Спорт и судьба

Виктор Савенков 3
Женщинам он нравился всегда. Я не знаю, чем их он привлекал, но знакомства с ними Николай  мог завести где угодно и когда угодно. Знакомясь, всегда старался взять телефон, а многие давали его сами, надеясь продлить знакомство с симпатичным спортсменом, который мог быстро и не назойливо вызвать к себе интерес противоположного пола.
  Среднего роста, с фигурой легкоатлета и завораживающей улыбкой, заставляли трепетать женские сердца и  он притягивал их как магнитом. Телефон он брал на всякий случай, но как правило, никогда у себя не хранил.

  Телефон в нашем общежитии был только у дежурного и позвать кого-то из комнаты мог кто-то проходивший мимо него. Но когда звонки женщин были очень назойливы  ребята просили не звать, если позвонит такая-то Маша или Даша, с которой уже всё "кончено". Это было в порядке вещей у молодых ребят, оказавшихся в "цветнике" московских красавиц. Правда в компании красавиц я редко видел своих друзей.
 
   Познакомившись с понравившейся  девушкой, ребята не торопились до свадьбы офишировать свои отношения. Но своих из комнаты приглашали всегда. Дежурный старшина всё понимал, молодые ребята, холостяки - они все хотят жениться на москвичке и остаться жить в Столице и посылал кого-то в указанную комнату. Собственный опыт ему подсказывал, что это реальный шанс устроить лимитчикам свою личную жизнь. Многие, женившись, уходили на гражданку, чтобы работать, учиться и не думать о защите кого-то.

  Раньше я никогда об этом не задумывался, хотя всегда было желание познакомиться с девушкой,- молодость,  возраст брали своё. Но в первые месяцы службы я думал совсем о другом. Для меня было важнее поступить учиться в юридический институт, заниматься спортом и испытывать жизнь во всей её красе, не размениваясь на случайные связи с женщинами, которые не думали о серьёзных отношениях. Первая попытка поступить в  институт закончилась неудачей. Сдав все вступительные экзамены ещё солдатом, я не добрал одного  балла. А поскольку преимуществом при поступлении я не пользовался, то по конкурсу я не прошёл.

  Неудача меня не огорчила, жизнь после армии только начиналась. Тогда я не думал, что наши дороги с Николаем пересекутся и многие годы мы будем участвовать в спортивных соревнованиях, защищая честь своего спортивного коллектива. А участвовать в соревнованиях, работая в органах, сотрудникам приходилось часто, в течении годы по нескольким видам спорта. Спорт в шестидесятых- семидесятых был всегда в почёте в силовых структурах. Мастерам спорта даже полагались доплаты к содержанию, которую они получали от спортивного общества.

  С Николаем я познакомился, когда утром выбежал на утреннюю пробежку. Спортивной формы не было, приходилось бегать в своей обычной одежде, которой у меня было не очень - то много, но желание поддерживать спортивную форму сохранялось постоянно. Моя спортивная жизнь до службы в армии, и в продолжении всей трёх годичной службы подсказывали, что слабому физически в системе МВД делать нечего. В этом я убеждался не однажды, когда служил все свои тридцать пять лет.

  Вскоре я стал выбегать утром вместе с Николаем на утреннюю физзарядку вместе. Увлечение спортом нас сблизило настолько, что мы часто летом  выходные дни проводили  в парке вместе.

  Свои природные данные Николай использовал при удобном случае, знакомясь с девушками при любом удобном случае. Меня всегда удивляло, что он почти никогда не получал отказа, когда просил у них телефон. Очевидно что-то было у него такое ,, что притягивало к нему девчат.
 
  В тот июльский вечер шестьдесят шестого года мы гуляли в парке Горького, любимого места отдыха москвичей. Своим первым знакомством с москвичкой, я был обязан Николаю. Я не имел опыта знакомств, Николай имел неплохой опыт. Встречных девчат он оценивал с чисто мужским интересом,- привлекательна ли на внешность, красивые ли у неё ноги.

Прохаживаясь по аллее парка, Николай не преминул оценить ножки впереди идущих нас двух девушек и парня в светлом костюме. Их оживлённый разговор свидетельствовал о хорошем настроении. Идущий рядом Николай бросил им комплимент - оружие, которым он владел мастерски, и вскоре мы уже шагали все вместе, как хорошие знакомые.

  Несколько приятных слов в женские уши и мы впятером весело шагали одной компанией. Расставались мы, имея на руках телефоны своих новых знакомых. Телефон своей знакомой Николай выбросил в первую попавшую на пути урну, я же пока сохранил, надеясь воспользоваться в очередной выходной. И хотя моя новая знакомая Валя не отличалась красотой, я полагал, что знакомство с ней , это лучше, чем ничего.

  Спустя месяц я позвонил своей знакомой. Первое свидание состоялось у станции метро "Добрынинская", потом прогулки по Москве, в парках. Поездка на Ленинские горы - всё вносили какое-то разнообразие в мою личную жизнь. Встречались мы довольно редко. Наше знакомство закончилось после того, как она заявила, что я ей не чета. Она москвичка и ей со мной не по пути. Меня это даже обрадовало. - Да, хрен с тобой, подумал я тогда. Ты единственная женщина в Москве? Меня больше волновала учёба, поскольку я уже учился на втором курсе  в заочной школе милиции, куда я сразу же поступил после неудачной сдачи экзаменов в ВУЗ, демобилизовавшись из Советской Армии.

  Спорт в милиции всегда бы в почёте и систематические соревнования по различным видам спорта только укрепляли наши отношения с Николаемм. Он был легкоатлетом, марафонцем  по убеждению. Тренироваться мог и зимой и летом с максимальными нагрузками. Длительные зимние ежедневные  пробежки по три и более километра сказались на моих результатах в лыжных соревнованиях.

   Результаты упали и мне пришлось сбавить физические нагрузки по утрам. Это дало свои результаты. Я быстро набирал спортивную форму. Первое место по прыжкам в высоту  на первенстве физ. коллективов первой группы, второе место на первенстве по борьбе самбо радовали меня. Тысяча девятьсот  шестьдесят седьмой год был для меня наиболее успешным в моей спортивной деятельности.

  Присвоение первоначального офицерского звания, женитьба - всё постепенно отдаляло меня от активного занятия спортом. От офицеров требовалась отдача и теперь спорт уходил на второй план. А участие в милицейском многоборье в качестве капитана команды, одновременно и участника, стали завершающим этапом моей спортивной деятельности в отделе по охране метрополитена. Однако это не убавило у меня дальнейшего интереса к спорту. Спорт стал необходимой потребностью на протяжении всей моей последующей службы.
 
 С Николаем мы стали встречаться значительно реже, поскольку он был участником только беговых видов спорта: лёгкой атлетики, кроссов. Участие в марафоне в Ставрополе закончилось для него новым знакомством с Тамарой, его будущей женой.  Однако брак их был не долгим. Николай не стал хорошим семьянином. Тамара тоже служила в милиции детским работником. Имея довольно привлекательную внешность,она пользовалась успехом у мужчин - коллег. Поняв. что семейная жизнь с Николаем превращается для него обузой, она оставила его, но это случилось позже.

  С супругой Николая я встретился спустя несколько лет на встрече Министра внутренних дел Николая Анисимовича Щёлокова, когда была организована его встреча с участковыми инспекторами Москвы, Управлением профилактической службы, где я в это время служил в качестве инспектора.

   Наше общежитие вскоре переселили в другой район, я перешёл жить к супруге, а Николай получил квартиру. После окончания школы милиции я поступил в МГУ. Работать и учиться, посещая четыре раза в неделю занятия на вечернем факультете юрфака. Это время  было для меня не самыми простыми. Как участковый, позже инспектор, я  работал вечерами. К тому же у меня родилась дочь и воспитание полностью лежало на супруге и мне.  Пелагея Яковлевна - бабушка моей супруги оказывала нам посильную помощь, но ей уже было за восемьдесят и к её помощи мы прибегать старались реже.

  Вскоре, на четвертом курсе, я был переведён на другое место службы с повышением. Связь с Николаем я поддерживал только по телефону. Он работал на прежнем месте, закончил институт физкультуры, но по прежнему носил звание старшины милиции.

   Дороги наши разошлись. Встретились мы только спустя много лет на Московской лыжне России. Он был с сыном. Андрей больше был похож на свою мать. Большие глаза, широкоплечий с хорошими спортивными задатками, которыми он так и не смог воспользоваться. Идя вместе с ними по платформе Ленинградского вокзала, я вспоминал нашу жизнь в общежитии. Многочисленные соревнования зимой и летом, призовые места нашей команды. Ниже второго места наша сборная никогда не опускалась и где-то в душе испытывал ностальгию по прошлой трудной и интересной  жизни в общежитии. Тренировки с моим коллегой Володей Леонтьевым.

  Это была моя первая и последняя встреча с сыном Николая Я тогда не знал, что больше мы никогда не встретимся. Я знал, что со своей супругой Николай давно расстался, сын уехал с матерью и новым мужем в другой город, а Николай вышел на пенсию и устроился работать учителем физкультуры.

  Прослужив в Главном управлении пять лет, я был вынужден  перевестись в Академию МВД. Но в силу разных причин вскоре оказался в числе сотрудников ВНИИ МВД, откуда ушёл по выслуге лет.

  Однажды, это случилось в восьмидесятых, звонок от Николая заставил меня поехать к нему в больницу. Николай оказался в психиатрическом отделении городской больницы. Меня это не удивило. Я знал, что несколько лет назад после скандала, супруга вызвала ему "психушку". Возможно этот случай и стал причиной их развода. Но, зная характер Николая, его конфликты с коллегами, я допускал возможность его психического отклонения после употребления алкоголя.

  По долгу службы мне приходилось встречаться с людьми, имеющими психическое отклонение, посещать их в местах лечения. Мне разрешили свидание с Николаем, когда, состояние его стабилизировалось. Вскоре он вернулся домой.

    Его работа в качестве педагога убедила меня в том, что он чувствует себя лучше. Я был в школе, где он работал и убедился, что он на хорошем счету у преподавателей. Несколько раз мы встречались и после. Но однажды он поведал мне историю, от которой мне стало не по себе.

   Сын Андрей, живя с матерью в другом городе, пристрастился к наркотикам и вскоре был отчислен из школы милиции, где он учился. Возмущённая его поведением Тамара, отправила его к Николаю в Москву, в надежде, что отец сможет перевоспитать его. К, сожалением, попытка отвлечь сына от наркотиков не увенчалась успехом. Некоторое время Андрей воздерживался, даже стал заниматься спортом, участвовал в лыжных соревнованиях вместе с отцом,но пагубная привычка оказалась сильней.

  Однажды, возвратившись домой Николай застал сына в наркотическом  с рослым  негром. Вдвоём они, под угрозой убийства, потребовали у Николая денег на наркотики. Опасаясь за свою жизнь, Николай отдал им имевшуюся у него
наличность. Это обескуражило Николая, вызвало ненависть к сыну, страх за свою жизнь. В разговоре со мной он однажды пожаловался на сына и даже  был настроен задушить его собственными руками. Разумеется, я посоветовал ему попытаться отправить сына на лечение, он  ответил, что сын  уже лечился но это не помогло.

  В Донских банях, где мы иногда встречались, Николай рассказал мне, что он опять живёт один. Я поинтересовался, а где же сын Андрей. Ответ его меня удивил. - Я его похоронил несколько дней назад.
 - Как он погиб?.
 - Утонул в ванне. Эти слова, спокойствие, с которым они были сказаны, вызвали у меня какое-то смешанное чувство жалости и не понимания. Здоровый парень не мог так просто утонуть в ванне? Что-то тут не то. Но к разговору на эту мы больше не возвращались.

   Последний раз мы встретились уже в новом тысячелетии по дороге на станцию Планерная для участия в Московской лыжне, куда Николай ехал со своими школьниками. Но школьники лыжных шапочек так и не получили, Николай оставил свою сумку с спортивными шапочками на вокзале у касс. По возвращении в Москву я попытался в милиции узнать, не приносил ли кто спортивную сумку с лыжными шапочками. Сумка нашлась, кто-то из граждан принёс её в комнату милиции железнодорожного вокзала. Но шапочек в ней не оказалось.

   -Бомж забрал!  Заявил нам дежурный. Но увидев их вопросительные лица, я посоветовал  Николаю забрать сумку, поскольку был уверен, пропажу искать никто не будет.  Уж больно шапочки понравились коллегам и они не преминули воспользоваться случаем и даром приобрести их, не участвуя в соревнованиях.

  Несколько раз после того случая с шапочками, Николай звонил мне, я отвечал, если был дома, но встретится нам больше так и не пришлось. Донские бани закрыли.
  Спустя месяц мне позвонил его знакомый и сообщил, что Николай умер на пороге своего дома. Тромб. Накануне он позвонил мне, но меня дома не оказалось. Супруга сообщила мне, что его последние слова были: - Я буду жить вечно. На другой день я узнал о его смерти. Ему не было и семидесяти лет.
2023 Год Январь