Митя Кабалевский. Как стать композитором

Людмила Дементьева
Уважаемые читатели, мой рассказ «Кабалевский. Три музыкальных кита» имел не много  отзывов, но они заставляли задуматься, почему так происходит. Читатель Владимир Иноземцев писал:»Да, прежде известный композитор. Его вещи исполнялись по радио, сам он выступал.И всё. Россини помнят, Шопена помнят, а Кабалевский-? пишет Владимир Иноземцев. 

Есть и другой отзыв:
"в нашем одесском оперном театре в семидесятых годах я участвовала в сводном детском хоре где мы пели для Кобалевского ...его приезд в город был значительным событием в музыкальной жизни Одессы
такие великие души не забываются, сегодня детям не хватает такой великой заботы
вам низкий поклон за ваш труд на ниве сохранности музыкальных исцеляющих сфер
Ирина Коноваленко   28.12.2022 00:33   

Прислушаемся к мнению обоих авторов отзывов и продолжим рассказ.
 
Митя Кабалевский не представлял, как становятся композиторами, да и семья его не имела отношение к музыке.  Мама, Надежда Александровна Новицкая, окончила женскую гимназию в Царском Селе. Отец, Борис Клавдиевич,  был математиком. Он был умным и добрым человеком, умел выразить мудрые житейские наблюдения в форме афоризмов. Запомнился Мите такой:"Когда тебя будут критиковать, не огорчайся: чем критика будет умнее, тем больше она принесёт тебе пользы; чем она будет глупее, тем легче ты её опровергнешь». Пел отец народные песни, играл на гитаре. И гости «музыкальные» у них бывали. Особенно заинтересовал мальчика лысый человек. Это был Владимир Иванович Бельский, либреттист композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Он написал либретто опер «Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок", "Сказка о невидимом граде Китеже и деве Февронии".

В 8 лет Митю начали учить игре на фортепиано. Ему не нравилось играть скучные упражнения, больше привлекали свои «сочинения», демонстрация которых и привела к
освобождению от занятий на 6 лет. Трудно ему пришлось навёрстывать упущенное в 14 лет. Он понимал, что без этого он не сможет писать музыку. Его старания позволили ему за 6,5 лет закончить и музыкальную школу, и училище. В каких условиях приходилось учиться? Строилось первое в мире государство рабочих и крестьян. Дома и школы не отапливались. Надевали на себя всё, что у них было, и всё равно было холодно. Пальцы распухали от холода и голода, но мальчик играл
ранее ненавистные упражнения. Он понял, что без них он не сможет стать музыкантом. Он много  импровизировал, даже иллюстрировал в кинотеатре немое кино. Кабалевский так много  сочинял, что директору училища и преподавателю по фортепиано Селиванову пришлось открыть композиторское отделение. И какое-то время Кабалевский был единственным студентом этого отделения.

В 18 лет он работал в музыкальном техникуме им. Скрябина. А в 1925г. поступил в консерваторию на два отделения – композиторское и фортепианное. Он продолжал сочинять музыку, стал человеком, постоянно живущим сочинением музыки. К выпускным экзаменам  Дмитрий Кабалевский  написал струнный квартет.  И произошла здесь такая история. Работа шла успешно. Три части были готовы, и молодые музыканты решили исполнить это произведение на концерте. Но кода – заключительный раздел музыкального произведения – не шла. Что придумали музыканты, чтобы ускорить завершение сочинения?  Сыграв 3 части сочинения, они вдруг стали играть коду, кто во что горазд. А автора предупредили, что так поступят и на концерте. Или квартет будет снят с программы. Расстроенный композитор за целый день ничего не смог написать. Ночью он увидел во сне, как на сцене играют и ненаписанную музыку. Он встал и записал коду так, как услышал её на концерте во сне. Сочинение было тепло принято публикой, а квартет, исполнивший её,  теперь всемирно известный квартет им. Бетховена. И стало ясно, что  Кабалевский теперь всегда будет связан с сочинением музыки. Его имя было занесено на золотую доску в Консерватории.

Дмитрий Кабалевский  стал учить ребят игре на фортепиано в музыкальной школе
ещё в пору учёбы в музыкальном училище. В консерватории он и его друзья продолжили эту работу. Они бывали в школах, пионерских лагерях. Дмитрий Борисович заметил, что у ребят мало своих, детских песен. Он пишет для них  8 песен. В консерватории Кабалевский вступил в студенческое общество "Проколл"- "производственный коллектив". Задачей их было - писать музыку, доступную новому слушателю,пришедшему в концертные залы, помогать художественной самодеятельности. Так появился однажды в школе высокий,худой молодой учитель музыки - Дмитрий Борисович Кабалевский. Посмотрел в глаза ребят и вспомнил себя.Руки невольно сами заиграли весёлую пьеску. По сияющим лицам ребят он понял, что такую музыку они с удовольствием бы играли. Нужно только суметь соединить обязательную работу над техническими упражнениями с новым содержанием самой музыки. Он написал новые музыкальные пьески:"Барабанщик", "Физкультурная  игра", "Пионерская песня", "Походный марш". Ребятам они понравились.

К тридцати годам Кабалевский уже признанный автор многих произведений. Им написаны три симфонии, соната, фортепианный концерт, квартет. Он стал уверенным в своих силах, но робел пока перед оперой.  Как к ней подступиться? Нужен хороший сюжет. Прочитал композитор повесть великого французского писателя Ромена Роллана «Кола Брюньон». Ему захотелось рассказать о неутомимом оптимисте, резчике по дереву, создателе скульптур из дерева. Ему шестьдесят. Но оптимизм не покидает его. Засомневался композитор, может ли он писать музыку к этой книге, которую Максим Горький назвал «может быть, самой изумительной книгой наших дней». Да и автор Ромен Роллан не только великий писатель, но и известный музыковед и критик. 

Многие месяцы Кабалевский изучал  французские народные песни. Завязалась переписка с Роменом Ролланом по поводу оперы. Либретто написал Владимир Брагин. Первое представление  первой редакции состоялось в Ленинграде, в Малом оперном театре, 22 февраля 1931г. Опера имела успех. Но требовательный к себе композитор работает над оперой ещё несколько десятков лет.  За это время успела родиться дочка Машенька, закончила  школу, поступила в университет – и это только часть времени, потребовавшееся её отцу для создания оперы.

В 1953г.Дмитрий Борисович ездил во Францию. Он посетил места, связанные с именем Ромена Роллана и его Кола Брюньона. Был и в Кламси, родном городе Роллана и Брюньона. Встретился композитор и с Марией Павловной,  женой Ромена Роллана.
Эта русская женщина стала и близким другом Ромена Роллана. Она показала Кабалевскому рабочий кабинет писателя. Среди нот на полках композитор увидел и свой клавир "Мастера из Кламси", который он подарил Роллану. Впечатления от поездки были очень глубокими.Он сделал много снимков, которые помогут художнику,
готовящему декорации к новой редакции оперы.               

Вторая редакция оперы была представлена в Москве, в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в апреле 1971г.  За создание оперы «Кола Брюньон» Дмитрий Борисович Кабалевский  был удостоен Ленинской премии.(1971г.) Увертюра к опере вошла в репертуар лучших оркестров США и Канады. Встречался композитор и с выдающимся  дирижёром, выступающим  во многих странах, Артуром Тосканини.(25.03.1967- 16.01.1957). (Тончайшую духовную связь его с музыкой вы почувствовали, читая мой рассказ о короле бельканто-Карузо).
Дирижёр  дал в Филадельфии концерт и назвал «Увертюру»  к опере «Кола Брюньон» прекрасной. Через 20 лет он прислал Кабалевскому  платок. Впрочем, начнём по порядку.  Раздался звонок.  С Кабалевским говорил знаменитый скрипач Леонид Коган. Он сообщил, что привёз ему любопытный сувенир – платок на голову. Удивлённый композитор признался, что такого подарка ему ещё никто не дарил. Вскоре подарок был вручён Дмитрию Борисовичу. Да. Это был особенный платок. На платке розового шёлка чёрной краской были изображены музыкальные инструменты, подпись Тосканини, театры мира, в  которых дирижировал Маэстро. Среди партитур была названа и «Увертюра» Кабалевского «Кола Брюньон».

На фото:Борис Валиевич Кабалевский с детьми-Машей и Митей.

        Продолжение следует:В.О.война и музыка.

1 ч.-http://proza.ru/2023/01/21/773 - Начало.