской Центральной рады, Белорусской самопомощи, Союза Белорусской молодежи, Белорусской краевой обороны, сотрудников органов пропаганды, личного состава полиции, судебных ведомств, бургомистров, старшин и др. учреждений существовавших в Белоруссии в период немецко-фашисткой оккупации (1941-44гг.).Там священнослужителей не было, не требовало Советское правительство и их выдачи из-за границы.
Сегодня нередко в телесериалах, следуя западным образцам,показывают множество небылиц о войне, подводя основу под выдвитый тезис: Сталин и Гитлер равны по степени своих преступлений перед человечеством. И оттесняют они нас от победы в 1945 г. и, делают это вполне успешно, учитывая наше слабое знание своей истории.
А наши творческие союзы, например, писателей, включают в себя, в основном, поэтов и детективщиков.Историки и СМИ явно не во всем справляются.
Да и, чего греха таить,заграница всегда поддержит, а у себя, кроме шиша, ничего не получишь.
Забываем мы сегодня главное. Разные были войны: у них и, у нас.
У них -2 мировая,а у нас Великая и Отечествен
ная!
Как боролась с фашизмом, например, Дания. "Примером" народу в этой войне служил король Кристиан 10-ый.
9 апреля 1940 в 4 утра Германия напала на Данию.Уже в 6 утра король Кристиан 10, как Главнокомандующий приказал не оказывать сопротивления вермахту, а граждан к спокойствию и несопротивлению, а то найдется какой-небудь "дурак" и стрельнет по немцам. В результате Дания была оккупирована без потерь, не считая нескольких человек, как практически всегда при движении больших масс войск. А Кристиан 10 вышел навстречу немецкому генералу Курту Химеру и заявил: "Вы, немцы, опять совершили невероятное. Следует признать, что это было проделано великолепно."
Мы добавим, что генерал-лейтенант Химер, командир 46 пехотной дивизии, погиб на советско-германском фронте уже в марте 1942 г.
Сегодня рассказывают, как король начал свою "умственную войну" с Гитлером. Послушайте. Утречком садился на коня и один, без охраны, совершал прогулки по улочкам Копенгагена. На одной из пуговиц его одежды был изображен национальный флаг. А граждане, имевшие возможность лицезреть монарха, наполнялись мужеством. "Сжав"зубы они отправлялись на свои рабочие места, с"ненавистью " делали консервы с говядиной, паштетом, рыбой, которыми снабжали вермахт.
В то же время, Кристиан 10 и правительство Дании уже в 1941 г. дали согласие на формирование добровольческого корпуса СС "Дания", который уже в 1942 г. понес значительные потери под Демянском, а его командир фон Шальбург погиб в бою за деревню Бяково.
Беларусь во 2 мировой войне понесла человеческие потери, которых не понес ни один народ в Европе и мире, соответственно своей численности. Около миллиона белорусов погибли на фронтах этой войны, еще почти 2 млн. погибли в сожженных деревнях, концлагерях и от голода, лишений и бедствий страшной войны. И совершенно правильно, что сегодня принято решение о поднятии вопроса о геноциде нашего народа в Великой Отечественной войне.