Гроссмейстер Е. Д. Боголюбов из немецкого Триберга

Анатолий Гурьевич Холодюк
     В Шварцвальде (федеральная земля Баден-Вюртемберг)  хорошо известно имя   гроссмейстера Ефима Дмитриевича Боголюбова (01.04.1889 — 18.06.1952), одного из первых деятелей российского шахматного движения. Этого немецкого мастера-профессионала с российскими корнями, одного из шести сильнейших шахматистов мира в 20-х годах прошлого столетия называли в Германии «королем шахмат из Триберга».  В этом  небольшом курортном городке Боголюбов  обосновался с семьей по окончании Первой мировой войны. В разные годы он представлял на  крупных шахматных соревнованиях не только Российскую империю, Германию, но и СССР.

Немецкие любители шахмат помнят Боголюбова как четырёхкратного чемпиона Германии в 1925, 1931, 1933 и 1949 годах, добавившего славы  Трибергу,  где ныне   местный шахматный клуб   носит имя легендарного  гроссмейстера.  Однако у Боголюбова была непростая жизнь шахматного профессионала. В советской стране его называли «ренегатом и фашистом», а в гитлеровской Германии Боголюбову припоминали его «неарийское происхождение». Находясь в эмиграции, Боголюбов не прерывал связей с Россией, приезжал в Москву и дважды посещал родной ему Киев.

Боголюбов Ефим Дмитриевич происходил из семьи сельского священника, проживавшей в Киевской губернии Российской империи. Малой  его родиной является село  Станиславчик Ставищенского района Киевской области. Учился Ефим Боголюбов сначала в Киевской  духовной семинарии, а позже  — в политехнических институтах Киева и Варшавы. В Киеве он серьезно увлекся игрой в шахматы и вскоре выдвинулся в число лучших игроков города. В двадцатилетнем возрасте Боголюбов принял участие «Южнорусском турнире», проходившем  в 1909 — 1910 гг. в Одессе, где занял призовое  второе место.

Спустя четыре года Боголюбов завоевал звание мастера на Всероссийском турнире мастеров в Санкт-Петербурге. В 1914 году Боголюбов как продолжатель творческой манеры русской шахматной школы стал широко известен в России. Летом того же года в составе группы русских шахматистов он участвовал в представительном международном турнире  — XIX конгрессе Германского шахматного союза в Мангейме. Однако в  августе  Германия объявила войну России и турнир неожиданно прервали. Игрокам из нейтральных стран разрешено было вернуться домой, а российским участникам предстояло испытать в Германии немало мытарств. Боголюбов и другие шахматисты были интернированы как граждане враждебного государства. После пребывания в полицейском участке в Мангейме Боголюбов с коллегами попытался на поезде уехать в Баден-Баден, однако его сняли с поезда и поместили в тюрьму.  Боголюбов находился в одной камере с А. Алехиным, И. Рабиновичем и  С. Вайнштейном. В немецких застенках Боголюбов сблизился с  Алехиным и часами играл с ним вслепую в шахматы.

В середине августа шахматистов выпустили из тюрьмы и   перевели в  гостиницу в Баден-Бадене, где они оставались под надзором полиции. Позже в Германии издали приказ, предписывающий отпустить всех шахматистов, негодных к воинской службе. Далее Боголюбов в числе нескольких русских шахматистов оказался в Триберге. Здесь игроки, вероятно, чувствовали себя относительно хорошо, потому что  могли играть в шахматы. В 1914—1916 годах в Триберге состоялись турниры «военнопленных»   шахматистов, и  пять из восьми турниров выиграл  Боголюбов, получив за это небольшие гонорары. Вскоре Боголюбов почувствовал себя в Германии вполне комфортно и подумывал, стоит ли ему  возвращаться в Россию? По окончании  Первой  мировой войны он имел возможность вернуться в послереволюционную страну, но после долгих размышлений предпочел остаться в Триберге. 

Здесь он встретил свою первую любовь — немецкую девушку из семьи местного школьного учителя. Для пропитания и будущей женитьбы ему необходим был солидный заработок, поэтому Боголюбов с приятелем Селезневым на время покинул  Триберг и отправился в Берлин,  куда их заманил  организатор  шахматного турнира Бернхард Каган [1].  Кроме Берлина Боголюбов  много играл  в шахматы  и в Швеции.
С призовыми деньгами Ефим Боголюбов вернулся в  Триберг, где  конце августа 1920 года женился  на Фриде Кальтенбах (1889 —1978). 
Семья стала «центром жизни» Боголюбова, а после нескольких лет неопределенности во время Первой мировой войны  и «оазисом мира» для его существования [2]. После женитьбы начались самые успешные годы шахматной карьеры Боголюбова.  Благодаря ему в 1921 году Триберг ненадолго стал «шахматной меккой» в Германии. Боголюбов  организовал   здесь несколько  первоклассных турниров и   провел здесь показательный  матч с А. Алехиным.  В 1922 году он  занял первые места в международных шахматных турнирах в Берлине и в Стокгольме, а также стал обладателем призов в ряде соревнований.

Мастер из Триберга стал победителем   турнира в  Пьештяни, где сыграл шахматную партию с А. Алехиным, о чем упомянуто в «Шахматной новелле» Стефана Цвейга. Позже на призовые гонорары и деньги родителей жены Боголюбов приобрел в Триберге  трёхэтажное здание, превратив его в гостевой дом под названием «Haus Bogoljubow» (ныне — Wallfahrtstrasse, 19). Ныне «Дом Боголюбова» расположен в центре Триберга, напротив современного Музея Шварцвальда и всего в ста метрах от местных водопадов.

Благосостояние и карьера  Боголюбова как профессионального игрока зависели от постоянного участия в   крупных турнирах.  Неожиданно для всех Боголюбов, имевший паспорт с печатью Российского подданства, в 1924 году возвратился из Триберга  в СССР и  принял советское гражданство. Здесь он выиграл  чемпионаты страны в 1924 и 1925 годах, а также стал победителем Первого московского международного турнира, где выступали сильнейшие шахматисты мира. Победа Боголюбова была одним из главных триумфов в его шахматной карьере.
Московский турнир вызвал в советской стране небывалый интерес, побудивший режиссеров В. Пудовкина и Н. Шпиковского создать в 1925 году немой комедийный художественный  фильм «Шахматная горячка». О том, как в 1924 году советский  журнал «Шахматы» представил на своих страницах  внешний вид Боголюбова, поведал  известный мастер шахмат  А. Михальчишин: «Гроссмейстер — совершенство. Весь от крупной мужественной головы до тупоносых кубических ботинок, короткий, очень полный человек, совершенно квадратный, совершенно четкий, как все 64 клетки сразу» [3].
 
В 1926 году Ефим Дмитриевич выпустил в Ленинграде книгу «Избранные партии» (224 стр. — Примечание автора), где представил принципы шахматной стратегии избранных партий турниров и матчей 1919 – 1921 годов. В том же 1926 году Боголюбову отказали во въездной визе в Италию, где проходил шахматный турнир. Он посчитал, что это советские органы приказали не выпускать его из страны на престижные  международные соревнования. Тогда Боголюбов решил отказаться от советского гражданства и вернуться в Германию. Его исключили из советской шахматной организации, лишив и звания чемпиона СССР. Центральные газеты писали в то время о Боголюбове, как об «изменнике» и «морально разложившемся» человеке.

Преодолев обиды и неприятности в советской стране, Боголюбов продолжил в Германии трудную жизнь шахматного профессионала. За свое участие в шахматных турнирах он запрашивал у организаторов большие гонорары. По воспоминаниям современников, игру Боголюбова отличала «богатая фантазия в комбинационных осложнениях» и «бойцовские качества».  В 1927 году он победил на турнирах в Берлине  и Гамбурге, что позволило ему бросить вызов чемпиону мира А. Алехину, однако в двух матчах на мировое первенство Боголюбову так и не удалось добиться победы.  Алехин  в своих воcпоминаниях отмечал особую черту творчества Боголюбова, представлявшую  «главную его силу, а именно олимпийски-спокойное (как бы овеянное даже какой-то малороссийской ленцой) умение его использовать до конца малейшее позиционное преимущество».

Боголюбов несколько раз становился чемпионом Германии. Шахматист  знал себе цену, о чем  свидетельствует однажды высказанная им  оценка своего таланта: «Если я играю белыми, я выигрываю, потому что я белый.  Если я играю черными, я выигрываю, потому что я Боголюбов». Немецкое гражданство он получил только 2 ноября 1929 года.  Специалисты считают, что в 30-е годы лучшее время Боголюбова как шахматиста закончилось, хотя он по-прежнему считался сильнейшим игроком страны. Однако Боголюбову  было  отказано в участии в «Чемпионате Германии» после 1933 года, потому что «немецкий гражданин»  не имел «немецкой крови».
С приходом к власти фашистов он не участвовал в чемпионатах Германии: нацисты видели в нем «второсортного» славянина, недостойного играть в национальных первенствах. Боголюбова как «неарийца» не допустили к участию в неофициальной  шахматной олимпиаде,  проходившей  в августе — сентябре 1936 года в Мюнхене. Германии досталось  на  этой олимпиаде только третье место, ибо в составе ее команды  не было знаменитого шахматиста-славянина из Триберга.  Известно, что в период до Второй  мировой войны Боголюбов  победил  в 1935 году в Бад-Наухайме и Бад-Саарове, в 1937, 1937 и 1938 годах  в Бад-Эльстере, в 1938 году в Карлсруэ, а в 1939 году в Штутгарте.

С 1940 года Боголюбов трудился непродолжительное время  переводчиком в Кракове, затем работал специалистом по шахматному обслуживанию госпиталей.   В апреле 1941 года Боголюбов принял решение вступить в национал-социалистическую партию, о чем он позже горько пожалел. По окончании Второй мировой войны продолжились мытарства  Боголюбова. Его открыто бойкотировали советские шахматисты.  Из-за давления со стороны Шахматной федерации СССР Боголюбова не  допустили к матчевым турнирам на первенство мира и к другим престижным соревнованиям. Кроме того, Боголюбова исключили из списка игроков, которым присвоили звание гроссмейстера. Изданный в 1964 году  в СССР «Шахматный  словарь» сообщал читателям, что Боголюбов «изменил Родине», исключен из рядов советской шахматной организации  «как ренегат»,  он «низко пал» в гитлеровской Германии и др.

В послевоенные годы единственным средством существования Боголюбова и его семьи, где росли две  дочери, был  «Haus Bogoljubow», чьи комнаты  приходилось сдавать в наем. Боголюбову пришлось пройти длительный путь этап дознания относительно его политического поведения во времена нацистов, однако ничего предосудительного  в его биографии найдено не было[4].

С 1948 года Боголюбов состоял членом Фрайбургского шахматного клуба, основанного в 1887 году. К участию в международных турнирах игрок  был допущен лишь в 1949 году. Последнее  выступление  в его шахматной карьере произошло в 1951 году в Бад-Пирмонте, где мастер участвовал в зональном турнире ФИДЕ.  После возмущения шахматисторв западного мира Боголюбову присвоили звание международного гроссмейстера.

В последние годы жизни Боголюбов тренировал юношескую сборную ФРГ, читал лекции о шахматах и проводил сеансы шахматной игры в разных городах Германии и  в Швейцарии (Цюрих). Имя Ефима Дмитриевича Боголюбова реабилитировано в России  лишь в 90-е годы прошлого столетия. Шахматистам хорошо знакома его учебная книга на русском языке «Шахматная школа для начинающих», позволяющая быстро и легко освоить начальные сведения об игре.

...Гроссмейстер  Е. Д. Боголюбов скончался от инфаркта на 63 году жизни. Это случилось после возращения гроссмейстера в Триберг из Белграда, где проходил шахматный турнир.  Тогдашний председатель Фрайбургского шахматного клуба Фридрих А. Шток  пожертвовал свое место на  городском кладбище в Триберге. Похоронен  гроссмейстер Боголюбов Е. Д. на участке Feld, F. На каменном надгробии на немецком языке начертано: "Gross-Schachmeister E. Bogoljubow (1.4.1889 – 18.6.1952)".

Примечания

[1] См.: Dombrowsky M., Schaak H. Zwieschen  den St;hlen. Bogoljubows schwieriges Verh;ltnis zu Deutschland. // Электронная версия.
[2] Там же.
[3] См.: Михальчишин А. Неизвестный Ефим Боголюбов. //Электронная версия.
[4] Brinckmann А. Grossmeister Bogoljubow. – Berlin, 1953.