Контрабанда

Владимир Араба
 По увольнению со службы в ВМФ, наиболее подходящим вариантом работы, оказался вариант устроиться на судно– рефрижератор в Новороссийском ркз «Черноморец».

 В отдел кадров пришёл в самый подходящий момент, т.к на новое судно ПТР-089 набирали экипаж для работы по перевозке коммерческих грузов. Нач. отдела кадров Валентина Викторовна– женщина средних лет, вначале, вела себя настороженно и строго.  Спросила за опыт работы и причину увольнения в запас.  Мои ответы её устроили и успокоили, отчасти. Всё дело в том, что у неё была задача поставленная «сверху»- брать на работу морских специалистов работавших в местах с более высокой дисциплиной, нежели из кадров предприятия. Т.е своим не было доверия, считалось что местный народ проработавший на рыболовецких судах, падок на употребление алкоголя, в то время как рейсы планировались в города и страны, морей- Чёрного и Средиземного.

 В общем, я внушил своим видом доверие, передал в руки Валентины Викторовны рабочий диплом механика, который совсем недавно успел получить у капитана торгового порта, на основании плавательного ценза и учебного диплома по специальности инженер– механик энергетических установок.

 После соблюдённых формальностей, я получил на руки направление на медкомиссию и на прохождение обучений по программам, касающихся правил безопасности мореплавания для получения сертификатов, позволяющих мне занимать должность вахтенного механика.  В завершение встречи, Валентина Викторовна сообщила что приказ о зачислении на работу будет готов завтра, и соответственно завтра я смогу приступить к исполнению служебных обязанностей. Потом перейдя на «ты», доверительно сообщила о том, что старший механик судна Стояновский Владимир хороший специалист и «золотой» чнловек.

 Прошло немного времени, укомплектованный экипаж прошёл обучение, медкомиссию, сдали работу механизмов и систем безопасности Регистру морского и речного судоходства России и судно получило допуск к работе на море.

 Период ожидания аренды под перевозку грузов, будучи в состоянии полной готовности, пришлось недолго. Когда мы сидели в кают– компании в послеобеденное время, открылась входная дверь, и в неё вошли три человека– два мужчины и женщина, все были молоды и хорошо выглядели, как внешним видом так и строгим соблюдением размеров и стилей одежды. Рядом сидящий Владимир Стояновский наклонился к моему уху и произнёс фразу: Володя, в явлении этих людей, нехватает музыкального сопровождения– из фильма «Крестный отец». Это мафия, отвечаю за свои слова.
 Один из мужчин представился: мы украинские греки, можно сказать, что земляки немного с вами. Стояновский (на ухо мне): а я чё говорил, вот и музыка зазвучала. Мужчина продолжает: договор по аренде судна подписан, всё легально, т.е груз коньяк– опечатан акцизной маркой, и ко времени захода судна в порт Пирей- грузовой агент обеспечит своевременную доставку груза и саму погрузку на борт. Друзья, никаких рисков для вас, послезавтра вы выходите в рейс, а уже через десять дней встречу вас на причале порта и лично доплачу вам долларами за успех мероприятия. Положенную по договору выплату валюты, уже я передал капитану судна. Желаю вам хорошего рейса и семи футов под килём, до встречи.

 После этих слов компания арендаторов удалилась. Стармех(он– же Володя Стояновский):
- наверное, наша директор Наталия, совсем уже ... , раз типа не видит с кем договор заключает, уже поверьте мне, что это мероприятие закончиться благополучно только в случае фантастического везения.

 Комиссия порта «закрыла» за судном государственную границу записями и печатями пограничников, в судовой роли и пасрортах моряков,– рейс начался.

 Ничего не предвещало из неприятностей,– лето самое лучшее время года для таких переходов. Все моря вели себя спокойно, их состояние и вид– великолепны. Общаясь с стармехом Владимиром, слышу от него разные морские истории из большого жизненного опыта.
– Один раз, на «дальнем», я в первый раз конторой рыбопромыслового флота, был направлен с «бармалея» (Большой Морской Рыбопромысловый Траулер) на плавбазу- Рыбоперерабатывающий завод, вторым механиком. Выглядел тогда очень молодым и наивным, как думаю. При первом знакомстве с мотористами, сразу стало понятно, что это за «работники» после того, как один из шести, достал ножичек с лезвием длиной в два кулака– самодельный, так называемая «заточка» и от имени всей компашки заявил, что никаких ремонтных работ по механическому заведованию, а также выходить на рыбообработку по «авралам»– делать этого никто из них не будет.  Он предупредил, что на «кону» моя жизнь или здоровье как минимум. 

 А так как, я знал похожие сценарии с поведением людей находящихся в системе исполнения наказания,– для них эта работа «химия», поэтому главарь нагло заявил классической фразой из известного фильма: «ты работаешь за деньги, а  мы за срок», а ведь соврал– деньги они зарабатывали. Решение я принял моментально, потребовал у всех сдать мне холодное оружие,– в противном случае их поведение расценивается как вооружённый бунт против установленного федеральными законами правопорядка на судне, с применением угрозы жизни должностному лицу. Недолго они препирались, но закончилось тем, что ножи сдали мне, а про «валять дурака» на работе никогда больше не напоминали. С тех пор, Володя, у меня пропало желание слушать песни про замшевых северных оленей... , про маму находящуюся в очередном ожидании непутёвого сына. Я понимаю, что всё бывает в жизни, потому и поговорка есть такая, что от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Но возьми же себя в руки, и больше не убивай и не воруй. Так вот от наших арендаторов, чем– то похожим «навеяло».

 Ещё одним памятным общением был разговор с экспедитором груза. В то время такая должность включала в  себя следующие обязанности: принятие груза под свою ответственность, подписывая всю документацию в статусе владельца; встреча с грузовым агентом и представителями власти, уполномоченными решать вопросы по сопровождению и бработке груза. Александр поделился со мной своей мечтой, а вернее сказать о полном её осуществлении по окончании этого рейса. – недавно я приобрёл в хорошем районе Краснодара, в новостройке, трёхкомнатную квартиру– мечту всей моей жизни.  Это результат работы экспедитором на судах, а на днях, на меня вышли хозяева– греки с хорошим предложением, от которого я не смог отказаться не только по причине хороших денег в качестве оплаты, но также этот рейс стал бы последней точкой в моём трудовом поприще экспедитора. На заработанные деньги куплю обстановку для своей трёшки и пойду работать в фирме друзей,– деятельнось не связана с морями– решил завязать с ними.
– Нечего сказать, разве что желаю тебе, Александр, наилучших событий в личной жизни и на новом поприще.

 В Средиземке, по телевизору, транслировали передачи где со всех сторон: турки и греки, сенаторы США, какие– то люди в ООН,- излагали каждый своё видение и понимание очередного вспыхнувшего конфликта на о. Кипр на границе оккупированных турками северной части территорий греков– киприотов, показывали убитых, в  т.ч двоих из состава миссии ООН.  Как обычно,– стороны противостояния осуждали друг друга, а американцы призывали стороны к миру ... и т.д и т.п .

 Лично для нашего судна, происходящее имело значение. Так на входе в бухту п. Пирей поздно ночью, мимо нас промчался в сторону выхода из бухты корабль ВМС Греции, едва не протаранив наше судно в борт. Разошлись в последних секундах на расстоянии не более 10метров от бортов, лично сам всё это видел.

 Следующим случаем, за этим,- столкнулись с другим событием,– наш экспедитор вышел на связь с агентом и выяснилось, что свой груз в Пирее мы забрать не сможем, т.к погрузка неожиданно спланировалась в Салониках. Да, уж ..., внятных обьяснений этому не последовало. Вот так, с южной части материковой Греции снялись с якорей в районе стоянки судов и отправились на север страны. Сказать, что мы были в недоумении, означало ничего не сказать. 

 По прибытию в Салоники, ждал новый сюрприз– в стране праздник, и в этот день профсоюз добился права докерам, велючая бригадам механизации порта– отдыхать в праздничный день, а на завтра у нас  спланирована комиссия на отход.

 Капитан, экспедитор и агент решили вопрос следующим образом: крановщик был нанят за какие– то немалые деньги с разрешения профсоюзной организации, а докерами стала наша команда. Расплатится было решено ящиками коньяка– по два на человека.  Лично мне, всё это было не нужно, но ради того, что бы это приключение благополучно и скорее  закончилось,– я согласился поработать грузчиком. Коньяк, про который хозяева нам сказали в Новороссийске, что с ним нет проблем,– на самом деле оказался палёным, т.е не настоящим и по вкусу знатоков из нашей команды был назван шмурдяком– акцизные «бумажки» лежали уложенными в стопки на дне ящиков и пахли свежей типографской краской. 

 В конце путешествия нас постигло ещё два незапланированных события. Перед проливом Дарданеллы у нас начались проблеммы с работой главного двигателя– причина тому независящая от обслуживающего персонала. Возникла необходимость стать на якорную стоянку под Стамбулом, чтобы устранить неисправность, т.к даже слабые касания опор моста соединяющего запад и восток Турции, любых судов и самого берега- приводили к уголовной ответственности виновных, по турецким законам. Поэтому капитан решил не рисковать и за пару– тройку часов стоянки на якорях достигли желаемой цели– двигатель заработал в нормальном режиме. Однако, счёт на сумму 700 баксов, был немедленно направлен нашему работодателю.

 Последнее, что случилось– это то, что на стоянке у причала восточного района порта для производства работы комиссии и разгрузочных работ, произошло следующее ... . Таможенный инспектор, совсем молодой человек, стоя возле открытой горловины грузового трюма с документами в  руках прочитав на коробке с минеральной водой, её название, сообщил по рации своему начальству что груз в трюме соответствует записи в документе. Однако, его доклад видимо не удовлетворил начальника, т.к он засомневался в том, что минеральную, а тем более и негазированную воду было выгодно предпринимателю доставлять с севера Греции, включая все сопутствующие издержки.
– Уверяю вас– это минеральная вода в трюме, я проверил.
– Жди меня, я сам хочу всё видеть.

 Уже через полчаса, на причале появились таможенные чиновники с большими погонами, ещё через пару минут они убедились в том, что под верхним слоем из ящиков с водой- до самого дна трюма,- находится контрабанда– большая партия греческого коньяка. Что выслушал в свой адрес инспектор на осмотре судна, со стороны своего начальства и от свободно прогуливающихся по судну хозяев груза,– можно догадаться и без комментариев. Судно арестовали, у причала выставили вооружённую охрану из состава таможенной СОБР. Экспедитора Александра, в качестве хозяина контрабандного товара,- т.к других не обнаружили, задержали на время следствия по этому делу. Приблизительная сумма штрафа в его адрес была названа сразу,– что– то около нескольких миллионов долларов. Это была самая большая контрабанда в денежном выражени за 1996год.

 Сколько же квартир в новостройке ему бы понадобилось, чтобы расчитаться с государством. И это не издевка с моей стороны– парня было жаль, как никого другого.  А стармех Владимир, сказал мне: как только таких «друзей» и «земляков» земля носит,- ответь мне как верующий человек?
 – Каждый и в своё время, ответит перед Богом за свои дела.
– Хотел бы я это понять Володя, как это работает, а то в нашей жизни негодяи всегда соскальзывают от ответственности, вот дал бы мне Бог кулаком по лбу, может быть тогда бы и я поверил в Него, а пока ничего не понимаю.
– Смотри, как бы ты не получил по лбу раз просишь об этом, ну разве что для твоей же пользы, Владимир, чтобы ты поверил в Него.
 На другой день, после завтрака, Владимир Стояновский рассказал мне, что в своей каюте, где он находился один, и был совершенно трезвым- почувствовал удар кулаком в лоб, это событие его потрясло.