Гена, ты не прав!

Сергей Рубанкин
У Геннадия Полубесова  (ГП) опубликована в разделе публицистика работа «Кирилл, ты не прав!» (http://proza.ru/2010/06/05/186). Я собирался написать на неё отзыв, но понял, что он получается слишком громоздким и решил его оформить в форме открытого ответа.
Геннадий – атеист. Атеисты всякие бывают. Есть спокойные атеисты, которые не стучат себя в грудь и не афишируют свой атеизм (точно такие же и верующие есть). А есть такие, которые постоянно сравнивают себя с верующими, они досконально изучили Библию, Святое Евангелие, внимательно следят за выступлениями нашего Патриарха, и пытаются доказать, что они не хуже верующих, если не лучше.

ГП относится к активным атеистам, и он уверен, что верующие не любят атеистов.

В своей работе ГП разбирает «Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на мемориальном лесном кладбище в урочище Сандармох» (https://www.sedmitza.ru/text/1210193.html).

Я попытался понять и разобраться в чём утверждения ГП и Патриарха не противоречат друг другу и где утверждения ГП о «Слове Патриарха»  расходятся со смыслом утверждений, высказанных Патриархом.

Для понимания дальнейшего желательно прочитать и работу ГП, и «Слово Святейшего Патриарха».

Начать я хотел бы с напоминания о некоторых законах логических утверждений, в математике называемых теоремами (прямая, обратная, противоположная и противоположная обратной). Это нам поможет разобраться в принципиальных моментах аргументации и утверждений автора.
 
Пусть есть два утверждения A и B. Между ними возможны следующие отношения.
 
1. Прямое утверждение: Если верно A то верно и B,  кратко A -> B
2. Обратное утверждение: Если верно B то верно и A,  кратко B -> A
3. Противоположное утверждение: Если НЕверно A то НЕверно и B,  кратко НЕA -> НЕB
4. Противоположное обратному утверждение: Если НЕверно B то НЕверно и A,  кратко НЕB -> НЕA.
Можно доказать, что утверждения 1 и 4 эквивалентны, как и 2 и 3.
В зависимости от содержания A и B не все утверждения могут быт верными.

Вот теперь мы готовы разбирать утверждения, высказанные ГП и Патриархом.

ГП: «Зачем Кирилл ссылается на авторитет Достоевского? Ведь ему и своего не занимать.
И вот уже он утверждает, как нечто неоспоримое: "Когда человек отказывается от Бога - ему все дозволено."

Патриарх: «Когда человек отказывается от Бога - ему все дозволено. Это не мои слова - это слова великого Достоевского. Эти расстрельные ямы, эти расстрельные урочища являются величайшим памятником безбожию.»

Заметили разницу? Запомним и пойдём дальше.

Итак, есть два утверждения.

Прямое утверждение
1. Если (человек отказывается от Бога) то (ему все дозволено).

Тогда обратное утверждение будет следующим
2. Если (человеку все дозволено)  то (человек отказывается от Бога).

Так вот, первое из этих утверждений НЕ ВСЕГДА верно, и это подтверждает Патриарх: "Когда нам говорят, что неверующий человек может быть хорошим, мы соглашаемся с этим.»
То есть, атеист не обязательно человек без ограничений (которому всё дозволено). И видим, как пример такого человека – ГП.

Но второе (обратное) утверждение верно ВСЕГДА. И это находит подтверждение в словах Патриарха: "Эти расстрельные ямы, эти расстрельные урочища являются величайшим памятником безбожию.»
Иначе, если человек ни чем не сдерживается (всё дозволено), то он определённо не может быть верующим.
Или равноценное этому утверждение
3. Если (человек НЕ отказывается от Бога) то (ему НЕ всё дозволено), т.е.
Человек верующий не может совершить такое!

Далее, ГП "устраивает спектакль": «Мне непонятно, как может нравственный, образованный и умный человек принципиально не признавать за атеистами их способность к самопожертвованию и самоограничению, их право на свою долю истины и нравственности.»
Это он о Патриархе.

Если внимательно прочитаете «Слово Патриарха...», то не найдёте подтверждений приписываемых автором Патриарху мыслей о «принципиальном не признании за атеистами их способность к самопожертвованию и самоограничению, их право на свою долю истины и нравственности.»
Выше мы же уже убедились, что и среди атеистов есть хоршие люди, и ГП в их списках!
Вроде, и ГП и Патриарх тут едины во мнении, что и те и другие могут быть "хорошими".
Так о каком «принципиальном не признании за атеистами…» верующими говорит ГП?

ГП почему-то уверен, что православные священники не любят атеистов: «Прежде всего, я не возлагал надежды на то, чтобы высший православный чин возлюбил атеистов.»
На днях пришло печальное известие, что под Артёмовском погиб священник отец Дамаскин. Батюшка вытаскивал раненых с поля боя. Теперь уже не узнаешь, спрашивал ли он у раненых – боец верующий или атеист? Я уверен - не спрашивал.
Так что и "нелюбовь верующих" оставим на совести автора.

Приведу ещё один пример подтверждения верности «обратного утверждения».
По словам политического обозревателя Такера Карлсона из Fox News конгрессмен-демократ США Джейми Раскин заявил, что «Россия — это православная страна, исповедующая традиционные ценности. Именно поэтому она должна быть уничтожена, независимо от того, какую цену за это заплатят США». Не берусь утверждать, правда ли это его слова, но Раскин не опроверг заявление Карлсона.

Угадайте, верующий или неверующий конгрессмен-демократ США Джейми Раскин?

ГП обеспокоен судьбой атеистов в нашей стране, оказывается, они представляют исчезающее меньшинство: «Люди, берегите атеистов. Их так мало осталось.»
Люди - это атеисты + верующие. Почему не сказать прямо: Верующие, берегите атеистов.
Простите, а где верующие притесняют атеистов - в кино, театре, на телевидении, на рабочих местах, где?

И в заключение приведу слова Патриарха: «Мы молимся о том, чтобы никогда более на земле нашей не проливалась невинная кровь, чтобы брат не убивал брата, чтобы человек никогда не превращался в зверя, но чтобы созидалась мирная, братолюбивая атмосфера взаимного общения.» 

Давайте вместе, и верующие, и атеисты, создавать и поддерживать атмосферу взаимного общения, а не выдумывать и навязывать в обществе идею нового исключительного «меньшинства».

Геннадия обидеть не хотел, как человек он мне очень симпатичен. Его работу использовал как пример взглядов некоторых атеистов.

О себе: мы с женой были обычными советскими атеистами, не думавшими о религии, хотя крещёны были нашими бабушками. Наши дети крестились самостоятельно, уже в сознательном возрасте. Они и привели нас в храм. Через 30 лет после регистрации брака мы с женой венчались. Мой брат – атеист, поклонник работ Ричарда Докинза.