Короткий век Диксона

Виталий Борисович Иванов
– А ты не забыл, что в сентябре Диксону девяносто лет?
- Представляешь, забыл…
– Приезжай. Столетия уже не будет…
 ( из телефонного разговора)


Скорее всего, мой собеседник прав, и векового юбилея арктического поселка не будет. Недавно один чиновник мне сказал, что Диксон, равно как и большинство северных поселков, можно стирать с географической карты. Недолго им осталось существовать в современной России. Причина проста – у страны нет денег на их содержание. На содержание огромной армии чиновников и всевозможных силовиков есть, а на освоение Арктики – нет.
Но это лирика. Теперь по порядку. Начало двадцатого века. Россия, почти сразу после русско-японской войны и революции 1905 года, втянута в Первую мировую войну. И именно в это время правительство снаряжает в Арктику экспедицию с целью построить в устье Енисея метеостанцию. Шел 1915 год. Денег у страны было не так уж и много. Рубли все больше шли на винтовки, снаряды и пушки, но в бюджете были найдены средства и на изучение полярных широт.
Интерес к Ледовитому океану был не праздным. И дело даже не в знаменитых словах Михайлы Ломоносова о "могуществе Российском…". Государственные люди начала ХХ века понимали, что в Арктике формируется климат всего Северного полушария Земли. Осознавали они и то, что дорога из Европы в Японию через Север много короче, нежели южный путь. Ну а главное, они уже знали, что в арктических недрах хранится чуть ли не вся таблица Дмитрия Менделеева.
Итак, в 1915 году на небольшом острове Диксон, названном так в честь шведского купца Оскара Диксона, начала работать первая радиостанция. С этого момента и ведет свою историю поселок, многие годы считавшийся столицей Арктики.
Главная проблема Диксона кроется в том, что он разделен проливом на две части. Одна из них находится на острове, вторая – на материке. Реально на науку работает остров. Раньше здесь располагались и авиапредприятие, и управление по гидрометеорологии, и Штаб морских операций в Западном секторе Арктики, и воинская часть ПВО. На материке обосновались гидробаза, морской порт и несметное количество государственных учреждений.
Результатом ведомственной разобщенности еще в советское время стало то, что каждая крупная организация в Диксоне имела свою котельную, отапливавшую ведомственное жилье, и дизельную электростанцию, обеспечивавшую его электроэнергией. А это огромные затраты. Благо, в советское время денег никто не считал. Жили по принципу «Родина сказала надо».
Все кардинально изменилось в конце 80-х годов прошлого века. Интерес государства к Арктике резко снизился. Отчизна решила денег в науку более не вкладывать. Правда, значительное развитие получил полярный туризм. За его счет обогащались некоторые жители Питера и Москвы, поддерживалась авиация. Но в бюджеты северных поселков особых поступлений от этого не было.
 Помню, как некий умник из столицы предложил гидрометеорологам самим зарабатывать. Идея хорошая, но глупая. Ведь только на содержание одной полярной метеостанции, расположенной на отдаленном острове Северного Ледовитого океана, требуются ежегодно сотни тысяч рублей. А метеопрогнозы, обрабатываемые полярниками и необходимые государству больше чем гражданину, не являются тем товаром, который приносит миллионы.
В конце 80-х годов у Диксонского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды было более тридцати полярных станций. В наши дни их менее десятка. Отсюда и достоверность прогнозов. Правда, лет двадцать назад было предложено закрыть большинство "полярок" и установить на островах автоматические станции. Но дальше разговоров дело не двинулось.
А идея хорошая. Ее успешно опробовали еще немцы во время Второй мировой войны. У нас предложение не пошло. Подозреваю, что причина этого достаточно банальна. На содержании полярных станций кормится целый отряд всевозможных чиновников. А тут стоит на острове железный ящик и что? Чем поживиться можно? Раз в три года прилететь к автомату на вертолете, чтобы поменять батареи? Не наш это масштаб. Не российский. Особняк на Кипре на вырученные средства не купить.
Безусловно, уровень техники в последние годы шагнул достаточно далеко. И там, где человека можно заменить прибором, это надо делать. Примером этому может служить следующий случай. Мурманское морское пароходство вывело из Диксона свой Штаб морских операций. Около полувека работал он на острове, обеспечивая суда, идущие по трассе Северного морского пути, картами ледовой обстановки, метеопрогнозами, топливом, всевозможной оперативной информацией… Теперь все это можно получать из Мурманска при помощи спутников.
А вот как быть с полярной гидрографией? Некогда Диксонская гидрографическая база была одной из крупнейших в Арктике. Ее специалисты регулярно проводили промеры глубин Карского моря и Енисейского залива, что позволяло судам, в том числе и с ядерными энергетическими установками, уверенно ходить между Мурманском и Дудинкой практически круглый год. Гидрографы зажигали маяки, обеспечивали безопасное судоходство.
Нынче не обеспечивают. Нет, судоходство в высоких широтах еще есть. Обеспечение, созданное в 1980-90-е годы, пока работает. А перспектив никаких – прекращены многие виды исследований, влияющих на безопасность мореплавания. На содержание навигационной обстановки тоже нет средств. Опытные гидрографы уехали с Диксона.
Когда-то в Диксонском районе постоянно проживало около пяти тысяч человек. Плюс, сотни приезжих-командированных. Ныне около пятисот.. Когда-то здесь базировались экспедиции, научные группы, геологоразведочные партии... Теперь большинство технологических зданий, жилых домов стоят с выбитыми стеклами и сорванными дверями, напоминая оставшимся диксончанам, что их поселок когда-то назывался «Столицей Арктики» и считался одним из самых благоустроенных на Арктическом побережье СССР.
Определенные надежды у полярников появились накануне референдума по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Тогда активно говорили, что труба с Ванкорского нефтяного месторождения пойдет через Диксон. Идея бредовая в самой своей сути.
Взгляните на карту. Ванкорское месторождение находится между Обью и Енисеем. Экономически выгоднее везти нефть в незамерзающее Баренцево море и далее по назначению, на запад. Так ради чего строить нефтепровод на северо-восток, прокладывая дюкер по дну Енисея до Диксона, и затем проводить танкеры атомными ледоколами через все Карское море, тем самым многократно увеличивая ее себестоимость? Недавно информационные агентства сообщили, что начались подготовительные работы к строительству нефтепровода, естественно, в сторону Оби.
А жители Диксона остались не у дел. Именно поэтому минувшим летом очередная партия северян навсегда уехала из поселка. Только вместе с опытными полярниками из высоких широт уходят традиции, наработки, опыт, школа... Будущему поколению северян многое придется начинать с нуля.
Согласен с теми, кто утверждает, что люди, особенно женщины и дети, не должны постоянно жить в Арктике. Высокие широты лучше осваивать вахтовым методом. Но осваивать.
По такому пути идут полярники США. Я был в их арктических поселках и видел, как это делается. Тридцать дней люди живут на севере, а десять отдыхают на юге. И летают они туда-сюда за счет фирм или государства.
В свое время наша страна пошла своим путем. У нас люди жили в Арктике на постоянной основе. Мне кажется, что это было большой ошибкой. Но дело сделано. На побережье Ледовитого океана стоят детские сады и школы. Миллионы вложены в социальную сферу. В наше время средств на их содержание нет. И не будет. Деньги вкладываются только в экономически оправданные проекты.
Когда-то в кабинете главы Диксонского района висела карта месторождений полезных ископаемых. Чего там только нет! Да, это не угли КАТЭКа или Кузбасса, месторождения которых расположены рядом с железными и прочими дорогами. В Арктике бездорожье, а значит, себестоимость сырья гораздо выше. Но в последние годы геологоразведочные исследования в высоких широтах практически свернуты. Новых открытий почти нет. Как нет и освоения уже обнаруженных запасов. Дорого. Все это ждет своего часа. Хочется верить, что рано или поздно он настанет.
Таким образом, можно подвести некий неутешительный итог. В массе своей северные районы края оказались бесперспективными в нынешних экономических условиях. И как бы главы районов и поселков не бились за их будущее, без принятия федеральной программы развития северных районов и Арктики не обойтись. Причем, определенная часть финансирования их развития должна лечь все-таки на плечи государства. Но основное финансовое бремя возьмет на себя предпринимательство. Вот только партнерское участие сторон в освоении Российского Севера должно быть все-таки прописано в законодательстве. И партнерство это должно быть не грабительским, а взаимовыгодным. Только тогда страна не потеряет Арктику. А пока такие перспективы все-таки есть.
Что же касается Диксона, то торжества там прошли. На них пригласили, как водится, гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Дудинки и Норильска. Представителей других уголков России беспокоить не стали. Даже тех, кто живет в Красноярске. А ведь тут есть люди, отдавшие Арктике десятки лет: тот же Борис Ковченков, многие годы возглавлявший Диксонское авиапредприятие; Геннадий Доронин – почетный полярник, гидрограф; Георгий Шелковой, пилот Ми-8, который в 1986 году вывел атомоход «Сибирь» на Северный полюс; Михаил Ковалев, пилот вертолета; Анатолий Бойко, бывший первый секретарь Диксонского райкома КПСС; Николай Картамышев, бывший председатель Диксонского райисполкома… Много бывших диксончан живет как в Красноярске, так и в крае. Известны адреса Валерия Смирнова, Вильгельма Лебера, Владимира Освольда, Вячеслава Родионова, Светланы Павловой, Андрея Стародубова, Ивана Левандовского и многих других. О них забыли. Обидно, но такова реальность нашей жизни. Сегодня забудешь ты, а завтра забудут о тебе. Что, собственно говоря, и случилось с самим поселком Диксон.


Виталий ИВАНОВ

Красноярск – Диксон
2005 год.

P.S.  Я был не прав. 100-летие Диксона в 2015 году страна все-таки отметила. Отметила скромно: без высоких гостей, длинных речей, дорогих подарков, фейерверков и концертов «звезд» эстрады.
В школьном актовом зале собрались практически все жители «столицы Советской Арктики». А их в тот год было что-то около 300 человек. Конечно, власти Таймыра и Диксона вспоминали о славном прошлом поселка. Мечтали о светлом будущем. Потом приехавшие гости переехали на катере на заброшенный людьми остров, сели в самолет и быстро улетели. И правильно сделали. Потому что смотреть на нынешнее состояние арктического форпоста России без слез невозможно.
Теперь ждем 110-летия. Оно запланировано на сентябрь 2025 года.