Елена Петрова Гештальт сессия и формулы контакта в

Елена Юрьевна Петрова
Елена Петрова "Гештальт сессия и готовые шаблоны культурно-нормативного поля, или ценности хорошего коммуникационного здоровья"
    Часто я как практик задаю себе вопрос: как перейти от житейской ситуации к «запросу в терапии» и затем как прейти на «психологические рельсы» диалога в терапевтической сессии. Я замечаю, что мы невольно вносим некоторые тезисы, обобщая обыденные ситуации до «конструктов культурного поля». Эти формулировки относятся одновременно и к области ПРОЦЕССОВ, отвечая на вопрос "КАК", и в то же самое время привлекают наше внимание к содержательной стороне  событий ( как ее видит привычный для житейского мышления разум). Поэтому они соединяют сюжет из жизни и обобщенный контактный процесс, давая некоторую свободу маневра для терапевтической сессии.
     Например, говорим об «границах», разделении ответственности и так далее. Для того, чтобы понять, как действует человек в диалоге, мы обратим внимание на культурный фон. Про связь социально культурного поля (Лакофф называл такие конструкты или формулы «правила вежливости» или «правила связи» . Культурные стили. Идеи, которые некоторая Группа считает подходящими (уместными) для того, чтобы распознавать «СВОИХ».  Носители такого стиля выбирают форму действия, сами того не думая, в соответствии с этими «правилами». Терапевт слушает сюжет клиента и часто предлагает некоторый тезис как что то, что может немного изменить ПОЛЕ. Клиента. Предлагает «от себя». И эта идея или этот тезис может статьиопорой для разговора. Есть даже списки таких «нормативных идей». Например «права ребёнка» (Януш Корчак). Сознаем ли мы, что делая простое предложение чего то хорошего, мы невольно вносим намёк на систему организации нового (для клиента) культурного норматива? Который может создать СВЕЖЕСТЬ И НОВИЗНУ  ВОСПРИЯТИЯ МИРА.

     Некоторые идеи о «культурных правилах» и социально-поведенческих «ценностях», которые часто продвигает (вольно или случайно) в своих сессиях гештальт терапевт, кажутся нам настолько привычными, что мы не замечаем, что все таки формулировки готовых культурных шаблонов. в них есть некоторая схематичность, но важно, что они предлагают некоторое "равноправие" в отношениях человек/окружение. что побуждает меня вспомнить "Молитву гештальт" Фрица Перлза.  Список идей  мы возьмем по тексту методических материалов, которые были предложены студентам гештальтпрограмм в начале 90- голов на семинарах Роя Парсонса ( Институт Дискавери, Флорида). Мы понимаем, что список может быть расширен терапевтом, исходя из практического опыта. Тезисы этого списка – некоторые «общепринятые» культурные нормативы (принципы)  поведения в отношениях между людьми, в которых есть заметный ( в плане организации процесса)  компонент специфической организации контактных границ. Происхождение тезисов этого списка – набор ценностей, продвигаемых в американской культурной традиции («гуманистической психологии») 1960-х годов (документ, который назывался «декларация прав личности»).

    Как пользоваться этим списком тезисов? Эти формулировки  могут быть полезны как некоторая «точка отсчета» для ориентации (самоориентации)человека в его отношениях с миром. Дело не в том, чтобы всегда  соблюдать эти идеи и реализовывать их в своей практике отношении с миром. Наоборот, это скорее точка (Опора) на которую мы можем опереться, если нам кажется, что что то идет «не кта» в построении отношенйи. В практике гештальт терапевта мы анем текст(формулу), предлоенную в «молитве гештальтиста» , предлоденную Перлзом. ;я это я…ты это ты…)Мне кажется, что терапевт может вспомнить об этих тезисах на стадии диагностики при встрече с клиентом. Например, подумать о том, насколько клиент в своей активности опирается на такие идеи или  способы поведения ( в том числе нормативы его культурной группы),  которые далеки или близки к «идеям про «правила» в межличностной коммуникации» в  гештальт подходе. И попробовать исследовать вместе с клиентом соответствующие области.

Итак, вот ценности "Хорошего коммуникационного Здоровья" в Гештальте:

    1. Жить  "сейчас".
Иллюстрация этого принципа может быть легко сделана с помощью цитаты из популярной песни «Есть только миг между прошлым и будущим, миг этот и называется жизнь». Ценность «жить сейчас» не специфична только для гештальта. Внимание к ценности «жить сейчас», понимая сейчас как конкретный эпизод в пределах 1-2 минут, дало возможность встретиться с новым опытом.

    2.Жить "здесь", в данной ситуации.
 Эта ценность настолько привычна», что стала общим местом для всех, кто занимается психологическим консультированием. Что такое быть «не здесь? Например, я могу вспомнить пациент, который находился в ситуации стресса по поводу нарастающего конфликта в фирме. О испытывал затруднения в том, чтобы признать наличие конфликтной ситуации. Чтобы избежать  напряжения, он все время размышляя о том, какая замечательная ситуация могла бы быть в будущем.
 
     3.Принимать себя таким, какой я есть. Стоит вспомнить, что традиционное русское «принять в себя» не совсем то же, что английское «принять к сведению, присутствовать».

    4.Воспринимать  и  взаимодействовать  со своим окружением, с таким, какое оно есть, а не с таким, каким бы хотелось, чтобы оно было. Эти же идеи, что в предыдущей позиции,  стоит распространить и на те фигуры, которые существуют вовне. Часто клиенту трудно встретиться с «реальностью» события или действия. Я вспоминаю клиента, который стремился быть в контакте с мечтой. Или с проекцией.

    5.Быть честным с самим собой. О феноменологии, но в отличие от пункта 3,
скорее это в области этики. Многие чувства и оценки человеку трудно бывает принять, так как они заставляют его обратиться к этическим принципам и решениям в области этики. Иногда так хочется себя как-то приукрасить.

    6.Выражать  то,  что  ты  хочешь,  о  чем ты думаешь,  что чувствуешь, а не манипулировать собой и другими при помощи  рационализации, ожиданий, судейства и искажений.
Эти идеи носят самый общий характер. Прямой контакт, конечно, сложен. Но зато перспективен.

   7.В полной мере испытывать (переживать)все эмоции,  которые возникают, как приятные, так и неприятные.
Часто люди стыдятся собственных негативных или позитивных чувств. Опасаются саморазрушения. Или опасаются быть униженными, если их эмоции посчитают не соответствующими ситуации

    8. Не принимать тех внешних требований,  которые  входят  в противоречие с собственным лучшим знанием о самом себе. Это высказывание лукаво, так как может на первый взгляд быть базой для подросткового протеста . что-то типа «пусть разрушится мир взрослых!!!». Или что-то типа «праздника непослушания». Но именно этот тезис поддерживает тему самоуважения и уважения.

    9. Быть готовым к экспериментированию, открытию новых ситуаций.
Наверное, если человек здоров, и вовлечен в процесс жизни, мы можем ожидать, что он будет иметь достаточно ресурсов для тог, чтобы иметь возможность встречаться с новизной.

    10. Быть открытым к изменению, росту. Мы предполагаем, что в человеке заложен потенциал развития и роста.

    11. Сохранять в памяти прошлое и в перспективе заботиться о будущем.
Почти очевидно, что  если человек не в состоянии заботиться о собственном будущем, он находится в сильном стрессе. Это может насторожить терапевта.

    12. Быть готовым к открытому диалогу с личными идеями  вещами, институтами, в которых ты живешь.
 Это признание человеком того, что есть Я и что есть ДРУГОЙ. Термин «готовность» понимаем не как «терпение перед более сильным или неизбежным», а как признание факта различий.  ДРУГОЙ это социальные институты, другие люди,  окружающая среда. Это элементы социальных и культурных структур внешнего мира («социальная среда»), это чувства и послания окружающих людей (человеческое окружение), это специфика материальной реальности («материальный», предметный мир). Все три перечисленных мира имеют отличные друг от друга структуры и способы организации. И признание  реальности этих миров и их предметности в отношениях важно. Важная тема «социальная адаптация» и «творческое урегулирование».

    13. Использовать   понятие   "соответствующий" как  критерий собственного выбора. (иначе сказать «уместность», для самого себя и для ситуации)
Эти тезисы кажутся естественными, и иногда можно даже не заметить, что они представляют собой некоторую систему . такую систему «норм и культурных правил», которая помогает организации «Я-ТЫ» отношений. В этом смысле они важны для терапевта, который работает используя метода гештальт подхода

    Рекомендации для практиков. Если внимательно всмотреться, сами по себе тезисы достаточно обыкновенны, даже «банальны» для гуманистического направления. То есть любой из них может представляться естественным для разговора. Однако именно это их свойство помогает создать новые насыщенные элементы для привлечения  внимание к осознанности и актуальности ситуации контакта в поле. Такое расширение поля с помощью внесения «банального культурного тезиса» по своей сути является развертыванием формулы про «внесение третьей фигуры». Мы отдельно обсудим то, как и для чего полезна «третья фигура» в терапевтическом диалоге. Для начала отметим, что минимум три точки необходимы, чтобы определить плоскость. А психологи после работ Курта Левина знают, что интенция (побуждение, желание) принадлежат полю отношений и порождаются у человека только в поле отношений. Поэтому я спрошу клиента при обсуждении трудных для него жизненных ситуаций " мне кажется, что есть такая идея:"....", как вы к ней относитесь?" и это может стать началом развития новых тем в разговоре и поиска новых творческих решений
(2010-2023)