Княгиня Вера Федоровна Вяземская

Надежда Секретарева
     Княгиня Вяземская была давнишним другом Пушкина. Их долгое знакомство переросло в приятельские отношения.
     "...Итак, прощайте. Я у ваших ног и трясу вам руку на английский манер, поскольку вы ни за что не хотите, чтобы я вам ее целовал" - строки Пушкина из письма к княгине Вяземской, которые подтверждают довольно теплые приятельские отношения между ними.
     Она вывозила сестер Гончаровых во время беременности Натальи Николаевны. Семья Пушкиных неизменно присутствовала на вечерах Вяземских. Вера Федоровна была на квартире поэта в последние часы его жизни.

    Бартеньев записал со слов княгини историю дуэли и эти записи почитаются за первоисточник, поди разберись, что сказала княгиня, что князь, а что от себя добавил Бартеньев, а что со слов других якобы так говорила княгиня.
Если внимательно посмотреть, то записи Бартеньева полны неточностей.

    Так, Жуковский в письме пишет, что Пушкин попросил Данзаса найти ящичек с цепочкой. В пересказа Бартеньева слов княгини цепочка обретает крестик, переданный Александрине, которая вся вспыхнула... неточность подвергает сомнению последовавшие выводы.

    Записанный рассказ Веры Федоровны Бартеньевым о свидании в доме Идалии наполнен неточностями, которые лишают достоверности. Так, Наталья Николаевна вбегает к Вяземской вся в попыхах. Какие попыхи? В попыхах она могла вбежать только в одном случае, если бы прибежала от квартиры Карамзиных до квартиры Вяземских - они недалеко располагались, а квартира полковника Полетики располагалась в значительном отдалении, у кавалергардских казарм, то есть пока Наталья Николаевна доехала, она уже достаточно успокоилась.
    Дочь Идалии расстроившая всю мизансцену свидания явно лишает всё достоверности. Ну, не страдала княгиня расстройством памяти, и не могла не помнить сколько лет было дочери Идали, всего только около четырех лет и вбежать в гостиную, услышав голос Натальи Николаевны она Не могла.
    И некотарая странность воспоминания заключается в отсутствии времени свидания, когда? Осенью, зимой? Ноябрь или январь? Как же при записи всевозможных подробностей не записано главной. Тем более, что отказала Наталья Николаевна Дантесу до 18 октября и никакого смысла свидание у Идалии не имело.

    Бартеньев записывает, что княгиня сказала ему, что Идалия собиралась подъехать к памятнику Пушкину, чтобы плюнуть на него. Но княгиня не могла встретиться с Идалией, потому что Идалия жила в Одессе, а княгиня с 1870 года жила безвыездно в Баден-Бадене. К чему такая подробность - неизвестно.


     Неточности и маленькая ложь, закравшаяся в записи со слов вызывают недоверие.

     Княгиня Вяземская не оставила собственноручных записей, а могла бы, но не сделала.

     Есть письмо, где она пишет приятельнице о дуэли, что Пушкин был у нее вечером 25 января и сказал ей, что письмо барону уже послано. Зачем ей это понадобилось, чтобы Пушкин пришел к ней уже послав письмо? Хотя Геккерн утверждает, что они получили письмо перед обедом 26 января и дата на письме 26 января.

     И еще один штрих. Бартеньев, ссылаясь на княгиню говорит, что между Александриной и Александром Сергеевичем была любовь, якобы об этом ей сказала Идалия, которой рассказала Александрина. Вот сомневаюсь, что такой вещью можно похвастаться знакомой даже в наше просвещенное время - это страшный грех, скандал и безобразие. И при чем тут Идалия? как что, так сразу Идалия.

      А строки о любви Александра Сергеевича к Александрине есть в письме Софьи Николаевны, она пишет, что Пушкин ревнует Наталью Николаевну по долгу, а Александрину по чувству и что князь Вяземский отворачивает свое лицо от дома Пушкиных - откуда эта сплетня вышла? От Карамзиных-Вяземских

      Невозможно теперь отделить, что говорила княгиня, а что записалось само
ну, автор так думал