На тропах дармового богатства

Сёстры Рудик
      На золотодобычу идти решили без проводника. Светиков вполне за него сходил. С Гурдиным он неплохо обшарил места диких приисков. Авера тоже неплохо ориентировался в тайге после ходок туда с Энече. Сейчас с ними ещё была отличная карта местности и компас. Чарующий край бескрайних просторов снова обещал многое, если от души постараться.
      На следующий день, взяв с собой необходимое снаряжение, продукты и ружьё, дикари-золотоискатели договорились рюкзаки на ручьях прятать в укромные места, чтобы в случае налёта властей или ещё кого-то хватать лотки и бежать в укрытие. До тайги дошли быстро, и исчезли в её густом сумраке. От гнуса хорошо спасала мазь. Жуткой мошки не было только ночью. Вскоре показались горы. Их изумительно покрывали нетронутые косой травы и яркие цветы. Под ногами попадалось полно грибов, запахом которых полнился воздух и маняще лез в ноздри. Матово синела созревшая голубика.
- Эх, сейчас бы корзинку побольше! – пожалел Прошка, набрал горсть ягод и закинул себе в рот. За ним на голубику напали ребята.
      Наконец они взошли на большой косогор и осмотрелись.
- Тут, похоже, ещё никто не лазил, - удовлетворённо оглянулся Юрка по сторонам и указал вниз со склона: - Вон речка, туда и пойдём.
      По своей профессии Авера знал, что в основном золотые жилы пролегают у подножия гор и на дне рек. Эта каменистая речушка такой и должна была быть. Спустившись к ней, Авера сразу обнаружил кварцевые камни и обратился к друзьям:
- Так, слушайте сюда и запоминайте! Обычно трещины и выступы в потоке воды образуют для золота хорошие ловушки. На пути движения потока кремень удерживает возле себя золото. Оно потом и откладывается большими залежами на изгибах рек и косах. А ещё среди речных камней может попасться платина или иридий. Эти породы выглядят невзрачно, но в несколько раз дороже золота!
- Так, может быть, Гурдин и складывал себе в карман этот самый иридий и платину?! – молниеносно вспомнил Юрка, как напарник толкал себе в карман никак уж не золото.
- Да по любому так оно и было! – бросил Авера.
      А Кирсанов посоветовал:
- Но ты теперь плюнь на всё это, и лучше запоминай, что Команчук рассказывает.
      Команчук тем временем указал на кварцевые камни и стал объяснять:      
- Смотрите! Вот эти розовые и зелёные вкрапы на чёрном намытом камне говорят о присутствии золота, - и побродившись в воде, поднял камешек: - Вот такие гладкие камни тоже очень хороший признак золота.
- Пашка рассказывал, что вот такое красное тоже о золоте говорит, - тронул Светиков ногой камень с красноватым отливом.
      На это Авера сказал:
- Это, конечно, не золото, но отличный признак его присутствия здесь. А вот известь содержит золото и платину.
      Снова услышав про платину, Юрка присел и стал внимательно рассматривать породу. Прошка с огромным интересом оглядывался по всем сторонам и пока не чувствовал «порога» дармового богатства. А Команчук вытащил всё необходимое для пробы и стал показывать процесс реакции:
- Золотишко обнаруживаем вот так: в пипетку набираем йод и капаем на камень, - и, немного подождав, удовлетворённо показал: - О! Видите? Мгновенной реакцией проявляется зелень. Значит, золото есть. А если проява чёрно-зелёная, значит вообще отличное присутствие золота!
- Вот так, блин! А Гурдин свинья мне ничего подобного не рассказывал и не показывал! – подбросило Юрку.
- Размечтался стать конкурентом в таком деле, - хохотнул Прошка.
- Да и Гурдин, наверно, не геологоразведчик, – посмеялся Авера и стал рассказывать дальше: - Но я не жадный. Слушайте сюда и мотайте на ус. Кварц тоже зелёнку отлично показывает. В чёрной породе то же самое будет, а в горной одна фигня. Больше же всего золота там, где кварцевые пласты. Ветра и дожди разрушают породу и порождают золотые жилы. В небольших ручьях лёгкие камушки уносит течение, а весомые залегают на дне. Там и можно найти конкретные россыпи.
      Юрка сейчас же полез бродиться чуть не по локоть в ледяной воде, тщательно всматриваясь в каменистое дно. Не найдя ничего, он отряхнул руки и сказал:
- Фартово искать на заброшенных драгах. Там точно есть шансы не промахнуться впустую.
- На драги лезут все и их гоняют власти. Поэтому там не безопасно, - отозвался Прошка, всматриваясь в камни, и кивнул на Команчука: - Другое дело, если кому-то повезёт напороться на богатства на нетронутых местах, как говорит Авера. Я лично слышал, что чёрные старатели солидные жилы находят на перевалах.
      Тут Авера показал им крупное золото формы зерна и порадовал обоих:
- Не гонитесь за чёрными старателями! Смотрите! Мы пёрлись сюда не зря.
- Ух ты! – взял у него Юрка крупину, хорошенько рассмотрел её, и, мигом окрылившись, отдал золото Прошке и вытащил из рюкзака лоток: - Не зря на точняк! Надо приступать!
      Пока Кирсанов рассматривал золото, Светиков набросился на промывку породы с волчьей жадностью. Глядя на него в душе со смехом, Авера не спеша выкурил папиросу и только потом вытащил свой лоток. За ним вытащил лоток и Прошка. Юрка с грохотом тряс породу и говорил:
- Намоем побольше, а потом главное из тайги живыми выбраться. Мне ещё Матвей говорил, что на глухих тропах бандиты грабят. Могут убить.
- А как же без этого, – иронично кинул Прошка, нагребая в лоток породу и, тщательно всё полоща, рассудительно произнёс: - С этим делом, как и в старые прежние времена: одни становятся миллионерами, другие сгинут за крупицу.
      Кирсанов Авере нравился. Бесхитростный, открытый, не терпящий предательства и лгунов Прошка всегда восхищал его такими чертами характера. И Команчук напомнил Светикову, не обращаясь ни к кому:
- Ну Юра, по-моему, на себе убедился, что золото чаще оседает в карманах не у тех, кто махал кайлом и бродился в ледяных реках.
- С этой скотиной, Бог даст, встретиться, и я своё с него вытрясу! – тряхнуло Светикова.
- А он скажет, что не знает ни тебя, ни Гурдина. Вы же дикарями на него пахали, и золото отдали ему без свидетелей, - без подколок усмехнулся Кирсанов.
      Понимая, как он прав, Юрка помолчал и бросил:
- Но по зубам он всё равно у меня выхватит!
- Ладно, плюнь на него и настройся на настоящее дело, - посоветовал Кирсанов и напомнил: - В конце концов, ты на его развод влез добровольно.
- Добровольно сидят только блохи в клетке со львом! – огрызнулся Светиков и стал оправдываться: - Я рассчитывал на хорошие заработки, а меня обули, как дешёвый башмак! Так что, рассказывайте о питании толстым, а нищим о деньгах, но только не мне!
- Юрка, агрессия и грубость в человеке говорит о его неуверенности в себе, - мягко осадил его Прошка.
      Но Светиков распалился так, что набрал в грудь воздуха для нового разноса. Благо не успел громыхнуть ни одним словом.
- Хватит орать! - сдержанно одёрнул его Авера и предостерёг: - А то ещё медведей наведёшь на нас, или вообще власти объявятся.
- Понял - не маленький, - сразу сменил Юрка тон, но забубнил: - Главное, чтобы хоть здесь не пролететь с богатствами...
- Тяжёлая работа – делать и сомневаться, - беззлобно усмехнулся Прошка.
      Неприятный разговор прекратил ясный звон бубенца вдали. Как и договорились, мужики мигом сгребли лотки и ретировались за огромные валуны к рюкзакам. Через несколько минут, ведя за собой стадо, через речку пошёл вожак оленей. Чего их занесло в безлюдные места дикой тайги, было непонятно.
- Может быть, часть откололась от стада, когда на него напали волки? - предположил Прошка.
- Скорее всего, заблудились. Теперь хозяева их будут искать по следам, пока их не увели дикие олени, - вспомнил Авера об оленях разговоры Энече и посоветовал: - Но отсюда нам теперь лучше уйти в другое место. Мало ли кто возле этого стада нас засёк и затаился неподалёку. Сюда мы всегда вернёмся.
      Так они и сделали. Не показываясь из-за валуна, они обогнули его вприсядку за скалу и тихо смылись подальше в тайгу. Было преследование или нет, никто не услышал. Речка своим шумом заглушала все звуки. Команчук развернул карту местности и, недолго над ней поколдовав, мужики поняли, где находятся. На всякий случай Авера посоветовал, постучав пальцем в синюю извилинку:
- Идёмте ещё дальше… примерно сюда. Здесь должны быть известняки.
       И они тихо тронулись дальше, не удаляясь от шума речки. Она шумела, сверкая между деревьев. В других местах её вода переходила в пороги с небольшими водопадиками и неслась таким бешеным потоком, что запросто могла смять бурунами любого, вставшего на пути! Переходя же на мелководье, поток словно растворялся на камешках. Отчётливо слышалось птичье пение. Но оказалось, что здесь запросто можно столкнуться с хозяином тайги. Вовремя заметив отметины помёта и метки ободранной коры на стволах деревьев медвежьими когтями, тройка быстрее заспешила прочь из его владений.
      С медведями, однако, пришлось столкнуться неожиданно. Когда ребята уже решили спускаться вниз к ручью, увидели косолапую мамашу с медвежонком. Окунув в ручей нос, как свинья в лоханку, медведица пила воду с громким бульканьем пузырей. Вокруг неё прыгал махонький медвежонок, пытаясь забраться по её мохнатой ноге на обширный зад. Мамаша внезапно пошла от ручья, и он потешно скатился на берег да прямо в воду! Испуганно уркнув, малыш выскочил оттуда, как пробка, хорошенько встряхнулся, облизнул нос и пушистой рукавичкой на четырёх лапках во всю прыть кинулся за мамкой. Она шла в сторону болота.
      Ребята вслушались в шорохи. Мало ли медведи объявятся снова. Но время шло, никого не было, и Команчук сказал:
- Волков бояться – в лес не ходить. Пошлите, ещё пошакалим в ручье и уберёмся отсюда. Здесь везде известняк, и должно быть золото. Это для нас сейчас самое главное.
- Вот именно! – тут же полез из схрона Юрка.      
 
продолжение след.------------------------