Труженик электродвигатель, статья 23

Иван Варгатый
Цок-цок-цок! Цок-цок-цок... Цок-цок-цок! Цок-цок-цок... Потряхивает. В лобовом стекле бегут в треугольном луче прожектора две засыпанных снегом широких колеи, а пониже бегут ещё четыре, но маленьких и почему-то вверх ногами — это играют с лучами света лежащие на пульте очки машиниста.

В каждой колее тянутся две пары чёрных дорожек, словно днём здесь без устали ходят люди — одни в уральскую столицу, другие назад. Но нет, снег прожжён чёрной жижей, эти четыре дорожки между рельсов — слёзы уставших электровозов, следы капельной течи из редукторов и МОПов, моторно-осевых подшипников. Изредка каплю трансмиссионного из редуктора роняла и наша «двойка».

Эти две колеи — Транссиб, главная железная дорога страны. Встречный нечётный путь — уже бесстыковой, называемый иногда бархатным, а наш чётный пока лежит на деревянных шпалах и выбивает из колёс электровоза уходящую в прошлое мелодию. Цок-цок-цок! Цок-цок-цок...

Уходит в прошлое и стыковой путь, уходят и электровозы. Поездов стало меньше — кто-то из пассажиров пересел на шинокопытный транспорт, кому-то не к кому, незачем или не за что ехать, а из Коломны уже наступает смена — огромные и громкие ЭП2К, вот старые Шкоды и уходят в порезку. Первыми уйдут те, на одной из которых мы сейчас едем — Skoda 34E, поставленная в СССР ещё при Никит Сергеиче и получившая серию ЧС2.

За окном мелькнул зелёный светофор с сержантским погоном, вот-вот из-за кривой покажутся разноцветные огни светофоров Грязновской... Спуск в яму при озере Кукуян раскатил поезд — неспешный перестук трёхосных тележек теперь больше походил на экономные, в три патрона, очереди из пулемёта. Всё по расчёту машиниста, пора выхватывать! По ушам ударили два плотоядных укуса защёлок контроллера, перед глазами вспыхнула красная лампа «R», под полом завыло.

В несколько приёмов Анатолий Михайлович завернул штурвал на 20-ю позицию, лампа погасла, электровоз облегчённо выдохнул — «ш-ш-ш...» Но расслабляться рано. Ещё одно мановение штурвала, стрелка массивного — такие же стоят на подлодках — амперметра упала было на ноль, но тут же прыгнула дальше, чем была, и редукторы завыли ещё громче.

На миг повиснув в воздухе, двигатели перешли на сериес-параллельное соединение, на котором поезд можно разогнать до 120 километров в час. Но сейчас мы разгоняться так не будем — надо просто «перепрыгнуть через кочку».
 — Идеальную машину чехи сделали... У семёрок уже вся ходовая разбита, запчасти брать негде, а двойки держатся.

Итак, что это был за выдох и почему двигатели повисли в воздухе? Полная версия статьи — на Дзен-канале Vivan755 по адресу Общее оглавление канала — Оглавление цикла «ТЭД» — 23:
https://dzen.ru/vivan755