Карельский перешеек и Приморское шоссе

Виктор Кутуркин
           Путешествуя по родному краю, и изучая Ленинградскую область,   в юности на велосипеде, а позднее, вместе с семьей на машине, я пришел к однозначному выводу, что самые красивые места располагаются на Карельском перешейке.  Здесь радуют глаз  прозрачные  озера, окруженные сосновыми лесами,  многочисленные речки и ручьи, холмы и возвышенности, приятный еловый запах и пьянящий  воздух.  Однако, главная привлекательность этих мест - это Финский залив  с песчаной полосой берега, пусть мелкий, пресный, однако, почти как море без конца и края. 
         Я впервые приехал сюда на велосипеде в самом начале 60-х годов и влюбился в северное побережье залива.  Впечатляющая прогулка по Приморскому шоссе - узкому двухполосному и сумасшедше живописному,  которое  тянулось извивающейся лентой вдоль берега, то удаляясь, то приближаясь к нему,  дала мне возможность восхититься поразительными морскими пейзажами.  Во время коротких остановок я выходил на песчаные дюны и наблюдал противоположный берег, едва заметный за далекой линией горизонта.
        В те далекие годы мы снимали дачу на заливе, и я не раз проехал на велосипеде от  городской квартиры на юге Ленинграда до нашей  дачной мансарды на окраине поселка Рощино.  Отдых здесь нам очень нравился, но так как  дорога от города занимала довольно много времени, то, прожив здесь два летних сезона, мы переместились  на южный берег залива,  и сменили нашу летнюю "резиденцию"  на  Мартышкино.  Летом 1962 года я провел одну смену в пионерском лагере в Ушково.  Эти   места мне  настолько "запали" , что  я не раз катался по Приморскому шоссе в сторону Зеленогорска,  Приморска, Выборга.
         Шли годы... Я учился, работал и теперь уже вместе с женой и сыном,  на машине мы не раз проехали по знакомому любимому маршруту,  отмечали изменения и улучшения трассы, ведущей к  границе с Финляндией.  C 2011 года   наш путь от Петербурга на дачу пролегает по юго-западной части окружной кольцевой дороги до станции Бронка, а затем, через Комплекс защитных сооружений в акватории Финского залива, к Горской. 
       Уникальный гидротехнический комплекс не только защищает Петербург от наводнений, но и служит автомагистралью, соединяющей северный и южный берега Финского залива.  Захватывает дух от увиденного, когда перед взором возникает панорама этого грандиозного сооружения.  Широкая  /три ряда в каждом направлении/  магистраль ныряет в двухкилометровый подводный тоннель,   поднимается на несколько десятков метров над судопропускным сооружением и позволяет на скорости 110 километров в час промчаться за считанные минуты 25 километров этой красивейшей трассы. 
        В ясную и солнечную погоду,  можно рассмотреть форты Кронштадта,  предназначавшиеся  для защиты города  от проникновения вражеских судов,  отовсюду видна 400 метровая "кукуруза"  небоскреба Лахта-центра,  многочисленные суда и катера бороздят залив, у причалов порта Бронка стоят грузовые суда.  Отдельного упоминания заслуживают любители рыбной ловли.  Ловят прямо с дамбы или спустив на воду резиновые лодки встают на якорь недалеко от берега.  C морской стороны видны установленные длинные /несколько десятков метров/  cети.  Весной,когда пойдет корюшка, на дамбе будет ажиотаж.
       И пусть маршрут через дамбу длиннее пути через город, мы выигрываем в скорости и получаем ни с чем не сравнимое удовольствие!
        Достигнув Горской,   съезжаем на Приморское шоссе. Вливаемся в поток транспорта, который двигается из северных районов Петербурга. В выходные дни здесь образуются автомобильные заторы и скорость заметно падает. Медленно катим через Сестрорецк,  любуемся озером Разлив,  проезжаем развилку к шоссе "Скандинавия". Война 1939-40 годов между СССР и Финляндией отодвинула границу между странами и финские названия этих мест были изменены. Вот здесь и начинается  "питерская  Рублевка", про которую злые языки говорят, что она круче московской.  Еще бы!  В нескольких десятках километров от города располагаются крутые дачи с видом на море!  Цена сотки земли начинается с 10 миллионов рублей!  Нищебродам здесь не место, а социальная среда однородна!  Солнечное, Репино, Комарово, Зеленогорск - здесь живет петербургская знать!  Правительственные чиновники высшего уровня, главы  корпораций,  звезды балета, театра, кино.  Когда - то, еще в сталинские времена, в Комарово давали дачи академикам.   Теперь здесь поселились  "лучшие люди города"!  Еще сохранились кое-где старые обветшалые дома, но судьба их предрешена.
        Старожилы вспомнят и покажут  памятные места, связанные с именами Шостаковича и Штоколова, Алферова и Бехтеревой,  Ахматовой и Гумилева,  Корнея Чуковского и братьев Стругацких. Историки поведают о Матильде Кшесинской, Фаберже и академике Павлове.  В усадьбе Пенаты можно услышать рассказ о жизни выдающего русского художника И. Е. Репина, не пожелавшего вернуться в советскую Россию и оставшегося в Финляндии.  Здесь отдыхали Соловьев-Седой, Лихачев, писатель-фантаст Ефремов, Гранин, похоронены Андрей Краско, Курехин и Резников.
           За окном автомобиля мелькают сосны,сквозь которые иногда просвечивается вид на залив. Пляжи здесь общественные и доступ к ним свободный, правда, установка палаток на дюнах запрещена.  Купание в заливе я бы не рекомендовал, но в жаркие дни кто устоит перед возможностью окунуться в теплых водах Балтики?  Заход в воду, чтобы погрузиться хотя бы по пояс, будет долгим - не один десяток метров.  Рядом с шоссе, повторяя все его изгибы и повороты, тянется прогулочный променад;  - он же и велодорожка,по которой фланирует местная публика.  Много автостоянок у домов отдыха, санаториев и ресторанов. 
           Через восемь километров после Зеленогорска трасса уходит от залива на несколько сотен метров и за Черной речкой становится свободнее.  От Зеленогорска начинается новый километровый отсчет до Приморска.  Проезжаем Молодежное, Смолячково.  Установленный  на 16 - м километре дорожный щит указывает на то, что мы уже в Выборгском районе  Ленобласти.  На 21-м километре в поселке Приветнинское с левой стороны шоссе  тянется серый забор.  Несколько десятков лет назад за ним располагалась воинская часть.  В начале 80-х годов прошлого века здесь начиналась закрытая зона, а  пограничники  проверяли документы у желающих проехать в сторону Приморска.  Асфальт заканчивался и шла довольно разбитая грунтовая дорога. Теперь здесь превосходное покрытие  до самого Приморска,  а проезд свободный.   Когда-то,  более ста лет назад, здесь был форт Николаевский   /Ино/,   своими орудиями готовый защитить наш город от вражеских судов.               
               От шоссе до залива несколько сотен метров великолепного соснового леса и эта красота сегодня  активно застраивается коттеджными поселками.   Вырубается лес,  прокладываются дороги,  монтируют  электрические подстанции,  тянут магистрали газоснабжения.  Уже стоят первые коттеджи,  работает техника,  осваивается  территория.  Открываются  магазины Магнит и Пятерочка,  торгует  Стройудача.   Цена земли здесь  пониже рублевской, но тоже впечатляет и непременно будет расти.  Лет тридцать назад ,  это было в лихие 90-е, мы снимали на лето небольшую времянку в поселке Пески /25-й км/ на первой линии от залива.  Обилие грибов и ягод, рыбалка, - я заплывал на резиновой лодке далеко от берега, оставили приятные воспоминания об отдыхе. В те годы можно было приобрести участок в Песках за 3 тысячи "зелени".  В наши дни этого не хватит даже на одну сотку.
           На 32-м километре дорога выходит непосредственно к заливу  и здесь сохранилась возможность подъехать к воде, разбить палатку и замечательно провести время.  Если повернуть направо, проехать через поселок Зеленая роща, то  дорога приведет к Зеркальному озеру, на берегу которого расположился самый большой молодежный лагерь  Ленобласти - Зеркальный. 
            Если же не сворачивать с Приморского шоссе и доехать до 37-го километра, то  слева от дороги можно увидеть усадьбу Тюльпанова,  безвременно рано ушедшего из жизни председателя Законодательного собрания Петербурга.  На берегу залива, непосредственно в водоохранной зоне,  на участке в один гектар,  в 2005 году началось строительство усадьбы.  Любопытно, что в нескольких сотнях метров от дачи,   береговую полосу давно облюбовали рыбаки.  Сюда приезжают на выходные семьями с детьми, ставят палатки,  строят домики типа "хижины дяди Тома". 
           Лет двадцать назад на дюны стали завозить  автодома.  Любители виндсерфинга и кайтеринга устанавливают кемперы в начале мая и живут здесь до окончания сезона.  Своими силами поддерживают в относительном порядке территорию, оборудовали туалеты,  вывозят мусор.   Открыв для себя в начале восьмидесятых этот райский уголок на берегу Финского залива, я до сих пор с удовольствием, оседлав велосипед или на машине с семьей, приезжаю сюда.   Приятно пообщаться с аборигенами здешних мест,  заплыть на резиновой лодке и порыбачить в заливе, поиграть в настольный теннис,  просто понежиться на теплом песке в жаркий летний день.   Эта прогулка разнообразит дачную жизнь и напоминает о былых временах.
             Дальше, на 42-м километре дороги, стоит поселок Озерки с красивой церковью Николая чудотворца и  комплекс Окуневая бухта /гостиница, ресторан/.   На 63-м километре можно посмотреть на огромные валуны сохранившейся линии Маннергейма,  полюбоваться открывающейся панорамой и островами перед подъездом к Приморску.  Сам город небольшой и интерес представляют сохранившиеся религиозные сооружения бывшего финского города со старым названием Койвисто.
            Приморское шоссе от Петербурга до Приморска на всем своем протяжении /136 км/,  это самая живописная дорога Ленинградской области,  которая ведет к прекрасным местам отдыха жителей нашего города. 
          Каждый раз, проезжая по знакомым до каждого километра,  любимым местам,  в разные времена  года,  я не перестаю восхищаться  природой,  объединившей море,  песчаные дюны и вечнозеленые хвойные леса в великолепные пейзажи Карельского перешейка.