Гриценко М. Н. 84 оспждб в обороне Сталинграда

Владимир Петропавловский
Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны полковника-инженера Гриценко Михаила Никитича 84 оспждб 27 ождбр.


 Использованы воспоминания бывших командиров рот 84-го батальона полковника Ермишкина К.И. и полковника Приходько Ф.В.

Частично отредактировано.

1. 84-й отдельный строительно-путевой железнодорожный батальон на техническом прикрытии железнодорожного участка Купянск – Валуйки – Старобельск и участие батальона в обороне г. Изюма.

     Весной 1942 г. Красная Армия, закрепляя успехи зимнего наступления, перешла к обороне. Положение на Советско-Германском фронте временно стабилизировалось. В сложных условиях в это время находились войска Юго-Западного и Южного фронтов. Занимая обширный плацдарм на правом берегу Северного Донца южнее Харькова, они охватывали правый фланг 6-й немецкой армии с юга и нависали с севера над вражеской группировкой, действовавшей в Донбассе. Однако, противник, удерживая районы Балаклеи и Славянска, имел возможность нанести фланговые удары по соединениям Красной Армии, оборонявшими Барвенковский плацдарм. Обе противостоящие группировки войск интенсивно готовились к проведению летней наступательной операции 1942 г.
     84-й отдельный строительно-путевой железнодорожный батальон 5-й отдельной ж.д. бригады бывшего Особого Корпуса ж.д. войск (в январе 1942 г. Особый Корпус был расформирован Прим. ИМЗ), с января временно был прикомандирован (с 15.07.1942 г. батальон постоянно включён в состав 27-й ж.д. бригады Прим. ИМЗ) 27-й ж.д. бригаде входившей в состав Управления военно-восстановительных работ (УВВР-3) Юго-Западного фронта. Командовал ж.д. войсками фронта полковник Кабанов П.А. Батальон находился в это время на техническом прикрытии ж.д. узла Купянск Северо-Донецкой ж.д. и заканчивал эвакуацию рельс и скреплений с разобранного второго пути линии Купянск – Валуйки. Когда 12 мая наши войска перешли в наступление, батальону было приказано выдвинуться в район г. Изюм и быть готовым к восстановительным работам. За три дня боёв ударные группировки Юго-Западного фронта прорвали оборону 6-й немецкой армии севернее и южнее Харькова и продвинулись из района Волчанска на 25 км, и из Барвенковского выступа на 20-30 км.
     За это время 84-й ж.д. батальон в составе 1 и 2 путевых, 3-й мостовой рот прибыл на ст. Изюм, ожидая фронта восстановительных работ, организовал техприкрытие станции Изюм и прилегающих ж.д. участков.  Техническая рота батальона с мастерскими и тылами осталась в Купянске.
     Однако командование Юго-Западным фронтом не использовало полученного успеха первых дней наступления, не ввело в прорыв танковых корпусов, и этим воспользовался противник, срочно бросив на помощь своим отступающим войскам свежие силы, остановил наступление наших войск, а 17 мая из района Славянск – Краматорск перешёл в контрнаступление ударной группировкой армейской группы «Клейст». К исходу 18 мая гитлеровские войска продвинулись на север до 40-50 км, и достигли реки Северский Донец, примерно 30 км юго-западнее г. Изюм. 23 мая фашистским войскам удалось замкнуть кольцо окружения наших войск на Барвенковском выступе. Возникла угроза выхода противника в тыл 6-й Армии Юго-Западного фронта. Войска 6-й Армии стали отходить на север и за реку Сев. Донец. Нависла угроза прорыва нашей обороны и в районе г. Изюм.
     Чтобы не допустить этого, Главнокомандующий Юго-Западного фронта Маршал Советского Союза Тимошенко С.К. приказал для закрытия бреши привлечь некоторые тыловые части, и в том числе 84-й строительно-путевой ж.д. батальон. Командир батальона капитан Жандаров Н.Д., назначенный вместо выбывшего по ранению военинженера 2-го ранга Литвиновича Г.М., был вызван к командиру 27-й ж.д. бригады полковнику Павлову Б.И. и главному инженеру бригады полковнику Кузнецову А.М., где получил приказ – силами батальона немедленно организовать оборону на правом берегу Сев. Донца в районе деревни Сухая Каменка и преградить путь фашистским войскам, движущимся по шоссе на г. Изюм. Оставив всю тяжёлую технику, батальон переправился на западный берег р. Сев. Донец, и выбрав удобную позицию в районе д. Сухая Каменка, приступил к её оборудованию от берега р. Сев. Донец до шоссе. За вторую половину дня, вечер и ночь были вырыты сплошные окопы полного профиля, оборудованы огневые точки, а также блиндажи для медицинского пункта и командования.
     Вооружение батальона состояло из 2-х противотанковых ружей, 3-х станковых пулемётов, противотанковых и ручных осколочных гранат, бутылок с зажигательной смесью и винтовок (не густо !! Прим. ИМЗ). На правом фланге рубежа, ближе к шоссе была расположена 1-я рота капитана Устинова А.А., на левом фланге, ближе к реке 2-я рота старшего лейтенанта Ермишкина К.И. В центре была 3-я рота капитана Пахоменко Ф.В., и резерв из мелких подразделений батальона. Здесь же располагался и командный пункт батальона, где находился командир, главный инженер и начальник штаба. Весь опорный пункт батальона был тщательно замаскирован. Когда забрезжил рассвет, и на бреющем полёте прошли истребители противника, ощупывающие все складки местности, нас не обстреляли, видимо не заметили. За ними в сторону г. Изюм шли вражеские бомбардировщики и там стали слышны разрывы бомб.
     Около 7 часов утра на позицию батальона вышла мотопехота противника, головной бронетранспортёр бронебойщики сразу подожгли. Немцы остановились и отошли за холмы, откуда стали интенсивно вести огонь из миномётов. Завязался бой. Особенно донимал миномётный обстрел. Попытки противника обойти позиции батальона с флангов были пресечены выдвижением резервных подразделений. Когда к немцам подошли подкрепления, под напором превосходящих сил врага батальон начал отходить и переправляться через Сев. Донец на подручных средствах. В разгар боя комбат капитан Жандаров Н.Д. получил приказ комбрига, при отходе в последний момент взорвать шоссейный мост, связывающий г. Изюм с правым берегом в направлении д. Сухая Каменка. Выполнение этой задачи комбат возложил на старшего лейтенанта Ермишкина К.И., который верхом на лошади с ящиками взрывчатки выехал к мосту. По мосту сплошным потоком отходили войска Красной Армии. Старший лейтенант Ермишкин К.И., подготовив мост к взрыву, стал ожидать окончания отхода войск. После того, как все прошли, он проверил минирование моста, и увидев вдали врага взорвал мост, и возвратился в свою роту на левый берег Сев. Донца.
     Выполнив задание командования фронта по задержанию противника до окончания переправы через реку отходящих частей Красной Армии, батальон в суточном бою потерял до 25% личного состава, в том числе главного инженера батальона военинженера 3-го ранга Шаталина И.В. и старшего врача батальона военврача 3-го ранга Гадобу. Переправившись через реку на её восточный берег, батальон продолжал ещё двое суток удерживать оборону до подхода полевых частей Красной Армии.
     В Изюме батальон получил новое задание – эвакуировать паровозоремонтный завод из станции. Работы по эвакуации завода возглавлял новый главный инженер батальона воентехник 1-го ранга Пучков А.М.  Для выполнения этого задания, в Изюме был оставлен ограниченный состав батальона. Остальной личный состав с тылами и тяжёлой техникой заранее был направлен комбригом на новый участок техприкрытия ж.д. линии Валуйки – Старобельск – Штормово Северо-Донецкой ж.д.
     В Изюме для батальона было особенно важно вывести скопившиеся на заводе неисправные паровозы. Но участок ж.д. Изюм – Святогорская, по которому необходимо было вывозить локомотивы, проходил в непосредственной близости (2-2.5 км) от р. Сев. Донец, на западном берегу которой находился противник. Фашисты не допускали никакого движения поездов по ж.д. и обстреливали даже одиночные паровозы (днем вели огонь по дыму и пару над лесом, ночью по искрам из трубы паровоза и шуму).     Артиллерийским и миномётными обстрелами они часто разрушали рельсы, а также выводили из стоя мост ч/р Оскол на этой линии. Но выход был найден. Пользуясь тем, что ж.д. линия укрыта лесом, ночью, со специальным глушителем на дрезину «Пионер», вперёд отправилась команда путейцев под руководством воентехника 1-го ранга Гриценко М.Н. для проверки исправности и устранения повреждения пути. За ними во главе с главным инженером Пучковым А.М. следовал команда, сопровождавшая сплотку паровозов (один рабочий паровоз тащил несколько холодных локомотивов). При этом действующий паровоз сплотки, на дымовой трубе имел специальный колпак, который отводил дым, выхлопы паров и искры вниз к земле. Это делало незаметным для противника прохождение паровоза. Вот так, за несколько ночей  и были вывезены из Изюма все накопившиеся там паровозы, а затем и ценное оборудование завода.
     К этому времени обстановка в г. Изюм резко изменилась. Подразделения батальона оказались отрезанными от своих тылов. Командир батальона капитан Жандаров Н.Д. принял решение сделать заграждения станции Изюм и прилегающих перегонов вместе с ж.д. мостом ч/р Оскол, а затем пешим порядком выйти из окружении и направиться на новый участок техприкрытия Валуйки – Старобельск – Штормово. За трое суток, по бездорожью батальон покрыл расстояние более 100 км и вышел в район станции Лантратово, в д. Распасеевка, на линию Валуйки – Старобельск, где и разместился штаб батальона, тылы и техническая рота. Остальные подразделения батальона были выдвинуты на прикрытие всего ж.д. участка. Первая рота капитана Устинова А.А. прикрывала участок ст. Уразово – ст. Солидарный, вторая рота старшего лейтенанта Ермишкина К.И. ст. Солидарный – ст. Старобельск (искл.), третья рота капитана Приходько Ф.В. прикрывала станцию Старобельск и участок ст. Старобельск – ст. Штормово. Но недолго батальону пришлось прикрывать этот ж.д. участок. 30-го июня ударная группировка 6-й немецкой армии начала наступление из района Волчанска, на стыке 21-й и 28-й армий Юго-Западного фронта и к исходу 6 июля достигла района Каменки (35 км Юго-восточнее Острогожска). Чтобы не допустить окружения основных сил Юго-Западного фронта Ставка Верховного командования приказала отвести наши войска на новый рубеж.
     В ночь на 7 июля войска начали отход. 8 июля об этом стало известно противнику, и он организовал преследование отступающих частей Красной Армии. Начались интенсивные бомбардировки ж.д. станций. В один из таких массированных налётов на ст. Лантратово и ст. Распасеевка погиб командир 84 батальона капитан Жандаров Н.Д. Командование батальоном принял начальник штаба капитан Наумов.
      По указанию штаба бригады 1-я рота, штаб батальона с тяжёлой техникой и тылами убыли на новое место техприкрытия – Сталинградский ж.д. узел. Выполнение заградительных работ на старом участке было возложено на 3-ю роту, по участку ст. Уразово – ст. Катран (линия Валуйки – Старобельск), и на 2-ю роту ст. Катран – ст. Штормово при общем руководстве главного инженера батальона воентехника 1-го ранга Пучкова А.М. Несмотря на отход войск на восток, приказа на заграждение ж.д. участка Валуйки – Старобельск – Штормово батальон не получал. Ждать дальше приказа уже было не от кого и некогда, и батальон был вынужден начинать заградительные работы без приказа, наших полевых частей на этом участке уже не было. Время на выполнение заградительных работ оставалось в обрез. Для ускорения дела было решение сформировать две заградительные вертушки и вести работы одновременно с двух концов и встретиться в Старобельске. Каждая заградительная вертушка состояла из паровоза, пяти вагонов и двух платформ. В трёх вагонах жили локомотивные бригады и личный состав команды, в одном была кухня с продуктами, в двух размещались склады взрывчатых веществ и средств взрывания, на платформах лежали заготовленные путеразрушители типа «Червяк». На участке роты капитана Приходько ответственным за выполнение работ был начальник заградительных работ старший инженер воентехник 1-го ранга Гриценко М.Н. На участке роты Ермишкина под руководством инженера батальона воентехника 2-го ранга Штильмана.
     Заградительные работы велись в очень сложной обстановке, к 11 июля войска Красной Армии отошли на линию Старобельск – Ворошилов – Красный луч, но организовать оборону, особенно на своём правом фланге, не успели. Поэтому 40-й танковый и 8-й армейские корпуса 6-й армии немцев к исходу 11 июля вышли на линию Боковская – Ново Александровский (восточнее Старобельска). И когда батальон вел заградительные работы, то, начиная от ст. Киян-Перевал, противник  следовал за заградительной вертушкой воентехника 1-го ранга Гриценко непрерывно. Особенно близко автомашины немцев подходили ночью с включенными фарами. Дважды противник пытался обойти и отрезать вертушку. Прекращая работы, команда вертушки принимала бой и оба раза выходила победителем, захватив у немцев мотоцикл и 4 велосипеда. Надо отметить, что, несмотря на близость противника, работы выполнялись в полном объёме. На станциях подрывались все технические сооружения и обустройства, водоснабжение и нефтебазы. Подрывались стрелочные переводы и рельсовый путь станций. Снималось оборудование автоблокировки и связи. На перегонах подрывались столбы связи и устройства автоблокировки. Верхнее строение пути разрушались «Червяком», а рельсы подрывались отдельной командой. Первое время «Червяк» часто выскакивал из оси пути, и это вносило нервозность в работу команды, так как требовало остановки летучки и заправки путеразрушителя на глазах у противника. Но после того, как была выслана вперед специальная команда для разборки переездов и контррельсов на малых мостах, «Червяк» стал работать хорошо. На участке роты Ермишкина, по его предложению, столбы линий связи и устройства автоблокировки не подрывали, а ломали паровозом летучки, прикрепив к крюку последней платформы провода связи.
     Выполнив заградительные работы, обе вертушки встретились на ст. Старобельск, где и были подорваны. После заграждения ст. Старобельск, роты двинулись на Сталинград пешим порядком и попутными поездами. Команда техчасти батальона, во главе с главным инженером батальона двинулась на Сталинград автомашиной. Этот переход для личного состава батальона был очень тяжёлым и изнурительным, особенно первые дни пока они не перешли ж.д. Лиски – Миллерово и не оторвались от преследования противника. Команда техчасти батальона к Дону вышла в районе Калача-на-Дону. Здесь же переправилась через реку Дон. Переправа также была исключительно сложной, авиация немцев интенсивно бомбила все переправы через Дон и днём и ночью.

2. 84 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон на техническом прикрытии Сталинградского ж.д. узла и обороне г. Сталинграда.

     В Сталинград все подразделения 84 батальона прибывали в разное время. Соединившись со штабом, тылом и подразделениями батальона инженеры техчасти узнали, что на их батальон возложена исключительно важная задача – техприкрытие всего Сталинградского ж.д. узла с его внешним ж.д. кольцом и узловыми станциями Гумрак, Воропоново, Садовая, Разгуляевка, Сталинград -1, Сталинград -2. А также внутреннее кольцо со станциями Ельшанка, Сталинград-порт, выход на Тракторный завод до ст. Причальная.
     До прибытия в Сталинград 84 батальона на город и ж.д. узел ещё не было ни одного налёта вражеской авиации. Поэтому инженеры батальона с командирами подразделений спешили в этих спокойных условиях изучить огромный ж.д. узел, распределить участки и расставить свои подразделения.      
     Так как вторая рота старшего лейтенанта Ермишкина, используя попутные поезда, прибыла в город ранее штаба батальона, и по указанию Начальника УВВР-3 полковника Кабанова П.А. разместилась на участке ст. Ельшанка – ст. Бекетовская, то ей и было поручено техприкрытие 20 км ст. Ельшанка – ст. Сарепта (вкл.). Ей же поручили строительство причалов по берегу р. Волга в Сарептовском заливе, а также удлинение ж.д. ветки Сарепта – Затон. Первая рота капитана Устинова была поставлена на техприкрытие центра Сталинградского ж.д. узла со станциями Садовая, Сталинград-порт, Сталинград-1, Сталинград-2, Банный, Тракторный завод, Причальная с перегонами между этими станциями. Третья рота капитана Приходько была поставлена на техприкрытие ж.д. станций Гумрак, Воропоново, Разгуляевка и прилегающих к ним перегонов. В эти же дни в Сталинград прибыл вновь назначенный командир 84-го оспждб майор Шеин Петр Максимович. Ознакомившись с обстановкой и задачами батальона он отдал распоряжение по батальону, в котором обязал:
1. Начальнику штаба майору Наумову и заместителю по тылу интенданту 2-го ранга выехать из Сталинграда со складами, тяжёлой техникой и легкоранеными на левый берег Волги и разместиться в районе совхоза им. Фрунзе, откуда обеспечивать личный состав батальона всем необходимым.
2. Для оперативного руководства техприкрытием ж.д. узла оставить в Сталинграде оперативную группу в составе техчасти, представителей штаба и других служб батальона во главе с главным инженером.
3. В связи с нахождением главного инженера батальона военинженера 3-го ранга Пучкова А.М. в госпитале, назначить ВРИО главного инженера старшего инженера батальона военинженера 3-го ранга Гриценко М.Н.
4. Оперативную группу батальона разместить в районе ст. Ельшанка, где имеется хорошая ж.д. связь со всеми станциями Сталинградского узла, с КП Юго-Восточной ж.д., со штабом батальона держать связь катерами.
Напряжённость работы Сталинградского ж.д. узла возрастала из дня на день. Через него, непрерывным потоком шли поезда с воинскими грузами в районы станций Котлубань, Донская, Абганерово, Чир и др. В это время начали выгружаться из вагонов войска 64 Армии: 112 дивизия выгружалась на ст. Котлубань, Качалино и Филоново; 214 дивизия на ст. Донская, Музга (скорее Кривомузгинская Прим. ИМЗ) и Рычков; 29 дивизия на ст. Жутово, остальные на берегу Волги. Для усиления перевозочной работы узла, обеспечения эвакуации населения и предприятий города в тыл страны, а также для вывоза из Сталинграда около 500 тыс. тонн имевшегося хлеба, в город прибыл Заместитель НКПС Багаев С.И. с оперативной группой специалистов. В его задачу входило и руководство рядом участков ж.д., которые были отрезаны противником от своих Управлений дорог. По распоряжению Багаева С.И. на узловые станции: Ельшанка, Бекетовская, Причальная, Кривомузгинская, Донская, Котлубань и другие были направлены члены оперативной группы с задачей форсировать строительство дополнительных путей на 9-ти станциях и 20-ти разъездах. На город 9 июля был сделан первый налёт вражеской авиации в Кировском районе города. Было ранено несколько женщин в Бекетовской.
13 июля в Сталинград прибыл штаб и Военный Совет Сталинградского фронта. Сталинград стал прифронтовым городом. Ставка Верховного Командования потребовала тщательной подготовки города к обороне, для чего необходимо было соорудить вокруг города три оборонительных обвода:
1. Внешний обвод протяжением 500 км проходил севернее Сталинграда у Горной Пролейки по рекам Бердия, Иловля, Дон до устья реки Мышеловка, далее по ней, затем по линии Васильевка – Плодовитое и упиралась в Волгу у Райгорода. Внешний оборонительный обвод пересекал на дальних подступах все 4 ж.д. подхода к Сталинграду.
2. Средний оборонительный обвод протяжением 150 км проходил Пичугу – Гавриловку до Красноармейска. Он пересекал 3 ж.д. выхода и охватывал все узловые станции Сталинградского узла.
3. Внутренний обвод проходил через Орловку – Песчанку до Красноармейска и прикрывал только малое ж.д. кольцо Сталинграда.
     Кроме этого Военным Советом фронта было принято решение сделать и 4-й оборонительный обвод по окраинам Сталинграда. Началом Сталинградской битвы принято считать вторую половину июля 1942 г., когда передовые отряды 62-й и 64-й Армий вошли в соприкосновение с противником.
     К 17 июля фашистам удалось прорваться в районе излучины Дона и перерезать ж.д. Сталинград - Лихая, а к концу месяца заняли ст. Ремонтная, линии Сталинград – Тихорецкая, отрезав город от юга страны.
     Заместитель НКПС Багаев С.И., на командном пункте Начальника дороги, который размещался в районе депо, в специальном бункере, расположенным под разрушенным зданием по Саратовской улице, провёл ряд совещаний, на которых присутствовали: начальник дороги Воеводский В.М., начальник Сталинградского отделения Татюк А.А., начальник службы эксплуатации Зеденый, начальник ВОСО фронта генерал Коршунов А.А., представители НКПС, командир 84 батальона майор Шеин и другие. Военинженер 3-го ранга Гриценко М.Н., как начальник оперативной группы батальона, докладывал об организации техприкрытия узла, о строительстве причалов на Волге, дополнительных путей на станциях и разъездах, а также о положении дел с восстановлением разрушенных перегонов и станций. Багаев С.И. обратил внимание всех присутствующих на особую важность работы узловых станций, где скопилось большое количество подвижного состава. Он требовал принять неотлагательные меры по рассредоточению подвижного состава со станций. 
     В эти дни фашистские войска усилили наступление на внешний оборонительный обвод. 6 августа немецкая мотопехота с 70 танками прорвала внешний обвод на юге и овладела разъездом 74 км. Но к 9 августа 64 Армия, в результате контрнаступления, восстановила оборону на участке ст. Абганерово – ст. Тингута. Чтобы нарушить ж.д. подвоз оборонявшимся войскам, противник усилил бомбардировку ж.д. станций узла. Налёты авиации противника следовали один за другим. 8 августа особенно жестокому разрушению подверглась станция Сарепта. 17 самолётов Хейнкель 111 группами заходили на бомбёжку забитой составами станции, где находились более 1000 вагонов различных грузов, в том числе 500 вагонов с боеприпасами, 280 вагонов с орудиями и другой военной техникой. Самолёты подожгли ж.д. составы, лесосклад и лесобазу в районе Сарепты. Стоявшая в затоне баржа с боеприпасами взорвалась. На станции личный состав 2-й роты батальона, во главе с командиром роты ст. л-том Ермишкиным, командирами взводов ст. л-том Науменко и ст. л-том Косяк начали расцеплять и растаскивать горящие составы. В роте нашлись солдаты, которые до войны работали на локомотивах. Они залезли в брошенные паровозы и выводили на перегон составы целиком, по частям и даже по несколько вагонов или цистерн. Целые составы выводили на перегон в сторону Котельниково, в тупик на ст. Шпалопропитка и в затон. С восточной горловины станции Сарепта эшелоны выводили на перегон в сторону ст. Бекетовская и различные тупики. Сержант Покаташкин и рядовой Печёнкин, рискуя жизнью, первыми подали пример открывать люки горящих цистерн и по их примеру другие солдаты взбирались на горящие цистерны, открывали крышки люков, тем самым, предотвращая их взрыв. Удалось спасти более 300 вагонов, более 20 цистерн с горючим и 13 паровозов. Только к вечеру погасло зарево над Сарептой. Не успели завершить восстановление этой станции, а 9 августа вновь налёт авиации, теперь на участке роты капитана Приходько на ст. Воропоново, где было выведено их строя 13 станционных путей забитых подвижным составом. Но к счастью, обошлось без больших пожаров, и станцию быстро восстановили. Затем на участке капитана Приходько бомбардировке подверглась ст. Гумрак, где было выведено из строя 10 путей.
     В эти дни непрекращающихся бомбардировок бойцы и командиры батальона, неся значительные потери, день и ночь растаскивали горящие составы, спасали боеприпасы и горючее, стремились быстрее расчистить и восстановить ж.д. пути станций, дать проход воинским эшелонам через узлы. Особенно дружно это было организовано во 2-й роте ст. л-та Ермишкина К.И. и в 3-й роте капитана Приходько Ф.В., которые спасли сотни вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим. Но, несмотря на столь ожесточённые бомбардировки вражеской авиации, восстановление движения поездов через эти станции батальон обеспечивал быстро и оперативно.
     На второй день после бомбёжки, как правило, давался сквозной проезд поездов, а затем уже наращивалось количество восстановленных станционных путей. Даже огромная станция Сарепта, на протяжении более 1.5 км заваленная изуродованным и обгоревшим подвижным составом, к исходу следующего дня, как в глубокой выемке среди многоярусного нагромождения металла, имела сквозной проезд по станции.
     Сталинградский ж.д. узел продолжал действовать. 12 августа Военный Совет фронта поставил задачу перед Сталинградской партийной организацией в течении 7-10 дней удвоить выпуск танков на заводах города. Основным источником такого увеличения должен быть сбор подбитых танков на поле боя и доставка их в ремонт на заводы города. Чтобы выполнить важное требование фронта, необходимо было обеспечить непрерывную работу Сталинградского ж.д. узла. Эту задачу и поставил перед батальоном зам. Командующего фронтом по тылу генерал Анисимов Н.П., который вызвал начальника оперативной группы Гриценко М.Н. на КП фронта, размещавшийся тогда в глубоком овраге, в районе реки Царица. Контроль за выполнением этого задания, он возложил на Начальника ВОСО фронта генерала Рассолова К.А., который потребовал выделить на КП фронта офицера связи от батальона.
     Для обеспечения бесперебойной работы основных ж.д. выходов к передовым позициям, и особенно на Тракторный и другие заводы города, весь личный состав, имевшийся в распоряжении оперативной группы, был размещён вдоль этих ж.д. линий, в непосредственной близости. За ротами, взводами и отделениями были закреплены участки пути и сооружений. Каждый солдат, сержант и офицер располагался со своим инструментом, оружием и обмундированием  в индивидуальном окопе полного профиля, в откосе насыпи, или же в непосредственной близости к ж.д. пути. Если путь или только рельс разрушался снарядом, миной или авиабомбой, каждый командир на своем участке немедленно устранял повреждение, а если надо – запрашивал помощь. В оперативную группу шли регулярные доклады о состоянии пути днем и ночью. На основе этих докладов оперативная группа всегда знала состояние пути и разрешала или задерживала продвижение эшелонов. Это значительно подняло живучесть техприкрытия ж.д. линий, хотя и на много усложняло работу старшин рот и всех хозяйственников батальона. Но зато выпуск танков на заводах города уже с середины августа удвоился. Например, 64 Армия стала ежесуточно получать роту танков.
     С 17 августа фашистские войска повели упорные бои за расширение захваченного ими плацдарма в районе Вертячего. Сосредоточив там крупные силы 6-й армии, стремясь ошеломить Советских воинов, дезорганизовать управление войсками, потопить Сталинград в крови и тем самым облегчить и ускорить захват города. Во второй половине дня 23 августа враг обрушил на город мощный удар своей авиации. Налёт сотен бомбардировщиков продолжался до самой ночи. В результате этих ударов с земли и воздуха к исходу дня противник прорвался к Волге в районе Латошино – Рынок, тем самым перерезал на участке Сталинград – Иловля, единственное оставшееся ж.д. направление, снабжавшее город.
     Советские войска оказались рассечёнными на две части. 84-й батальон был отрезан от Управления 27-й ж.д. бригады.
     Стремясь закрепить достигнутый успех,  и расширить свой выход к Волге, противник продолжал массированные налёты своей авиации на Сталинград. В течении суток они совершили около 2 тысяч самолетовылетов. Бомбардировка велась несколько суток подряд на уничтожение. Самолёты не искали объектов бомбардировки, не пикировали на цель, а поэшелонно, по квадратам своих карт вываливали смертоносный груз на городские кварталы. И даже после этого, как возникали массовые пожары, и город заволокло сплошной пеленой дыма, немцы продолжали методично уничтожать город. Ночью Сталинград представлял собой гигантский костёр, зарево которого было видно на много километров. Казалось, что там уже не может быть ничего живого. Но Сталинград не пал, он продолжал упорно сопротивляться. Эта бомбардировка привела к большим потерям и в нашем батальоне, хотя рассредоточение личного состава вдоль ж.д. сохранило много жизней. Сильно пострадали КП подразделений, и их пришлось перевести в водопропускные трубы под ж.д. насыпями. КП оперативной группы тоже перешёл в трубу под высокой насыпью.
     Для работы двух бронепоездов хорошо вооружённых артиллерией, на юго-западном направлении, Командующий 57-й Армии генерал Толбухин Ф.И. потребовал немедленного восстановления ж.д. участка ст. Сарепта – ст. Жутово, протяжением более 100 км. Для этого он выделил командиру 2-й роты ст. л-ту Ермишкину два пехотных полка, с привлечением местных железнодорожников, в течении двух суток это боевое задание было выполнено. Бронепоезда немедленно вышли громить позиции врага. После этого, чтобы затруднить продвижение танков противника по шоссе, которое проходит параллельно Волге, он потребовал от 2-й роты срочно уложить специальный ж.д. тупик от ст. Бекетовская, через шоссейную дорогу до подножья горы. Затем на этот тупик были выведены несколько сот ж.д. вагонов порожняка, скопившегося на станциях узла, сцепленных между собой винтовой стяжкой. В голове и хвосте этого сплошного ж.д. состава были подорваны по два паровоза, получилась сплошная противотанковая преграда. Такая же преграда была сделана на ж.д. участке ст. Сарепта – ст. Тингута. Как показали бои, такое противотанковое заграждение полностью себя оправдало, танки сходу пройти их не могли, требовалось много времени для расцепления и растаскивания вагонов.
     26 августа Военный Совет фронта объявил Сталинград на осадном положении. А через несколько дней Сталинград, как крупный ж.д. узел прекратил своё существование. Теперь для 84-го ж.д. батальона основной задачей стало техприкрытие малого ж.д. кольца со станциями Ельшанка, Сталинград-порт, Сталинград-1, Сталинград-2 и выход на Тракторный и другие заводы города, а также оборона острова Голодного на Волге, расположенного против ст. Ельшанка. Батальон продолжал обеспечивать подачу танков в ремонт и вывоз готовых в войска. Организация техприкрытия ж.д. участков распределилась следующим образом -  3-я рота капитана Приходько была сосредоточена на малом ж.д.кольце, усилена частью 1-й роты (основная часть 1-й роты убыла на переформирование). КП 3-й роты находилось в районе ст. Сталинград-1 и разместилось в КП Управления Сталинградской ж.д. в локомотивном депо по Саратовской улице. Батальон продолжал успешно обеспечивать движение по малому кольцу. Вторая рота ст. л-та Ермишкина К.И. была снята с техприкрытия ж.д. участка Ельшанка – Сарепта, и после пополнения личным составом и довооружения была направлена в помощь 92-й механизированной бригаде для занятия обороны на острове Голодном.
     В конце августа Начальник тыла фронта генерал Анисимов дал срочное задание лично командиру 3-й роты капитану Приходько Ф.В. о немедленном вывозе со ст. Разгуляевка в районе речного порта 5-ти цистерн со спиртом, который очень был нужен фронту. Начальник тыла предупредил Приходько, что на ст. Разгуляевка уже были замечены немецкие разведчики, и надо быть предельно внимательным. Подобрав надёжных командиров и бойцов, на бронеплощадке с бронепаровозом, в полночь, капитан Приходько осторожно подъехал к входному семафору станции. Взяв группу солдат во главе со старшиной Емелиным и сержантом Гуськовым, они направились к тупику, где стояли цистерны. Убедившись, что на станции нет ни немцев, ни наших, он дал команду машинисту бронепаровоза, тихо подъезжать к цистернам, и прицепив их двигаться в обратный путь. Услышав шум и лязг локомотива, немцы открыли сильный артиллерийский и миномётный огонь. Один из снарядов попал в переднюю тележку хвостовой цистерны, и она накренилась на одну сторону. От взрыва снаряда вторая от хвоста цистерна сошла с рельс. Пришлось отцепить две цистерны и поджечь их. Остальные три цистерны со спиртом были доставлены на ст. Сталинград-порт. За эту операцию генерал Анисимов объявил благодарность капитану Приходько и всей его команде. Мы понесли потери – один убитый и двое раненых.
     Заводы города, в невероятно тяжёлых условиях продолжали выполнять заказы фронта по выпуску и ремонту танков. Кроме перевозки танков по малому кольцу, необходимо было регулярно подавать зерно с элеватора на мельницу №4, с консервного завода и городского холодильника вывозить имеющуюся там продукцию и выполнять много других перевозок, таких как военное имущество со станций - Садовая, Воропоново, Сталинград-1 и 2. Малое ж.д. кольцо работало с очень большой нагрузкой.
     Но обстановка в Сталинграде всё ухудшалась. Усилились танковые атаки, поддержанные авиацией, противник 31 августа преодолел средний оборонительный обвод севернее Гавриловки. Советские войска к исходу 2 сентября были вынуждены отойти на внутренний оборонительный обвод. 5 сентября противник захватил ст. Воропоново, а на участке 20-й мотострелковой бригады, которая закрепилась на Дар-Горе, оборона была уже в непосредственной близости от ж.д. ст. Сталинград-1 и Госэлеватора. В этих условиях эксплуатация малого ж.д. кольца стала невозможной. Поэтому, 3 сентября на КП оперативной группы батальона прибыл офицер тыла фронта с приказанием: снять 84-й ж.д. батальон с техприкрытия кольца и направить его в оперативное подчинение Начальника Сталинградского гарнизона – командира 10-й дивизии НКВД полковника Сараева А.А. для использования в обороне города. 84-й отдельный строительно-путевой ж.д. батальон прекратил своё существование как железнодорожная часть. Полковник Сараев А.А. приказал батальону, до прихода полевых частей, занять оборону в трёх опорных пунктах города: от Волги по рубежу р. Царица до ж.д. моста включительно, затем Астраханский городской мост ч/р Парицу, площадь Павших борцов революции и Госэлеватор. Так как из вооружения батальон располагал в основном винтовками и несколькими пулемётами, командир дивизии выдал 6 противотанковых ружей, 6 станковых и ручных пулемётов, противотанковые и осколочные гранаты и около 200 ППШ. Получив такое солидное вооружение, батальон в составе 2-х неполных рот принял оборону в указанных опорных пунктах города. На острове Голодном в обороне стояла 2-я рота ст. л-та Ермишкина, 3-я рота капитана Приходько заняла опорные пункты у Астраханского моста и площади Павших борцов революции. Подразделения батальона немедленно приступили к оборудованию рубежей обороны и минированию подходов на наиболее опасных направлениях.
     С 13 сентября в Сталинграде бои начались непосредственно за город. Во второй половине дня 14 сентября немецкие войска, наступавшие через Мамаев курган, вышли к вокзалу Сталиград-1, а в районе Купоросное они вышли и к Волге. Наступили особенно горячие дни для опорных пунктов 84-го ж.д. батальона.
     Первым принял бой взвод лейтенанта Шпанюк, который оборонял ж.д. мост ч/р Царица и оперативно подчинялся командиру пехотной части занимавшей оборону западнее моста. Взвод лейтенанта дрался храбро и до конца выполнил свой воинский долг. Только несколько человек раненых бойцов этого взвода возвратились в расположение роты. Остальные вместе с лейтенантом Шпанюк пали смертью храбрых. Через день и в районе Астраханского городского моста появилась разведка немцев на трёх бронетранспортёрах, один из которых тут же подорвался на нашей мине, а другой был подбит из нашего ПТРа. В этом бою отличились старшина Куриленко и ефрейтор Придчин, которые,  подбив бронетранспортёр, пулемётным огнём уничтожили всех фашистов из бронемашины. Противник, почувствовав упорное сопротивление оборонявших опорные пункты на площади, усилил ариллерийско-миномётный обстрел и авиационную обработку позиций роты, в результате чего потери личного состава продолжали расти.
     Много жарких схваток выдержали бойцы и командиры роты, многих потеряли, но с поставленной задачей справились. Не хуже обстрелянных полевых частей громили они фашистов. Во второй половине сентября изрядно потрёпанные подразделения батальона были заменены подошедшими полевыми частями дивизии, специально переправившимися с левого берега Волги. После выполнения всех формальностей по смене частей на передовых позициях, 3-я рота капитана Приходько, с половинным составом роты, а также ряд мелких подразделений батальона, сосредоточились в районе 1-й переправы на берегу Волги. Отсюда их должны вывезти в район Красной Слободы, где находился штаб батальона.
     В Сталинграде батальон навечно оставил верных сынов нашей Родины: политрука Савлюка К.И., командиров взводов старшего лейтенанта Стацюкова Е.М., лейтенанта Шпанюка, лейтенанта Киселёва Н.Н., младшего лейтенанта Ямова Н.И.; старшин и сержантов Емелина, Куриленко, Долбню, Гуськова, Андрющенко, Милованова, Травкина, Зыбенко, Бушуева, Самобеева; ефрейторов и рядовых - парторга роты Некрасова, Придчина, Сутягина, Яблокова, Крюкова, Харламкина, Харданова, Морозова и много других славных воинов железнодорожных войск.
     Личный состав 3-й роты, отдохнув несколько дней в тыловых условиях, и получив некоторое пополнение своих рядов, получил новую боевую задачу – принять от 2-й роты капитана Ермишкина оборону острова Голодный и северную часть острова Сарпинский. В начале третьей декады сентября рота капитана Приходько переправилась с левого берега катерами на оба острова и поступила в оперативное подчинение начальника 77 укрепрайона, а 2-я рота капитана Ермишкина была отведена в тыл для пополнения.
     В этих необычных, после Сталинграда условиях военинженер 3-го ранга Гриценко М.Н., в качестве ВРИО начальника оперативной группы батальона пробыл до октябрьских заморозков. И когда по Волге пошла шуга, в одну из темных ночей, за ним на катере прибыл командир батальона майор Шеин П.М.  С ним приехал  и возвратившийся из госпиталя главный инженер батальона военинженер 3-го ранга Пучков А.М. Старые боевые друзья Гриценко и Пучков, давно не видевшиеся, крепко обнялись. Комбат поблагодарил Гриценко за успешное руководство оперативной группой и поздравил Гриценко с назначением на должность главного инженера 15-го отдельного мостового ж.д. батальона 27-й ж.д. бригады, вручив ему копию приказа комбрига. Давняя мечта мостовика Гриценко сбылась. Руководство оперативной группы принял Пучков. Распрощавшись с боевыми друзьями, с которыми были пережиты самые тяжёлые дни Сталинградской эпопеи, Гриценко впервые покидал их, уезжая на новое место службы. Наше возвращение на левый берег Волги было с небольшим происшествием. Противник, находясь в трёхстах метрах, реагировал на любой шум, на реке и островах. И когда в темноте заработал мотор нашего катера, и он стал удаляться от острова, немцы, осветив ракетами водную гладь, стали обстреливать из миномётов. Мины стали ложиться то слева, то справа от катера, комбат майор Шеин П.М. занервничал. Стал командовать солдатом-мотористом, дёргая катер вправо и влево. И тут наш катер сел на мель. Температура воздуха уже была около -0 градусов, по реке шел лёд. Пришлось Гриценко под обстрелом мин перебираться в ледяную воду и толкать катер с мели. Хорошо, что в катере был старшина Лукьянчук, крепкий мужчина, который выскочил за борт и мы вдвоём стащили катер с мели. Обрадовавшись, моторист как вихрь помчался к восточному берегу Волги, где в районе Красной Слободы располагался штаб 84 батальона.
     В конце октября и 3-я рота с оперативной группой батальона завершила свою задачу по обороне островов, передала свой участок 77-му укрепрайону и переправилась катерами на левый берег, прибыв в район ж.д. разъезда Петрушино, где к этому времени располагался штаб 84 отдельного строительно-путевого ж.д. батальона.


Ветеран Великой Отечественной войны, Заслуженный строитель РСФСР, Почетный транспортный строитель СССР, полковник-инженер Гриценко М.Н.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ.
В. Петропавловский. Январь 2023 г.