Из прошлого в будущее

Козлов Геннадий Викторович
Археологи, палеонтологи и историки всего мира поработали на славу, обнаружив и тщательно исследовав места пребывания древних людей во многих странах и на разных континентах. По костям, орудиям, артефактам и самым мелким их фрагментам путем скрупулезного анализа с использованием современных технологий и методов физики, биологии и химии им удалось получить бесценную информацию о жизни наших предков.
На основе этих результатов можно обозначить основные вехи древнего развития нашей цивилизации на шкале времени до нашей эры.
Человекоподобные начали ходить на двух ногах-6 млн
Появились зачатки речи-400 тыс.
Сапиенсы выдвинулись в Европу-400 тыс.
Люди освоили огонь-350 тыс.
Стали строить жилища и орудия труда-200 тыс.
Ледниковый период-15 – 12 тыс.
Появились погребальные обряды-100 тыс.
Извержение вулкана Таба на Саматре, гибель людей в Азии-74 тыс.               
Развитие сельского хозяйства на Ближнем Востоке-20 тыс.
Приручение диких животных-10 тыс.
Образование собственности, расслоение общества,- междоусобицы-10 тыс.
Появление локальных цивилизаций-5 тыс.
Приведенные даты не следует абсолютизировать. Понятно, что прямохождение возникло не одномоментно, а являло собой очень длительный процесс. Так же и с огнем, нельзя установить, кто первый разжег костер и как быстро это непростое умение распространилось по миру. Даже не вполне понятно, какими методами огонь добывался. Спички изобрели лишь в XIX веке нашей эры. Представления у ученых на этот счет имеются, но вот сами они не всегда могут успешно продемонстрировать на практике свои догадки. Древним было еще сложнее.
Задатки речи в той или иной форме есть и у животных.  Как тут выделить момент образования речи у людей? Строительство жилищ тоже не имеет четкой временной границы. А вот природные явления, а именно: ледниковый период и особенно катастрофическое извержение вулкана, более конкретны по времени.
Тем не менее перечисленные сведения дают общую картину процесса развития нашей цивилизации. При этом, понятное дело, остается множество вопросов, на которые исследователям древности предстоит найти ответы.
Это:
- Два десятка видов первобытных различались между собой за счет разновидностей исходных приматов или за счет внешних условий существования и сопутствующих обстоятельств?
- Каким образом произошло расселение древних на удаленный американский континент задолго до экспедиции Колумба?
- На каком этапе развития произошло деление людей на нации?
- Будущие гомо сапиенс пришли в Европу из Африки белыми или черными?
- Могли ли черные превращаться в белых, а белые в черных?
- Какие были отношения внутри первобытного племени: моногамия или полигамия? Почему родственные половые связи не привели к деградации генома?
Вопросов можно поставить еще множество, многовековая история человечества загадочна, неисчерпаема и очень ценна. На ее основе можно заглянуть в завтрашний день, предсказать последствия климатических изменений, природных катастроф, пролонгировать физиологические и когнитивные изменения человека во времени.
Исторические сведения особенно важны для выяснения пути происхождения человека. С одной стороны, в своей последовательности совершенствования нашего обличия и образа жизни они подтверждают эволюционное развитие человека, идущего в соответствии с выводами биологической науки путем естественного отбора при генетических мутациях. С другой стороны, математические расчеты вероятности такого рода процессов дают значения требуемых времен существенно более долгие, чем показывает история. Это указывает на наличие какого-то не учитываемого эволюционной теорией фактора.
Религиозный взгляд на одномоментное сотворение человека находится в противоречии с неоспоримыми историческими фактами. Вместе с тем вполне можно предположить, что в мире существует некая нематериальная управляющая система или сила (высший разум, высшая сила, вселенский разум, абсолютный разум и другие родственные понятия, широко обсуждаемые философами, психологами, биологами, физиками и даже астрономами), направляющая и ускоряющая развитие событий. Это как судьба человека, содействующая успеху на жизненном пути.
К мысли о такой управляющей силе приходили на основе глубоких размышлений даже убежденные материалисты, к примеру, выдающиеся физики В.К. Гейзенберг и А.Д. Сахаров. Практически каждый взрослый, а тем более пожилой человек, встречался на своем жизненном пути с ситуациями, необъяснимыми в рамках материалистических представлений.
На мой взгляд, именно участие в процессе эволюции направляющей внешней силы позволяет снять многие (пусть не все) вопросы цивилизационного процесса. Участие этой силы следует предполагать и при формировании взгляда на будущее человечества. До сих пор это влияние носило позитивный характер, но при этом не страховало человечество от серьезных ошибок и драматических природных катастроф. Об этом говорит, в частности, факт стремительного развития численности землян в прошлом веке.
Явление это можно рассматривать с положительной и отрицательной точек зрения одновременно. С одной стороны, жизнь каждого человека бесценна, а с другой – она так или иначе угнетает природу. Даже в древности, находясь в явном природном меньшинстве, люди столь умело и усердно охотились, что напрочь были истреблены многие виды животных. Сейчас, став царем природы, человек оставил дикой части животных лишь десятую часть по суммарному весу. Десять тысяч лет назад она занимала 99%. Количество видов живой и растительной природы уже сократилось, по разным оценкам, в 100 – 1000 раз. Если так пойдет дальше, то дикой природы не останется вовсе. Срубим сук, на котором сидим.
Приведенные исторические данные наглядно свидетельствуют об ускорении темпов развития цивилизации. Если в начале пути становления человека характерные изменения происходили за миллион лет, то затем за сотни тысяч, а потом за десятки тысяч. С началом эпохи голоцена (около 10 тыс. лет назад) в разных местах планеты стали зарождаться древние цивилизации, такие как Месопотамская, Египетская, Греческая, Китайская, Майя, жизненный цикл которых измерялся уже лишь тысячелетиями. С момента нового летоисчисления характерные времена изменений подошли к ста, а теперь и к десяти годам, то есть темп возрос в сто тысяч раз. Нет оснований сомневаться, что этот процесс продолжится и далее.
Неравенство в обществе, возникшее с появлением собственности, с развитием цивилизации постоянно усиливается. Сейчас оно явно проявляется в жизненном уровне стран, различающемся в десятки и даже сотни раз. Фактически на Земле представлены все ступени цивилизации, начиная с первобытного общества, практически не меняющегося тысячелетьями. Темпы развития задают именно страны-лидеры. Именно они, потребляя больше всех ресурсов, напрягают природу, что сказывается и на жизни тех стран и их жителей, которые не участвуют в цивилизационной гонке.
Вместе с тем высокоразвитые страны, для которых технические достижения, такие как электричество, автомобили, бытовая техника, компьютеры, электронная связь, стали неотъемлемой частью жизни, сами оказываются уязвимыми для природных катаклизмов. Показательны в этом отношении несколько случаев в США, когда по природным причинам или из-за техногенных аварий произошло отключение электричества. Крупные города были просто парализованы. Люди застревали в поездах, метро, лифтах. Пострадала психика людей.  Неделя – другая и города бы оказались на грани гибели.
Что же можно сказать о будущем? Гомо сапиенс, как известно, не единственный вид первобытных людей, было еще около двух десятков, и все они сошли со сцены по тем или иным причинам. Уже это наводит на грустные мысли. Далее пессимизм усиливает опыт упомянутых локальных цивилизаций, существовавших до нашей эры и погибших в расцвете сил, достигнув удивительного уровня технического, гуманитарного и общественного развития.
Похоже, сейчас мы тоже приближаемся к нашему цивилизационному пику. Появились даже признаки пресыщения развитием, психика людей не успевает за изменениями среды и условий существования. Автоматизация, вторгающаяся в сферу умственного труда, приведет к новому типу расслоения общества по уровню когнитивных способностей. Иногда кажется, что мир начинает сходить с ума. Люди отдалились от породившей их природы, массово углубились в виртуальную компьютерную среду и даже ударились во многие нелепости и пороки, нарушающие перспективное развитие. Все это происходит на фоне общей усталости Земли от ее главенствующих обитателей. В такой ситуации трудно смотреть в будущее с оптимизмом.
А может, нас спасет научно-технический прогресс? Считается, что его роль двоякая, с одной стороны, он дает человечеству новые возможности и ускоряет развитие, а с другой – приближает тем самым его кончину. Требования остановить научно-технический прогресс бесперспективны, поскольку он вытекает из самой сущности мыслящего человека. При этом можно заметить, что темпы научного познания сами по себе начали снижаться. Об этом свидетельствует, в частности, то, что Нобелевские премии в последнее время присуждаются не за выдающиеся открытия, а преимущественно за исследования частного характера. Верить в то, что наука откроет принципиально новые возможности для организации нашей жизни где-то в космосе, на мой взгляд, беспочвенно.
Основная проблема перспективного существования человечества кроется в его чрезмерной численности, о чем в свое время не без оснований говорил Мальтус. Можно ли сократить численность специальными мерами? И гуманно ли это? Последний вопрос можно перевести в несколько иную плоскость. Что важнее: численность сегодня или суммарная численность землян? Прежние и живущие люди вариации, понятное дело, не подлежат, просуммировать осталось будущих.  В принципе, математика может дать точный ответ: нужно посчитать интеграл численности по времени с учетом связи между численностью и продолжительностью жизни цивилизации и по полученному результату оптимизировать ситуацию.  Однако точный расчет произвести затруднительно, поскольку не известна функция связи между численностью и продолжительностью существования цивилизации, но можно уверенно утверждать, что функция эта отличается от линейной в сторону более быстрого изменения с понижением численности. Это указывает, что, с глобальной точки зрения, более гуманно пойти по пути целенаправленного снижения численности, конечно, не путем уничтожения или притеснения где-либо живущих.
Имеющийся на этот счет опыт Китая не дал однозначного ответа: рост численности удалось приостановить, улучшить условия жизни, но при этом возникли демографические проблемы. В целом же по миру подобную программу в современных условиях реализовать вообще невозможно.
Философия золотого миллиарда, антигуманная по своей сути, так или иначе становится ориентиром развитого капиталистического мира. Она не провозглашает своей целью насильственное сокращение числа граждан в слаборазвитых странах, но фактически обрекает их на ничтожный уровень существования с минимальным потреблением природных ресурсов. Печально, если к этому все сведется.
Скорее всего, численность землян в обозримое время начнет существенно снижаться сама по себе за счет целого ряда причин, в том числе за счет урбанизации и отмирания семейных отношений. Бурно развивающаяся роботизация вытеснит человека из многих жизненных сфер, но не сможет воссоздать природные ресурсы, а тем более решить проблему деторождения. С точки зрения равновесия в природе последнее будет положительным явлением. Вопрос лишь в скорости двух процессов: снижения численности и истощения природы. Именно это определит длительность существования нашей цивилизации.
Сокращение численности людей будет сопровождаться ростом поголовья роботов, и встает вопрос: насколько они будут опасны для природы? В пользу робота говорят несколько обстоятельств: во-первых, робот потребляет энергию только в процессе работы, во-вторых, отсутствует длительный период взросления, в-третьих, они  не нуждаются в пенсионном обеспечении. Конечно, создание робота требует немалых ресурсных и энергетических затрат, но, как показывает опыт существующих автоматизированных заводов, они быстро окупаются, так что опасность пагубного влияния роботов на природу и ее ресурсы невелика.
Вернемся к высшей управляющей силе, может ли она вмешаться в пролонгацию жизни цивилизации? Прежде мы заключили, что она ускоряла процесс развития. В том случае, если это общая стратегия, то в дальнейшем полагаться на ее благосклонность не приходится. Общий замысел управляющей силы нам не известен, к тому же не ясно, относится ли эта сила только к Земле и ее обитателям или имеет общемировое влияние, что вернее. В последнем случае гибель одной из цивилизаций для нее не является трагическим явлением, лишающим поля деятельности.
Однако вопрос об иных мирах, других цивилизациях пока открыт. Есть некоторые основания полагать, что так называемое «молчание космоса» – отсутствие сигналов от других обитателей Вселенной – указывает на то, что наша цивилизация является единственной в мире. Но это утверждение может быть подвергнуто сомнению с нескольких точек зрения, а именно:
– для передачи информации на космические расстояния (а в ближнем космосе не обнаружено иных планет, пригодных для возникновения разумной жизни) требуются энергии столь высокого уровня, который не под силу нам ни сейчас, ни в обозримом будущем;
– время жизни технологически развитых цивилизаций мало по космическим меркам, поэтому совпадение по времени прихода сигнала от одной из них с нашими возможностями его приема крайне мало;
– посылать ответный сигнал на расстояния в миллионы световых лет не имеет смысла, так как принимать его там будет уже некому.
Безусловно, эволюционное развитие задается законами природы, но это не значит, что человек не может на него повлиять. Негативно – очевидно. А вот позитивно? Исторический опыт показывает, что дольше выживали те людские виды, которые образуют большие сообщества. Так и в нашем случае пролонгировать жизнь природы и цивилизации как ее составной части можно только в рамках скоординированных всемирных устремлений.