42-ой... Под крылом АДД Ч. 2

Владимир Мутин 2
42-ой… Под крылом АДД Ч.2

Краткая история 4 гвардейского авиакорпуса дальнего действия
Из серии: «Золотые соколы маршала Голованова»

Эта глава будет посвящена «рядовым» участникам событий, за результаты которых отчиталось руководство 222 авиадивизии за период с 1 сентября по 31 декабря 1942 года перед командованием АДД.   

Осознавая «физический» смысл высказывания Козьмы Пруткова - «нельзя объять необъятное», необходимо как-то определиться с «объемом персонализации».
 
«Итоги боевой работы 222 авиационной дивизии дальнего действия за период август - декабрь 1942 г.» заканчиваются четырьмя статьями: одна из газеты ВВС Красной Армии «СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ», органа Народного Комиссариата Обороны СССР и три из армейской газеты «КРАСНЫЙ СОКОЛ», печатного органа АДД. [ЦАМО, Ф.: 20061, Оп.: 0000001, Д.: 0002]

Грехом будет, если с ними не ознакомить читателя. К тому же в этих статьях-заметках «фигурируют» непосредственные исполнители «воли» командования, генерирующие эти все события. О них и пойдет речь.

И еще, коли автор-составитель заявил, что «Краткие истории корпусов АДД», на которые он замахнулся, представлены как серия «Золотые соколы маршала Голованова», то будет резонно начинать «формировать подноготные» главных персон сего повествования, пока лишь будущих Героев Советского Союза, но ненароком зарождающихся в родных полках, дивизиях и корпусах.   

А для этого воспользуемся одной замечательной работой, обнаруженной в Сети – Н. Попов, «4 гвардейский авиационный корпус дальнего действия в Великой Отечественной войне», опубликованной в № 2-3 «Авиационный журнал» за 1993 г. В этой статье приводится таблица 5: «ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 4-го ГВАРДЕЙСКОГО ГОМЕЛЬСКОГО БАК». Исследуем данный список на предмет участия этих славных персон в событиях, учиненных 222 авиадивизией в период с 1 сентября по 31 декабря 1942 г. через ресурс «Память народа».

Но начнем со статей, приложенных «на десерт» в «Итогах…»:

«СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ» от 18.12.1942

СОВЕТСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ НАД ВРАЖЕСКИМ АЭРОДРОМОМ

Уничтожено и повреждено 73 немецких самолёта

На днях получены сведения о результате налёта советских ночных бомбардировщиков на крупный немецкий аэродром. Согласно этим данным, на фашистском аэродроме уничтожено и повреждено 73 немецких самолёта.

Передаём подробности этого сокрушительного удара наших ночников.

Командованию было известно, что немцы стянули на аэродром значительное количество самолётов. По условиям погоды полевые немецкие аэродромы в то время действовать не могли. Поэтому немцы основную часть самолётов перебазировали на стационарные аэродромы, имеющие цементную полосу. Таким был и аэродром, подвергшийся налёту.

Кроме этих общих сведений начальник штаба полковник Ковалев собрал об аэродроме самые подробные и свежие данные. Пользуясь тем, что недалеко от части стоял разведывательный полк, начальник штаба обратился к нему за помощью и получил в свое распоряжение фото-планшет аэродрома, заснятый за несколько дней до налёта. Лётчики-разведчики дополнили снимок, рассказав, где располагается основная группа самолетов, как построена противовоздушная оборона и т. д.

На снимке было видно, что стоянка самолётов находится на северо-западной окраине аэродрома, а сами машины, по словам разведчиков, располагаются в земляных гнездах. Главные зенитные точки были расставлены с восточной и южной стороны. Со всем этим экипажи были ознакомлены самым подробным образом.

Возник вопрос: как эшелонировать самолёты и оттуда заходить на цель? Совершенно ясно, что с хода самолёты бомбить не должны по двум причинам: маршрут в этом случае будет идти как раз через главное скопление огневых точек, а бомбы упадут главным образом на лётное поле. Гораздо выгоднее зайти с противоположной стороны, с тыла. Кстати, там находилась и основная стоянка. Но пускать все самолёты в одном направлении было весьма рискованно: зенитная артиллерия могла бы быстро пристреляться. И командир остановился на третьем варианте. Каждому подразделению дали свой сектор действий. Следовательно, экипажи должны были заходить с разных направлений.

Эшелонируя самолёты по времени и высоте, командир выбрал такие интервалы, чтобы, с одной стороны, сохранить непрерывность удара, а с другой – предоставить самолётам свободу действий, не подгоняя их очередным экипажем. Учитывая сильную противовоздушную оборону, он поднял высоту бомбометания, но ровно настолько, чтобы это не отразилось на меткости.

Один из лучших экипажей, взяв груз светящихся авиабомб, вылетел на цель за несколько минут раньше. Он был встречен сильным огнём противника. Действовало 2–3 батареи зенитной артиллерии малого калибра, до трёх батарей среднего калибра и 6 установок крупнокалиберных пулемётов. 3 батареи располагались треугольником на подступах к аэродрому, пулемёты были расставлены вокруг аэродрома. До двух десятков прожекторов работали во взаимодействии с зенитной артиллерией. Над аэродромом патрулировало несколько истребителей.

Когда после осветителя на цель пришли первые экипажи, прожектора попытались схватить их ещё на подступах к аэродрому, но ночь была лунная, и их действия оказались мало эффективными. Корабли капитана Назарова, старшего лейтенанта Бондарева, лейтенанта Крапива и других появлялись над целью через определённые промежутки времени. Получился своеобразный звездный налёт. Зенитчики, стрелявшие вначале организованно, вскоре растерялись. Лётчики этим воспользовались. Старший лейтенант Козлов, увидев, что прожектора и зенитки «уцепились» за один из самолётов, приглушил моторы и провел свой самолёт вдоль западной стоянки, всю её накрыв бомбами.

Другая группа снизилась до 2000–1000 метров. Стрелки отрыли пулемётный огонь по точкам и стоянкам самолётов. Большая разница в высотах отдельных кораблей и пулемётные очереди окончательно сбили с толку немцев.

Между тем штурманы тщательно выбирали себе цели. Главную стоянку буквально засыпали бомбами. Возникло множество пожаров и взрывов. Лишь на одной окраине аэродрома было зарегистрировано до 70 попаданий. Десятки бомб попали на другие важные объекты. Фашистские истребители; тщетно метались в небе...

Так, благодаря хорошо продуманной командирами и блестяще выполненной лётчиками операции, противнику был нанесён сокрушительный удар. Наши экипажи потерь не имели.

Лейтенант И. Хмарский.
Действующая армия.
*****

А теперь о наших Героях, отмеченных в статье:

Назаров Борис Васильевич, погиб 01.11.1942 при выполнении боевого задания. [ЦАМО: Ф.: 20061, Оп.:2, Д.:13]   
*****

Командир звена 37 ап ДД капитан Бондарев Иван Кузьмич на фронте Отечественной войны в системе АДД за короткий период выполнил 23 успешных ночных боевых вылетов.

Задачи, выполняемые капитаном Бондаревым, были различными: бомбардировка ж.-д. узлов, аэродромов, подсвет целей и разведка погоды.

Капитан Бондарев совершал налеты на ж.-д. узлы: Вязьма, Смоленск, Сычевка, Витебск, где по данным разведки были уничтожены ряд ж.-д. эшелонов, паровозов, склады горючего и боеприпасов. Действовал по аэродромам: Двоевка, Новодугинский, Смоленск, Сеща, Орел.

Вылетая на разведку погоды экипаж капитана Бондарева давал исчерпывающие данные о погоде, по которым командование полка принимало решение на выполнении боевого задания всем полком. Летая на подсвет целей капитан Бондарев всегда точно приводил самолет на цель и сброшенные штурманом САБы освещали заданную командованием цель так, что остальные экипажи выполняли боевые задания в более благоприятных условиях.

Капитан Бондарев приказом подразделения №: 98/н от 12.03.1943 был награжден Орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

Командир корабля 37 ап ДД ст. лейтенант Крапива Николай Андреевич (ГСС с 05.11.44) в действующей Армии с 19.7.43 года. Быстро и отлично овладев мат. частью самолета Б-25-С днем и ночью, как в простых, таки сложных метеоусловиях. За этот период ст. лейтенант Крапива и его экипаж в составе штурмана ст. лейтенанта Мозолина, второго пилота ст. сержанта Галичникова, стрелка-радиста старшины Куцая, воздушного стрелка ст.  сержанта Александрова, произвел 38 успешных боевых вылетов ночью, действуя по ж.-д. узлам: Вязьма, Смоленск, Витебск, Полоцк, Невель, Новосокольники, Орша, Ярцево и по аэродромам противника Орел, Сеща, Орша.

На вражеские объекты экипаж сбросил 45600 кг бомб и свыше 150000 листовок. Все вылеты произведены по основным целям. На счету экипажа 2 разрушенных воинских эшелона противника на ж.-д. перегоне Вязьма-Дорогобуж, при чем 1 эшелон слетел под откос и был обстрелян пулеметным огнем штурмана и стрелка-радиста.

Второй эшелон от точного бомбометания загорелся и взорвался на собственном грузе боеприпасов.

21.10.42 г. при бомбардировке Великие Луки экипаж ст. лейтенанта Крапивы был послан первым на цель, чтобы поджечь ее, обеспечить тем самым выход на объект остальным экипажам. Эту задачу ст. Лейтенант Крапива выполнил отлично, не смотря на всю сложность ее в виду непосредственной близости наших частей.

Экипаж ст. лейтенанта Крапивы участвовал в налете на аэродром Сеща, где было уничтожено 73 вражеских самолетов, а также на ж.-д. узел Витебск, где уничтожено за 1 налет 500 ж.-д. вагонов.

Приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 ст. лейтенант Крапива награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

Командир звена бомбардировщиков Б-25-С 37-го ап ДД капитан Козлов Михаил Данилович (ГСС с 23.02.48) в начале войны совершил 21 дневной боевой вылет на самолете СБ, за что был удостоен Ордена Красное Знамя.

В системе АДД уже успел сделать 40 боевых вылетов ночью, совершая бомбардировочные налеты на вражеские объекты ж.-д. станций Вязьма, Орша, Полоцк, Ярцево, Витебск, где было уничтожено 3 эшелона с техникой и живой силой, склады горючего и боеприпасов, а также казарма солдат с 500 гитлеровцами.

Участвовал в налетах на аэродромы противника: Смоленск, Двоевка, Сеща, Орел и др., где уничтожено до 73 самолетов, разрушены приангарные здания и выведены на время летные поля из строя. Также принимал участие при разгроме вражеских группировок в городах: Великие Луки, Новосокольники. Приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

И хотя следующий Герой не упомянут, но вероятность его участия в тех событий несомненная.

Пилот 37 ап ДД мл. лейтенант Миронов Алексей Николаевич (ГСС с 18.08.45), летая в составе экипажа капитана Козлова, имеет 39 боевых вылетов в ночных условиях по различным объектам противника. При налете на аэродромы противника – Орел, Орша, Вязьма, Смоленск, Сеща, Витебск и др. было зарегистрировано в общем количестве 8 прямых попаданий в самолеты и аэродромные строения, было взорвано бензохранилище и др. аэродромные сооружения. Летая на уничтожение скоплений войск и ж.-д. узлов и станций – Полоцк, Смоленск, Витебск, Невель, Вязьма и др., было разрушено и уничтожено до 3 эшелонов противника с военным грузом, имелись случаи взрывов большой силы, также были уничтожены склады горючего и боеприпасов. В сложных метеоусловиях оказывает большую помощь экипажу и хорошо помогает штурману в отыскании цели, летает уверенно и с большим желанием.

Приказом подразделения №: 98/н от 12.03.1943 удостоен Ордена Красной Звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]

*****

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ГАЗЕТА «КРАСНЫЙ СОКОЛ» №147 от 18.12.42 года.

НЕУСТАННО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ БОЕВОЕ МАСТЕРСТВО

С тех пор вся Красная Армия, и в ее составе авиация, с утроенной энергией взялась за овладение военным мастерством. Плоды этой работы сказались: на юге, в районе СТАЛИНГРАДА, на Центральном фронте Красная Армия нанесла гитлеровцам сокрушительные удары и продолжает теснить немцев на запад.

О том, как выросло мастерство наших бомбардировочных частей, можно судить по двум налетам части полковника ТИТОВА на немецкий аэродром в пункте С.

Первый налет был совершен летом этого года, второй - на пороге зимы.

Первый раз некоторые летчики полетели на аэродром С, не имея достаточных сведении о его прикрытии, не имея глубоко продуманного плана, не взяв с собой осветительные бомбы, хотя ночь и была темной.

Второй налет был глубоко продуман на основании предыдущего опыта. Первым на цель был послан осветитель, все остальные самолеты заходили на аэродром с разных сторон, дезориентировав этим оборону противника, а также получив возможность без особых серьезных помех бить прямо по стоянкам самолетов.

В результате, как известно, уничтожено 73 вражеских самолета.
*****

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ГАЗЕТА «КРАСНЫЙ СОКОЛ» №148 от 20.12.42 года.

ВРАЖЕСКИЙ ЭШЕЛОН ВЗОРВАН

Во время налета на один крупный железнодорожный узел врага особенно отличился экипаж летчика ГОРДИЛОВСКОГО.

Подходя к району узла, летчик увидел, что цель закрыта толстым слоем облаков. Что делать? Бомбить из облаков?

ГОРДИЛОВСКИЙ принял другое решение. Приказав штурману приготовиться к бомбометанию, он пробил облака над станцией, выскочив из них в 400 метрах от земли. 

С этой высоты, как на ладони, била видна вся станция. Мгновенно оцепив обстановку, штурман СТАРЖИНСКИЙ дал летчику курс вдоль станционных путей.

Одна или две бомбы попали в здание станции, которое тут же загорелось, остальные бомбы попали в стоящий напротив эшелон.

В вагонах, по-видимому, находились боеприпасы, так как почти весь он сразу был охвачен пожаром, сопровождавшимся взрывами.

Центральный фронт. (наш корр.)
*****

Командир АЭ 125 ап ДД ст. лейтенант Гордиловский Виталий Александрович в действующей Красной армии с 22.6.41 г. по 8.7.41 г. на Западном фронте, с 17.9.41 г. по 15.1.42 г. на Ленинградском фронте.

С 19.7.42 г. в составе 125 ап ДД летает на Б-25-С с экипажем: правый летчик лейтенант Блакитный, штурман капитан Славников, воздушный стрелок-радист старшина Лебидинцев, воздушный стрелок старшина Александров, и совершил 29 успешно выполненных ночных боевых вылетов.

Несмотря на сильное противодействие ЗА во взаимодействии с прожекторами в 13 боевых вылетах, атакам истребителей противника в 3-х боевых вылетах, ст. лейтенант Гордиловский точно выполнял боевое задание и невредимым возвращал ведомый им самолет на свой аэродром.

В период переучивания летного состава полетам ночью на самолете Б-25-С, работал инструктором по вывозки, с чем справился на отлично, за что от командующего 1 БАК ему была объявлена благодарность.

За личные успехи в боевой работе в соответствии с приказом НКО № 0299 награжден 6000 рублями, а также имеет за период работы в системе АДД ряд благодарностей.

В ночь на 11.12.42 г. при боевом налете на ж.-д. станцию Вязьма в исключительно сложных метеоусловиях при сильном обледенении самолета с высоты 400 м разрушил и поджег ж.-д. станцию и ж.-д. эшелон до 40 вагонов. Обладая отличным пилотированием, благополучно довел корабль на свой аэродром и мастерски произвел посадку.

Уже капитан Гордиловский приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 был награжден Орден Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

Штурман АЭ 125 ап ДД капитан Старжинский Иван Ильич (ГСС с 15.05.46) на данный момент, участвуя в Отечественной войне, совершил 136 боевых вылетов, в том числе днем 80 на самолете ПЕ-2, на самолете Б-25-С днем 1 и ночью 35.  Был дважды награжден орденом Красное Знамя: 1.5.40 г. за образцовое выполнение боевых заданий в борьбе против белофинов и вторым орденом 3.12.41 г. за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками. После последнего награждения произвел 74 боевых вылета, из них 35 ночных.

За период боевой работы в 125 ап ДД с 19.7.42 г. летает в составе экипажа: командир корабля капитан Гордиловский, второй пилот мл. лейтенант Долматов, воздушный стрелок-радист старшина Манышев, воздушный стрелок ст. сержант Ласточкин.


16.9.42 г. при боевом налете на аэродром Курск был ведущим штурманом в полку, в результате чего успешно бомбардировал цель, создал очаг пожара, что дало возможность правильно и точно произвести прицельное бомбометание другим экипажам. В этом налете было уничтожено и выведено из строя много самолетов противника.

8.11.42 г. участвовал в налете на ж.-д. узел Витебск, где было уничтожено до 500 ж.-д. вагонов, 20 паровозов и 1,5 км ж.-д. полотна, к тому же был уничтожен офицерский состав, находящийся в столовой, которая была накрыта бомбовым ударом. В этом налете капитан Старжинский был ведущим штурманом в группе ночных бомбардировщиков полка.

11.12.42 г. при ночном боевом налете на ж.-д. узел Вязьма в сложных метеоусловиях при низкой облачности с высоты 400 м бомбардировал ж.-д. станцию и эшелоны на ней, в результате бомбардирования уничтожено до 40 ж.-ж. вагонов, возникло несколько очагов пожара с последовавшими сильными взрывами.

16.12.42 г. при налете на Невель с высоты 2000 м имеет 3 прямых попадания по эшелону, находящемуся на станции, создав этим сильный очаг пожара, чем дал возможность точно прицеливаться идущими за ним нашим бомбардировщикам.

Штурман АЭ 15 гв. ап ДД (с 26.03.43) уже гвардии майор Старжинский приказом подразделения №: 144/н от 10.04.1943 был награжден Орденом Отечественной войны I степени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 37]

*****

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ГАЗЕТА «КРАСНЫЙ СОКОЛ» 10.01.43 года.

УНИЧТОЖЕНО 4 ЭШЕЛОНА ПРОТИВНИКА

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 9 января. (Наш корр.).

Летчики Н-ского соединения совершили крупный налет на одну железнодорожную станцию противника. Налет производился эшелонировано, одиночными самолетами. Каждая часть обязана была отбомбиться в строго определенное время.

Первым над целью появился самолет - осветитель старшего лейтенанта Алексеева. Штурман сбросил САБ-ы, но сильным боковым ветром их отнесло далеко в сторону. Тогда Алексеев сделал вторичные заход. САБ-ы повисли над самой станцией. Внизу были видны постройки, пути, эшелоны. В этот момент остальные экипажи начали бомбометание.

Серии бомб ложились по центру станции и вдоль путей. Несколько серий легло по южной и северо-восточной части станции. Начались пожары и взрывы. Особенно сильный пожар наблюдался в центре станции. Есть предположение, что это горел эшелон с боеприпасами.

Бомбардировка длилась несколько часов. Большинство экипажей в эту ночь сделало по два вылета. Командование отметило успешное выполнение задания экипажами Котлярова, Писарева, Устинова, Тимофеева и других.

Массированным ударом железнодорожной станции нанесен серьезный ущерб. По предварительным данным, сожжено четыре эшелона. Одновременно значительно дезорганизована система ПВО противника.
*****

Командир корабля 37 ап ДД ст. лейтенант Алексеев Иван Федорович в действующей армии с 19.7.42 года. Свою боевую работу начал на бомбардировщике Б-25-С. Отлично овладел техникой пилотирования как днем, так и ночью в сложных метеоусловиях. Экипаж ст. лейтенанта Алексеева: штурман Ст. Лейтенант Сизов, правый летчик Сержант Прохоров, радист Старшина Куперин, воздушный стрелок сержант Кирин.

Экипаж по настоящее время совершил 33 успешных боевых вылета ночью, все вылеты произведены в системе АДД.

Из всех боевых вылетов один раз экипаж бомбил запасную цель из-за закрытия основной цели туманом.

Экипаж ст. лейтенант Алексеева отлично выполняет все задания, не было случая малейшего отклонения экипажа от решения поставленной задачи командованием и по праву экипаж считается отличным, выполняющим задание в сложных метеоусловиях ночью без единого происшествия.

Действовал экипаж по целям: Вязьма, Орел, Витебск, Орша, Смоленск, Полоцк, аэродромы Сеща, Ярцево, станции Дурово, Невель, Новосокольники и др. объектам, сбросил 42 тонны бомб и свыше 90 000 листовок.
Экипаж ст. лейтенанта Алексеева отличается точным бомбометанием, что подтверждается контролерами.

Несмотря на сильное противодействие ЗА противника, экипаж ст. лейтенанта Алексеева как правило делает по два-три захода на цель и бомбит только прицельно.

Так 26.10.42 года экипаж бомбил аэродром ОРША, прибыв на цель первым, штурман отличным бомбометанием взорвал склад боеприпасов и создал сильный пожар, что позволило остальным экипажам точно бомбить освещенный пожаром объект противника, где было зафиксировано свыше 15 очагов пожаров и несколько сильных взрывов.

Экипаж ст. лейтенанта Алексеева участвовал в налете на аэродром СЕЩА, где было уничтожено 73 самолета врага.

При налете на ж.-д. узел ВЯЗЬМА работа экипажа ст. лейтенанта Алексеева контролировалась начальником штаба 37 АП майором Анциферовым, который находился на борту самолета ст. лейтенанта Алексеева. Экипаж, преодолевая сильные средства ПВО противника, сделал два захода на цель, бомбил прицельно и зажег ж.-д. депо, создав сильный пожар. Отлично бомбил экипаж ст. лейтенанта Алексеева и по другим целям.

Свою дальнейшую боевую работу ст. лейтенант Алексеев совершенствует, грамотно справляется в любых сложных условиях и ежедневно рвется в бой.

30.12.42 года на самолете с малым моторесурсом, на который было запрещено подвешивать бомбы, ст. лейтенант Алексеев попросился полететь со светящимися бомбами и отлично осветил цель.

Ст. лейтенант Алексеев приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 был награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]

21.07.1943 командир звена 13 гв. ап ДД гвардии ст. лейтенант Алексеев не вернулся с боевого задания, и значится, как пропавший без вести.  Вместе с ним не вернулся с боевого задания и экипаж, в т.ч. и штурман звена гвардии ст. лейтенант Сизов Василий Григорьевич. [ЦАМО, Ф.: 58, Оп.: 18001, Д.: 539]
*****

Командир корабля 37 ап ДД ст. лейтенант Котляров Александр Григорьевич с 19.7.42 г. летает с экипажем в составе: штурман ст. лейтенант Нечушкин, второй пилот сержант Горбунов, стрелок-радист сержант Новожилов, воздушный стрелок сержант Тирабян, выполнил 20 успешных вылетов ночью на самолете Б-25-С в системе АДД.

Экипаж действовал по целям: Вязьма, Смоленск, Витебск, Невель, Орша, Полоцк, Новосокольники, Великие Луки, по аэродромам Сеща, Орел, сбросив прицельно 22 тонны бомб и 50000 листовок.
Экипаж ст. лейтенанта Котлярова выполнял боевые задания в любых условиях и бомбовые удары наносил только по основным целям.

15.9.42 г. экипаж Котлярова несмотря на сильное противодействие ЗА противника отлично справился с бомбометанием на аэродроме Орел, вызвал своими бомбами 2 очага пожара.

При налете на ж.-д. узел Витебск экипаж Котлярова блестяще справился со своей задачей, бомбил отлично с 2-х заходов, в результате за этот налет экипажами дивизии было уничтожено 500 ж.-д. вагонов противника.

По уточненным данным на аэродроме Сеща было уничтожено 73 самолета противника. В этой операции принимал участие и экипаж Котлярова.

Ст. лейтенант Котляров приказом подразделения №: 98/н от: 12.03.1943 был награжден Орденом Красной Звезды, хотя представлялся к Ордену Красное Знамя. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

Командир корабля 37 ап ДД лейтенант Писарев Матвей Макарович за этот период выполнил 20 успешных боевых вылетов ночью на самолете Б-25-С в системе АДД.

Экипаж лейтенанта Писарева в составе: штурман лейтенант Пузырев, второй пилот сержант Ильин, стрелок-радист ст. сержант Семенов, воздушный стрелок сержант Кириленко, участвовал в налете на цели: Вязьма, Витебск, Смоленск, Новосокольники, Невель, аэродромы: Сеща, Орша, Орел, ж.-д. станции Ярцево, Дурово, сбросив 23 тонн свыше 50000 листовок.

По данным экипажа и контролеров экипаж лейтенанта Писарева всегда точно отыскивал цель и несмотря на сильное противодействие ЗА противника делает 2-3 захода и бомбит только прицельно.

Лейтенант Писарев отлично пилотирует самолет в сложных метеоусловиях. В ночь на 30.12.42 г. блестяще справился с посадкой самолета на свой аэродром в условиях тумана после выполнения боевого задания.

Лейтенант Писарев приказом подразделения №: 98/н от 12.03.1943 был награжден Орденом Красной Звезды. Хотя представлялся к Ордену Красное знамя. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]

Но 08.07.1943 г. командир корабля 13 гв. ап ДД гвардии ст. лейтенант Писарев Матвей Макарович погиб при выполнении боевого задания. Погиб и его штурман гвардии ст. лейтенант Пузырев Сергей Васильевич. [ЦАМО, Ф.: 20061, Оп.: 2, Д.: 5]
*****

Командир корабля 37 ап ДД ст. лейтенант Устинов Павел Иванович на фронте Отечественной войны с 24.7.41 г. по 25.9.41 г. и с 19.7.42 г. по настоящее время. Награжден Орденом Красной Звезды 12.4.42 г. за 16 успешно выполненных боевых вылета днем на самолете СБ. Его экипаж за период 25.7.41 г. по 26.8.41 г. уничтожил 8 танков, 20 автомашин с грузом и войсками, 4 самолета на аэродроме противника, до 50 солдат и офицеров.

За период войны в системе АДД имеет 32 боевых вылета ночью по разным объектам противника: по танковым колоннам, ж.-д. узлам, по скоплениям войск, по аэродромам противника, военностратегическим объектам и складам с боеприпасами. Его смертоносным грузом уничтожено 10 танков, бронемашин, а также он подверг разрушению ж.-д. узлы. Участвовал при налетах на аэродромы противника Орел, Вязьма, Орша, Смоленск и особенно Сеща, где было уничтожено до 73 немецких самолетов и выведено из строя летное поле группой наших экипажей.

Также большой ущерб ст. лейтенант Устинов нанес противнику при налетах на города: Витебск, Невель, Смоленск, Сычевка, Вязьма, где были отмечены большие разрушения и пожары. Ст. лейтенант Устинов принимал участие при налете на город Витебск, где уничтожено до 500 солдат и офицеров, 3 ж.-д. эшелона, склады горючего и боеприпасов. А также участвовал при уничтожении вражеского гарнизона, окруженного в городе Великие Луки и летал на уничтожение живой силы и техники противника в городе Новосокольники. За период переучивания на Б-25-С и летной работы не имел никаких летных происшествий.

Ст. лейтенант Устинов приказ подразделения №: 96/н от 12.03.1943 был награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]

01.09.1943 года командир звена 13-го гв. ап ДД 14-ой гв. ад ДД гвардии капитан Устинов Павел Иванович при выполнении боевого задания пропал без вести. [ЦАМО, Ф.: 20061, Оп.: 2, Д.: 5]

Как потом выяснилось, летчик Устинов 02.09.1943 г. попал в плен под Ельней, был узником лагеря шталаг Луфтваффе 2, лагерный номер 3098. Но к счастью 1.9.45 г. вернулся из плена по репатриации. [ЦАМО, Ф.: 33,
Оп.: 594259, Д.: 76]
*****

Командир корабля 37 ап ДД ст. лейтенант Тимофеев Георгий Мартынович, участник Зимней кампании 1939-1940 годов, на фронте Отечественной войны с 19.7.42 г., в системе АДД совершил 31 успешный боевой вылет. Летая в сложных метеоусловиях ночью, он всегда точно выводил свой самолет на цель.

Летая на разрушение ж.-д. станций противника в городах Смоленск, Орша, Вязьма, Витебск и др. причинил много ущерба противнику, особенно на ж.-д. станции г. Витебск, где было уничтожено 3 ж.-д. эшелона с грузами, разрушена солдатская казарма и уничтожено 500 гитлеровцев, а также уничтожены склады с горючим и боеприпасами. Произведя налеты на аэродромы противника, особенно на аэродром Сеща, где были уничтожены до 73 вражеских самолетов.

Ст. лейтенант Тимофеев также принимал участие при уничтожении гарнизона и техники врага в г. Великие Луки и Новосокольники. За что от наземного командования была получена телеграмма с благодарностью за уничтожение противника и облегчение действий наземным войскам.

Ст. лейтенант Тимофеев приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 был награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]

06.02.1943 г. ст. лейтенант Тимофеев не вернулся с боевого задания вместе с остальными членами экипажа, и был признан, как пропавший без вести. [ЦАМО, Ф.: 58, Оп.: 18001, Д.: 967]
*****

Пришло время взяться за исследование Таблицы 5 Николая Попова из «Авиационного журнала»… Ох… незавидная участь полковых писарьчуков, «штампующих» наградные листы. Сплошной шаблон. Представляю: начнет читать их нынешний обыватель и заснет ненароком, а внук или правнук лишь его касающиеся доки прочитает и непременно загордится своим славным предком! И от этой гордости… мне лично лишь одна благодать. 

Внимательный читатель непременно для себя отметит, вот мол, «обычных» судьба не щадила, а вот Героев… Но, чтобы стать Героем Советского Союза в АДД нужно было сыграть «в русскую рулетку» более 200 раз! То есть выполнить более 200 удачных боевых вылетов. Кому-то удалось, кто-то немного «не дотягивал», а от кого-то «ангел-хранитель» отворачивался… Война – сплошной поток трагедий и на этом фоне… случались и счастливые исходы… А в тот момент кто мог знать, как сложится их судьба? Знать бы где судьбой уготовано упасть, каждый бы соломку постелил…
*****

Пилот 37 ап ДД ст. лейтенант Баймурзин Гаяз Исламетдинович (ГСС с 05.11.44) в этот период летал в экипаже капитана Карасева правым летчиком, выполнив 23 боевых ночных вылетов.
 
Целями воздушных налетов экипажа Карасева были сильно укрепленные пункты противника: Вязьма, Смоленск, Орша, Оленино, Витебск, где было уничтожено большое количество живой силы, техники и укреплений противника.  Летали они и на бомбардировку аэродромов противника: Орел, Смоленск, Витебск, Сеща, Двоевка, где было уничтожено до 73 вражеских самолетов. Также принимали участие в уничтожении живой силы, техники и укреплений в г. Великие Луки, Новосокольники.
 
Ст. лейтенант Баймурзин приказом подразделения №: 98/н от 12.03.1943З был награжден Орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****


Лейтенант Давыдов Александр Дмитриевич (с 22 июля по 1 июня 1942 г. участвовал в Отечественной войне по заданию фронтов: Западного, Северо-западного и Волховского на самолете ПС-84 по обслуживанию передовых частей Красной армии и партизан, действующих в тылу врага.

За данный период лейтенантом Давыдовым сделано 105 боевых вылетов, из них 37 ночью в тыл противника по обеспечению партизан и 68 днем по обслуживанию передовых частей Красной армии.

С 8 августа 1942 г. лейтенант Давыдов (ГСС с 05.11.44) командир звена 16 ап ДД, летая на Б-25-С с экипажем в составе штурмана ст. лейтенанта Корниенко, пилота сержанта Головатенко, воздушного стрелка-радиста ст. сержанта Подопригора и воздушного стрелка ст. сержанта Андрейченко, выполнил 24 успешных боевых вылетов, из них: 23 ночью и 1 днем.

29.8.42 г. был произведен налет на аэродром противника Олсуфьево по уничтожению материальной части, в результате налета по подтвержденным данным звеном было уничтожено 7 самолетов противника.

1 и 3 сентября 1942 г. лейтенант Давыдов выполнил специальное задание по разведке войск противника на Сталинградском фронте в районе Тихорецкая и Пролетарская. По выполнению задания были своевременно представлены данные по разведке, которые явились ценным материалом для командования фронтом, за что имеет благодарность.

С 1 по 15 октября 1942 г сделано 5 боевых вылетов по железнодорожным объектам Вязьма и Витебск, в результате налетов отмечено и подтверждено другими экипажами его звена 5 прямых попаданий и 7 пожаров.

Лейтенант Давыдов приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 был награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

Командир звена 16 ап ДД ст. лейтенант Драгомирецкий Владимир Порфирьевич (ГСС с 05.11.44) с 8 августа 1942 г. участвует в борьбе с германским фашизмом на Западном фронте на самолете Б-25-С с экипажем: штурман капитан Орлов, второй пилот сержант Тихоник, воздушный стрелок-радист ст. сержант Шаповалов и воздушный стрелок старшина Суханов. В составе данного экипажа сделал 35 успешных боевых вылетов, из них: 33 ночью, 2 днем по разведке войск противника.

27 августа 1942 г. произведен бомбардировочный налет на мотомехколонну до 100 автомашин, двигающуюся по дороге Вязьма – Сычевка. В результате выполнения боевого задания были отмечены два взрыва, к тому же наши бомбардировщики из своих пулеметов обстреляли автоколонну. За успешный боевой вылет экипажу Драгомирецкого объявлена благодарность командованием 222 ад ДД.

С 27 на 28 августа 1942 г. произведен бомбардировочный налет на аэродром Олсуфьево, в составе группы наших Б-25-С задание выполнено успешно, фоторазведкой зафиксировано 7 уничтоженных самолетов противника.

3 сентября 1942 г. произведена разведка выдвижения войск противника на Сталинградском фронте в районе Миллерово, Каменск, Шахтинский. Обнаружено скопление ж.-д. эшелонов на станциях и в пути следования, а также новый аэродром с большим количеством легких и транспортных самолетов противника. За успешное выполнение задания командования по разведке войск противника экипажу объявлена благодарность от командования разведгруппы.

Экипаж с честью выполнял задания по освещению целей для прицельного бомбометания нашими бомбардировщиками и, не смотря на противодействие ЗА и ЗП, а также истребителей противника, точно сбрасывал САБ-ы над целью, за что имеет благодарности от командования части.

Ст. лейтенант Драгомирецкий приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 был награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

Командир звена 125 ап ДД ст. лейтенант Дудаков Александр Васильевич (ГСС с 23.02.43) с 19.7.42 г. совершил 44 успешно выполненных ночных боевых вылетов в составе экипажа: правый летчик сержант Самолетов, штурман старшина Попов, воздушный стрелок-радист сержант Роликов и воздушный стрелок сержант Сподорец. Совершали боевые вылеты на бомбардировку ж.-д. узлов и станций, аэродромов противника и скопления войск. При выполнении боевых заданий проявлял смелость, инициативность, находчивость и напористость. В 20 полетах подвергся сильному обстрелу ЗА во взаимодействии с прожекторами, в 4-х полетах был атакован ИА противника и 4 боевых вылета произвел в сложных метеоусловиях.

За успешное выполнение боевых заданий в соответствии с приказом НКО за № 0299 отмечен денежным вознаграждением в 6000 рублей.

Особенно отличился экипаж ст. лейтенанта Дудакова при полете 16.9.42 г. на вражеский аэродром Курск, где было выведено из строя много самолетов противника, за что объявлена благодарность командиром 222 ад ДД.

Участвовал в исключительно удачном налете 8.11.42 г. на Витебск, где в результате бомбардировки уничтожено на ж.-д. станции 500 вагонов, 20 паровозов, уничтожено на аэродроме 8 самолетов и разрушена столовая офицерского состава вместе с фашистскими офицерами. Приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****


Штурман 125 ап ДД мл. лейтенант Попов Александр Федорович (ГСС с 15.05.46) за время Отечественной войны совершил 69 боевых вылетов ночью, из них 51 вылет на самолете Б-25-С.

За время боевой работы в 125 ап ДД с 19.7.42 г. в составе экипажа: командир корабля ст. лейтенант Дудаков, второй пилот сержант Самолетов, воздушный стрелок-радист сержант Голиков, воздушный стрелок сержант Сподорец, выполнил 51 ночной боевой вылет по ж.-д. узлам, аэродромам и населенным пунктам базирования противника.

Особенно удачно произвел налет 16.9.42 г. на аэродром Курск, где было уничтожено и повреждено много самолетов противника.

8.11.42 г. участвовал в налете на ж.-д. узел Витебск, где было уничтожено до 500 ж.-д. вагонов, 20 паровозов, много другой техники противника и столовая с находившимися там офицерским составом.

Мл. лейтенант Попов приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 был награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

Лейтенант Журавков Михаил Владимирович (ГСС с 19.08.44) на фронте Отечественной войны находится с 24.7.41 г. по 25.9.41 г. За этот период совершил 23 боевых вылетов днем на самолете СБ и приказом Западного фронта за октябрь 1941 года был награжден Орденом Красной Звезды.

Командир корабля 37 ап ДД лейтенант Журавков Михаил Владимирович с 19.7.42 года, переучившись на американском бомбардировщике Б-25-С, успел выполнил 42 успешный боевых вылета ночью в системе АДД.

Лейтенант Журавков и его экипаж (штурман старший лейтенант Тюрин, пилот старшина Каныгин, стрелок радист старший сержант Чепкасов, воздушный стрелок сержант Редько) летает в любых метеорологических условиях днем и ночью на цели: ВЯЗЬМА, ОРЕЛ, ВИТЕБСК, СМОЛЕНСК, ПОЛОЦК, ОРША, НЕВЕЛЬ, НОВОСОКОЛЬНИКИ, ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, аэродром СЕЩА, ст. ЯРЦЕВО, ДУРОВО и др. Экипаж сбросил 52 тонны бомб и свыше 100.000 листовок.

Экипаж лейтенанта Журавкова в каждом боевом вылете отличается точностью самолетовождения и прицельного бомбометания.

С первых дней боевой работы полка экипаж лейтенанта Журавкова служит примером всему летному составу.

16.9.42 года действуя по аэродрому ОРЕЛ с небольшой высоты, преодолевая сильный огонь ЗА и атаки истребителей противника экипаж Журавкова положил свои бомбы точно по цели, в результате чего были отмечены пожары и взрывы на участке его бомбометания.

Смело и решительно действовал экипаж лейтенанта Журавкова по складам боеприпасов, расположенных в городе ВЯЗЬМА. Он первым появился над целью и принял на себя все средства ЗА противника и дав тем самым другим экипажам выполнить боевую задачу - точно поразить цель в благоприятных условиях, сам лейтенант ЖУРАВКОВ, выждав в стороне несколько минут, использовал освещенную пожарами видимость цели внезапно обрушил свой бомбовый груз на склады боеприпасов врага. Экипаж наблюдал сильные взрывы от прямого попадания бомб.

Отлично провел бомбометание экипаж лейтенанта Журавкова так же по станции ВИТЕБСК, где было уничтожено свыше 500 ж.-д. вагонов и по аэродрому СЕЩА, где уничтожено 73 самолета противника.
 
Инициатива, смелость и находчивость над целью - закон боевой работы лейтенанта Журавкова и только поэтому на все новые цели экипаж лейтенант Журавкова посылается первым, где он отлично справляемся с поставленной задачей.

Приказом подразделения №: 492 от 31.03.1943 лейтенант Журавков был награжден Орденом Ленина. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682525, Д.: 23]
*****

Штурман корабля 37 ап ДД ст. лейтенант Тюрин Леонид Федорович (ГСС с 19.08.44) на фронте Отечественной войны с 24.7.41 г. по 25.9.41 г. Проявил себя смелым и инициативным воздушным воином на самолете СБ в дневных условиях на Западном фронте. Действовал по переправам мотомеханизированных и танковых колонн противника. Совершил 30 успешных боевых вылетов, на его счету свыше 100 истребленных гитлеровцев, 10 уничтоженных автомашин и 3 вражеских танка, в частности за отличное выполнение заданий по уничтожению мотоколонн в направлении Великие Луки в 1941 г. имеет ряд благодарностей от наземного командования.

С 19.7.42 г. ст. лейтенант Тюрин начал свою боевую работу на бомбардировщике Б-25-С в составе экипажа лейтенанта Журавкова и выполнил 41 успешный боевой вылет ночью в системе АДД по целям: Вязьма, Орел, Смоленск, Полоцк, Витебск, Невель, Орша, Новосокольники, Великие Луки, ст. Дурово, Ярцево и др. вражеские объекты.

Штурман ст. лейтенант Тюрин обладает исключительным мастерством в ночном самолетовождении, как в простых, так и в сложных метеоусловиях, он легко отыскивает цель, отлично ее поражает и без отклонения приводит свой корабль на свой аэродром.

16.9.42 г. штурман Тюрин отлично действовал с 3-х заходов по уничтожению самолетов противника, не смотря сильное противодействие ЗА.

При налете на ж.-д. узел Витебск штурман Тюрин был послан первым на цель и удачным бомбометанием с первого захода зажег ее, что дало возможность остальным экипажем легко выйти на цель и отлично ее поразить. Также отлично бомбил аэродром Сеща, где было уничтожено 73 самолетов противника.

Ст. лейтенант Тюрин приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 был награжден Орденом Красного Знамени, хотя представлялся к Ордену Ленина. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****
 
Командир звена 125 ап ДД ст. лейтенант Павкин Иван Михайлович (ГСС с23.02.48)  в Отечественной войне против немецких захватчиков участвует с 22.6.41 года. На Западном фронте с 22.6.41 г. по 4.8.41 г., на Ленинградском фронте с 18.9.41 по 4.1.42 г. и совершил 71 боевой вылет днем на самолете ПЕ-2, за что награжден Военным Советом Ленинградского фронта орденами Красного Знамени и Ленина.

В системе АДД с 19.7.42 г. в составе экипажа: штурман капитан Щекунский, второй пилот мл. лейтенант Шлеев, воздушный стрелок-радист старшина Федотов, воздушный стрелок ст. сержант Коцерупа, совершил 54 боевых вылета ночью на самолете Б-25-С по ж.-д.  узлам, аэродромам и опорном пунктам противника. Из 54 боевых вылетов все сопровождались обстрелом ЗА и 39 раз со взаимодействием ЗА с прожекторами, 29 вылетов совершил в тяжелых метеоусловиях. Во всех случаях благодаря умению техники пилотирования успешно выполнял боевые задания.

27.12.42 г. при бомбардировании ж.-д. узла Вязьма экипаж был атакован истребителями противника. Благодаря умелого маневра задание было выполнено на отлично.

Гвардии ст. лейтенант Павкин, командир звена 15 гв. ап ДД (с 26.03.43) приказом подразделения №: 144/н от 10.04.1943 награжден очередным Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 37]
*****

Зам командира звена 16 ап ДД лейтенант Сенагин Иван Леонтьевич (ГСС с 05.11.44) с 22 июня 41 г. по 3 июля 41 г. и с 8 августа 41 по 25 октября 41 г. участвовал в Отечественной войне на Юго-западном и Западном фронтах и сделал 53 успешных дневных боевых вылетов, из них 16 на самолете СБ и 37 на самолете ПЕ-2.

С 8 августа 1942 г. зам. командира АЭ 16 ап ДД лейтенант Сенагин участвует в борьбе с германским фашизмом на Западном фронте на самолете Б-25-С с экипажем: штурман ст. лейтенант Носовец, второй пилот лейтенант Халеев, воздушный стрелок-радист ст. сержант Рождественский, воздушный стрелок Матвеев и сделал 44 успешных боевых вылетов, из них 43 ночью и 1 днем. Всего на данный момент, участвуя в Отечественной войне, лейтенант Сенагин успел совершить 97 боевых вылетов.

1 сентября 1942 года при выполнении боевого задания на аэродром Курск были освещены до 15-ти прожекторами и встречены сильным огнем зенитной артиллерии, но при отличной технике пилотирования самолет был выведен из зоны огня и прожекторов на цель. По выполнению задания было отмечено 6 взрывов и два очага пожара, действительность которых была подтверждена другими нашими экипажами.

Лейтенант Сенагин приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 за боевые успехи был награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

Штурман 16 ап ДД ст. лейтенант Носовец Александр Захарович (ГСС с 05.11.44) с 8 августа 1942 г. участвует в борьбе с германским фашизмом на Западном фронте в экипаже: командир корабля (Б-25-С) лейтенант Сенагин, второй пилот лейтенант Халеев, воздушный стрелок-радист ст. сержант Рождественский, воздушный-стрелок сержант Матвеев, и успел сделать 50 успешных боевых вылетов, из них: 49 ночью и 1 днем.

Всего за период Отечественной войны выполнил 59 боевых вылетов.

В течении 30.9.42 г. и 1.10.42 г. за две ночи сделал 4 боевых вылета на Вязьму, в результате налета было отмечено прямое попадание по ж.-д. путям, несколько очагов пожара и три больших взрыва.

1.10.42 г. экипажу была поставлена задача осветить аэродром Новодугинская для идущих следом наших бомбардировщиков. Умело маневрируя экипаж в течении 30 минут под зенитным огнем освещал цель, задача была выполнена отлично.

Приказ подразделения №: 96/н от 12.03.1943 ст. лейтенант Носовец награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****
 
Штурман 37 ап ДД мл. лейтенант Туйгунов Леонид Наумович (ГСС с 05.11.44) на фронте Отечественной войны с 25.6.41 г по 10.10.41 г. Летал на Дб-3 в рядах 203 ДБАП. Но после расформирования полка 18 августа 1941 года, через переподготовку в 7 завп УрВО был направлен в 37 ап ДД.

Мл. лейтенант Туйгунов в АДД летает на самолете Б-25-С и на данный момент имеет 32 успешных боевых вылетов ночью, отлично овладев самолетовождением в сложных метеоусловиях. Точно водит свой корабль по намеченному маршруту, находит цель и отлично ее поражает, не смотря на сильный огонь ЗА в районе цели. Без отклонения приводит свой самолет на свою базу.

Действуя в составе других экипажей по ж.-д. узлам Витебска, Смоленска, Вязьмы, Брянска, Гомеля, было уничтожено до 3 ж.-д. эшелонов, склад с горючем, и боеприпасами, разрушено ж.-д. полотно. Помимо выполнения боевой работы мл. лейтенант Туйгунов два раза выполнял задание дивизии по перегонке самолетов Б-25-С по маршруту Кировабад – Москва и Красноярск – Москва, с чем справился на отлично.

Гвардии мл. лейтенант Туйгунов приказом подразделения №: 179/н от 28.04.1943 награжден Орденом Красной Звезды.  [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 686044, Д.: 2248]
*****
Штурман звена 16 ап ДД капитан Щербаков Сергей Васильевич (ГСС с 15.05.46) участвовал в Отечественной войне с 30 июня по 13 августа 1941 г. на Западном фронте, летая на самолетах СБ и ПЕ-2, сделав 27 боевых вылетов днем.

С 13 сентября 1942 г. капитан Щербаков участвует на Западном фронте в составе 16 ап ДД на самолете Б-25-С в экипаже: командир корабля майор Якименко, второй пилот ст. лейтенант Агибалов, воздушный стрелок-радист ст. сержант Демьяченко, воздушный стрелок сержант Номеровский, и сделал 18 успешных боевых вылетов ночью. Всего за период Отечественной войны сделал 45 боевых вылетов.

В ночь со 2 на 3 октября 1942 года произведен бомбардировочный налет на ж.-д. узел Витебск. Полет до цели продолжался при отказе источников питания и несмотря на это экипаж точно вышел на цель. При бомбометании было отмечено 3 взрыва и один очаг пожара, сопровождающийся взрывами. За отлично выполнение этого задания в исключительно трудных условиях без питания экипажу объявлена благодарность.

С 28на 29 октября 1942 г. совершен дважды налет на ж.-д. узел Витебск с целью освещения цели. Задание выполнено отлично, несмотря на то, что в районе цели самолет-осветитель был охвачен прожекторами и обстрелян огнем ЗА. К тому же над целью патрулировал звено истребителей противника. В районе Смоленска был атакован истребителями. Благодаря меткому огню стрелка-радиста атака была отбита и наш самолет вернулся на свой аэродром. 

Капитан Щербаков приказом подразделения №: 98/н от 12.03.1943 за боевую работу был награжден Орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 38]
*****

Штурман корабля 125 ап ДД ст. лейтенант Яловой Федор Степанович (ГСС с 05.11.44) с 15.9.42 г. в составе экипажа: командир корабля мл. лейтенант Орлов, второй пилот мл. лейтенант Лысов, воздушный стрелок-радист ст. сержант Золотовский, воздушный стрелок ст. сержант Трусов, выполнил в системе АДД 42 боевых вылета ночью на самолете Б-25-С.

Ст. лейтенант Яловой за время пребывания в полку с мая месяца 1942 г. не имеет ни одного случая потери ориентировки. Как штурман подготовлен отлично. В боевой полет идет с большим желанием.

30.9.42 г. при налете на ж.-д. узел Вязьма штурман Яловой отлично поразил цель, в результате чего возникло 2 больших очага пожара, было повреждено и уничтожено многож.-д. вагонов противника.

9.11.42 г. при налете на аэродром Смоленск штурман Яловой два раза заходил на цель, чтобы точнее поразить ее, в результате бомбардировки было повреждено много самолетов противника.

Ст. лейтенант Яловой приказом подразделения №: 144/н от 10.04.1943 был награжден Орденом Красного Знамени. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682527, Д.: 37]