Голословная критика

Роман Дудин
    Есть такая порода оппонентов, которые свои заявления доказывать принципиально не собираются, но толкают их с таким видом, как будто оппонент просто обязан их принимать, как аксиому. Частая причина этого явления в том, что такой деятель на самом деле не прав, но об этом не знает, и при этом у него стоит установка не сомневаться в своей правоте с такой принципиальностью, которая пропорциональна его неправоте. Это закономерно, потому, что все сомневающиеся либо не лезут с таким напором, либо рано или поздно пересматривают свои убеждения, а потому среди напирающих встречаются в основном те, кто не сомневаются.
    Образно, это выглядит так. Допустим, кому-то очень выгодно/привычно/удобно считать, что дважды два – пять. Сам умеет считать только до трёх, но в пяти уверен принципиально, потому, что вбил себе это в голову, или ему вбили те, кто за него решают, в чём ему быть уверенным.
    Он пребывает он в состоянии, когда если во что-то очень сильно хочется верить, оно постепенно начинает казаться правильным и несомненным. Но поскольку он же не может занимать позицию «мне кажется, что это так, но это только кажется…»; он занимает позицию «мне так кажется, потому, что это действительно так!». И вот «это так» у него получается отдельным положением, которое ему принципиально видеть не субъективным, а объективным.
    Эту «объективность» ему надо вогнать в голову оппонента, да только вот незадача – аргументов у него нет. Нет вполне закономерно, но он этого не понимает. Потому, что он не может же занимать позицию «у меня нет аргументов, потому, что мои убеждения не обоснованы»; он занимает позицию «их нет, потому, что (видимо) они и не нужны – это должно быть понятно само собой!». Но поскольку от того, что он убедит себя в этом, аргументы не появится, привести он их и не сможет, а сможет только переть в обход них.
    И вот он прёт со своим голословием, и пытается одновременно заставить оппонента принять правила, при которых доказательства не нужны, и на базе этого уже втолкать ему бездоказательные утверждения. Естественно, пытается нажимать на интонацию (и все остальные косвенные моменты), вкладывать ту психическую энергию (которая из него ключом бьёт) на которой строятся все его импульсы. Натыкается на принципиальное условие, что пока не будет доказательств, принятия не будет, и…
    Условие такое тоже принципиально, чтобы отсечь вот таких как раз оппонентов, которые толкают свои утверждения бездоказательно, потому, что это именно заблуждения. Но он же не может занять позицию «меня не хотят принимать, потому, что, что я такой оппонент»; он занимает позицию «меня не хотят принимать, потому, что оппонент – дурак». И встаёт на тот курс, который следует из этого.
    Самое вежливое, что от таких можно ждать – это, что они просто махнут рукой на спор, и уйдут.